Синтаксические нормы русского языка. 11-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 11


Цели:

- образовательные:

  • повторение и углубление знаний об основных синтаксических нормах;
  • формирование навыков культуры речи;
  • умение использовать теоретические знания для грамотного письма;

- развивающие:

  • развитие умения анализировать, устанавливать причинно – следственные связи;
  • развитие умения переносить знания в новую ситуацию;

- воспитательные:

  • воспитание культуры речи;
  • формирование умений осуществлять сотрудничество, взаимоконтроль, взаимопомощь.

Оборудование: компьютер, проектор, доска, теоретический материал, электронная презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Подготовка к восприятию. Мотивация.

Одним из главных признаков литературного языка является наличие норм. Это явление историческое. Языковая норма – это образец, это то, как принято говорить и писать в обществе в данную эпоху. Норма определяет, что правильно, а что – нет, она рекомендует одни языковые средства и способы выражения и запрещает другие. Нормы могут изменяться с течением времени. Источниками языковой нормы служат произведения русских писателей – классиков, устная речь литературно образованных и авторитетных в обществе людей, речь дикторов телевидения и радио, исследования в области русского языка. Соблюдение их облегчает использование литературного языка. Нормы характерны для всех разделов языка. Перечислите эти нормы.

Я предлагаю найти в предложениях ошибки и исправить их.

  1. У больного был земляной цвет лица.
  2. С пятистами тридцатью участниками заключён договор.
  3. Маша вымыла пол более чище, чем Надя.
  4. К Владимиру Ивановичу приехало трое племянниц.
  5. Переходя улицу, часто нарушаются правила движения.
  6. Дождь, ливший целый день и который затопил всё вокруг, наконец прекратился.
  7. Девочка положила в корзину подосиновики, подберёзовики, грибы.

А теперь вспомним, что регулирует каждый вид литературной нормы.

Сегодня мы остановимся на синтаксических нормах. Они регулируют порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, управление в словосочетаниях, определения с определяемым словом, построение простых предложений с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, связь частей сложного предложения.

III. Работа в группах с карточками (4 варианта карточек).

Задание: найти предложения с синтаксическими ошибками, выписать в тетрадь и подчеркнуть ошибки. Учащиеся коллективно выполняют задание. (Приложение 1)

Цель задания: выяснить, умеют ли учащиеся видеть грамматические ошибки.

Самопроверка после выполнения заданий (на доске написаны правильные ответы).

Сделать вывод о том, какие синтаксические ошибки можно отметить в выписанных предложениях.

IV. Работа над синтаксическими нормами русского языка с использованием теоретического материала.

Ученики знакомятся с теорией. (Приложение 2)

Вывод. С нарушением синтаксических норм чаще всего мы сталкиваемся:

  • в предложениях с однородными членами;
  • при употреблении имён собственных в предложении;
  • в предложениях с причастным оборотом;
  • в словосочетаниях при согласовании и управлении;
  • при выборе формы сказуемого при подлежащем местоимении;
  • при других формах согласования главных членов предложения;
  • при употреблении деепричастного оборота;
  • при замене придаточной определительной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом.

V. Закрепление изученного.

Тренировочные упражнения.

  1. Комментированное письмо (все выполняют в тетрадях). Записать предложения под диктовку, найти синтаксические ошибки, объяснить их, записать предложения в исправленном виде. (Приложение 3)
  2. Выписать номера предложений с грамматической ошибкой

(с нарушением синтаксической нормы). (Приложение 4)

Vl. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой:

указать номера предложений, в которых придаточную часть нельзя заменить причастным оборотом. Объяснить задания, вызвавшие большее количество ошибок. (Приложение 5)

Vll. Итоговый тест (по вариантам). 

Укажите номера предложений с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). (Приложение 6)

После выполнения ученики сверяют свои варианты с правильными ответами, записанными на доске. Работа оценивается.

Vlll. Итоги урока.

lX. Домашнее задание: подобрать примеры с синтаксическими ошибками и объяснить их.