Цели урока: познакомить с процессом самообразования, его формами и результатами; дать представление о том, что как занимались самообразованием в прошлом; объяснить значений понятий самообразование, самоорганизация.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся характеризовать формы самообразования; оценивать собственные умения учиться и возможности его развития; находить нужную социальную информацию в источниках разного типа; сопоставлять процесс образования и самообразования; освоят алгоритм процесса получения знаний;
получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения;
Метапредметные УУД:
познавательные: ставить и формулировать цели и проблему урока; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
коммуникативные: обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
регулятивные: осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению; готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования.
Методы урока: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая
Основные понятия: самообразование и самоорганизация
Обеспечение урока:
- Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкий Н.И. Обществознание, 5 класс, М.: Просвещение, 2016.
- Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществознанию, 5 класс. Экзамен, 2014.
- Сорокина Е. Н. Поурочные разработки по обществознанию. 5 класс. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2016.-208 с.
Интернет-ресурсы: https://urok.1sept.ru/articles/576984/
Оборудование: компьютер; экран; мультимедийный проектор; пакет с рабочими материалами для работы в группах; компьютеры с доступом к Интернету, выставка книг и дисков; раздаточный материал для учащихся (памятки, задания группам).
Тип урока: открытия нового знания
Этапы урока:
Первый этап – вызова (подготовительный);
Второй этап – осмысления (изучение нового материала);
Третий этап – рефлексия (итоги урока).
На доске: тема, план, эпиграф, ПВ.
Эпиграф: «Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования» (Н.А.Рубакин)
План урока:
1. Формы самообразования.
2. Испокон века книга растит человека.
3. Самообразование – путь к успеху.
4. Новые возможности.
5. Самообразование и самоорганизация
Ход урока |
||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организационный момент |
Здравствуйте, ребята! Друзья мои, я очень рада Сели девочки. Сели мальчики. |
Организовать и психологически настроить учащихся на работу |
II. Проверка домашнего задания. |
На прошлом уроке мы изучили тему «Образование и самообразование». 1 задание (работа у доски) Восстановите рассыпавшуюся схему и ответьте на вопрос: – подписать пропущенную ступень образования. 2 задание Написать схему формы образования 3 задание Как получить нужную книгу? Тест-оценка (Приложение 1) Прошу вас приступить к работе над заданиями. |
Выполняют тесты
Взаимопроверка и выставление отметок на основании критериев. |
III. Мотивационно-целевой этап |
«Коммуникативная атака» «Перепутанные пословицы» Проверка (эталон)
– Вы изучали эти пословицы на каких-либо школьных предметах? ПВ «Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования». Н.А.Рубакин 2. Постановка проблемы. – Предположите, что мы будем изучать на уроке? Тема нашего урока: «Образование и самообразование». |
Учащиеся определяют цели и задачи урока |
IV. Актуализация знаний |
Как гласит знаменитая пословица, «Человек – кузнец своего счастья». |
Отвечают на проблемный вопрос |
V. Первичное усвоения новых знаний 4. Самообразование – путь к успеху |
Слово учителя. Композитор – А. П. Бородин по образованию медик и химик. Физкультминутка (после окончания работы в группе) |
Обсуждение пословицы
Работа с текстом учебника.
Приводят доказательства на примерах знаменитых судеб. |
4. Новые возможности
5. Самообразование и самоорганизация
VI. Первичное осмысление и закрепление изученного
V. Подведение итогов урока
Домашнее задание |
В информационном обществе огромные возможности представляет для самообразования и Интернет не исключение. Вторая группа Работа с текстом «Самообразование и самоорганизация» на с. 63. Вы должны письменно составить алгоритм работы над самообразованием и определить её результаты. Как вы думаете, легко ли заниматься самообразованием и самоорганизацией? Что поможет в этом деле? I этап 1. Оценка ситуации. II этап Сами действия по достижению цели. На этом важно:
Третья группа В чём преимущества и Четвёртая группа Опиши иллюстрацию на с. 53. Составь рассказ на тему «Как учились в земской школе». Воспользуйся планом. Пятая группа рассказать о Никитинской библиотеке Работа в паре В приведенном тексте найди лишние буквы.
Внаенакна жнаинавнаинаина, внаенакна уначнаинаснаьна! Результаты работы Самоконтроль и самооценка деятельности, навык самостоятельной работы по овладению новыми знаниями и умениями, т. е. самоорганизация познавательной деятельности. Подведя итог работе в группах сформулируйте вопросы о самообразовании человека (кубик Блума) – я понял(а)… – Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор? Самое время прослушать астрологический прогноз. Для этого вам нужно открыть дневники. Спасибо за работу! |
Идёт работа в группах
Учитель демонстрирует фрагмент энциклопедии.
Презентация работ
Проверка алгоритма и корректировка его
Отвечают на вопросы учителя.
Записывают домашнее задание |
Используемый учебно-методический комплекс:
- Обществознание 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ [Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой– 4-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 127 с.: ил., карт.– (Академический школьный учебник)
- Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая. Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение 5 класс». – М.: Просвещение, 2012;
- А.С.Митькин Рабочая тетрадь по обществоведению.. – М.: «Экзамен», 2012