Цель: формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком и другими изученными орфограммами.
Задачи:
- Предметные:
- Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова.
- Закреплять умение употреблять разделительный мягкий знак.
- Сформировать умения различать две функции мягкого знака: разделительного и показателя мягкости.
- Учить переносить слова с мягким знаком.
- Обогащать словарный запас учащихся.
- Личностные
- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
- мотивация к творческому труду, к работе на результат.
- Метапредметные:
- Регулятивные
- ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Познавательные
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
- Коммуникативные
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- использовать игровые технологии, здоровьесберегающие, информационные.
- Регулятивные
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Вот снова прозвенел звонок –
Мы начинаем наш урок.
Я тетрадочку открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою –
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
– Записываем в тетрадях число, классная работа.
Минутка чистописания
II. Актуализация знаний
1. Словарная работа
Учитель показывает слово с пропущенной орфограммой на карточке, один ученик объясняет, какую букву, надо писать. Все записывают эти слова.
Д…рога, б…рёза, ...нварь, к…ньки, м…роз, м…тель, сн…гирь, р…сунок.
– На какую тему эти слова? (Ответы детей.)
2. Орфографическая минутка
– Прочитайте группы слов на доске и определите по какому признаку они объединены?
Снег, травка, глазки, улов
Поляна, снежок, земля, бросать
Воробьи, заячьи, ребячьи, коньки
– Чем похожи слова третьей группы? (Во всех словах пишется буква ь)
– Какое слово лишнее? Почему?(Лишнее слово коньки, в нем мягкий знак показатель мягкости.)
– Докажите. Обоснуйте свой ответ.
– Что общего у оставшихся слов? (Разделительный мягкий знак)
– Запишите слова, подчеркните в них орфограмму.
III. Самоопределение к деятельности
– О какой букве написано правило в стихах?
Что за буква, кто узнает,
Звука не обозначает.
Может только показать,
Как согласную читать. (Это буква мягкий знак.)
– О какой «работе» мягкого знака идет речь в этом стихотворении? (Мягкий знак показатель мягкости.)
– Послушайте следующее стихотворение об этой букве.
Перед Е, Ё, И, Ю, Я
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья, жилье –
Перед Я, И, Е, Ю, Ё.
– Какую «работу» выполняет мягкий знак здесь? (Это разделительный мягкий знак.)
– Чему мы будем учиться сегодня на уроке?
IV. Физкультминутка
А сейчас все дружно встали,
Отдохнем, как на привале.
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поклонись!
Руки вверх, руки вбок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы вы, ребятишки!
V. Работа по теме урока
1. Работа с учебником
Упр. 67 (с. 38).
2. Упражнение в определении значения мягкого знака
Карточка 1 (Приложение)
Запиши слова в два столбика. В первый столбик с мягким знаком для обозначения мягкости согласного, а в другой – с разделительным мягким знаком. Раздели вертикальной чертой слова для переноса.
С Ь, обозначающим мягкость С разделительным Ь
Соловьи, льдина, гостья, птичьи, больница, друзья, пальто, перья, здоровье, шалунья, жильцы, большой.
Проверка. Прочитайте слова с мягким знаком для обозначения мягкости согласного по слогам, как вы разделили для переноса.
– Прочитайте слова с разделительным мягким знаком.
3. Упражнение в написании разделительного мягкого знака
Карточка 2 (Приложение)
Спиши слова, вставляя, где нужно, разделительный мягкий знак.
Ночю, ули, шёт, лёт, птичя, вороби, лют, медвежя, деревя, семя, листя, друзя, солови, перя, заячи.
Проверка. Учащиеся по очереди подходят к доске и на месте мягкого знака ставят вертикальную черточку.
4. Замените словосочетания одним словом с разделительным Ь. Запишите эти слова. (Словосочетания читает учитель)
Снежная буря – вьюга
Мама, папа, дети – семья
Ягоды, сваренные в сахаре – варенье
Дом, жилище – жильё
Домики для пчёл – ульи
В какое время года птицы улетают в тёплые края? – осенью
5. Составьте из слов предложения. Запишите. Подчеркните слова с разделительным мягким знаком. (Слова записаны на доске)
сидит, на, снегирь, рябине
птицы, деревьях, на, гнёзда, вьют
– Какие слова с мягким знаком вы не подчеркнули? Почему?
– Какие орфограммы ещё встретились в этих предложениях?
VI. Самостоятельная работа
1.Выпишите только те слова, в которых надо поставить разделительный мягкий знак.
Плат..е, земл..я, гост..я, кол..есо, ш..ет, Кат..я, Дар..я.
– В каких словах написали разделительный мягкий знак?
2. Тест-игра «Выбери нужное слово»
VII. Рефлексия
– Над правописанием какой буквы мы работали на уроке?
– Какие выводы сделали?
– Какое задание вам было интересно выполнять?
– Возьмите солнечные лучики и капельки дождя. Если вы считаете, что урок полезен, то приклейте лучики к солнышку, а если вам было скучно, вы ничего полезно не узнали и не запомнили, то к тучке приклейте капельки дождя
VIII. Домашнее задание на выбор
Упр.65 с.37 или написать 3 пословицы, где есть слова с разделительным мягким знаком
Источники:
- В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. Учебник для 2 класса нач.шк. Ч.2, 2014г.
- Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс. В 2-х частях
- Русский язык. Разноуровневые задания. 2 класс/Сост.Н.С.Ульянова.– 2-е изд., перераб. – М: ВАКО, 2013.– 96с.
- http://www.kindergut.ru/upload/iblock/e46/e460cb05d595bc6a636690665d33fb2b.jpg