Задачи: познакомить родителей с особенностями речевого развития детей-билингвов дошкольного возраста, с приемами работы с детьми по развитию речи.
Оборудование: выставка методической литературы, дидактических игр, альбомов для развития речи дошкольников; печатный материал “Артикуляционная гимнастика”, “Игры на развитие фонематического слуха”, “Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи” (по количеству родителей); видео с выполнением артикуляционной гимнастики детьми, мяч, индивидуальные зеркала (по количеству родителей); листы для записей, ручки.
Ход мероприятия
1. Приветствие родителей.
Представление учителя-логопеда, знакомство с родителями.
2. Актуальность встречи.
С точки зрения науки билингвизмом называют двуязычие, под которым подразумевается употребление в речи двух языков – родного и не родного. Дети - билингвы – это дети, которые владеют двумя и более языками. Это дети, которые воспитываются в двуязычных семьях. Необходимость нашей встречи обусловлена тем, что число детей - билингвов, в частности в нашем детском учреждении, растет с каждым годом. В связи с этим перед педагогами и родителями встает следующая проблема: как воспитать, обучить и адаптировать таких детей? Ведь для детей мигрантов приход в русскоязычное дошкольное учреждение является настоящим испытанием. Травмирующим фактом становится отрыв не только от родителей, но и от родной культуры, так как в детском саду они сталкиваются с другими правилами поведения, другими играми и, самое главное, с другими людьми, которые разговаривают на чужом им языке.
3. Диагностика состояния речевого развития детей ДОУ.
Ежегодно в нашем детском саду проводится диагностика, в ходе которой определяется уровень владения детьми языковыми средствами русского языка. Оценивается состояние речевого развития по следующим направлениям:
- Развитие фонематического слуха, восприятия;
- Состояние звукопроизношения;
- Сформированность лексико-грамматического строя речи;
- Развитие связной речи.
4. Особенности речевого развития детей-билингвов. Характеристика уровней речевого развития.
Группа детей-билингвов, для которых русский язык является одним из не родных, крайне неоднородна. Условно можно выделить три уровня речевого развития: высокий, средний, низкий. При характеристики каждого уровня речевого развития рассматриваются несколько его составляющих.
Коммуникативно-речевая активность на русском языке у ребенка с высоким уровнем отличается следующими особенностями: почти нет проблем в понимании вопросов, он может поддерживать разговор на заданную тему, выражая свои мысли легко и свободно, использует широкий диапазон лексики при выражении своих мыслей, сложные предложения. Дошкольник может самостоятельно начать и закончить разговор, расспросить, дать информацию, побудить к действию, помочь собеседнику выразить свое мнение, спорить по различным вопросам и делать выводы; спонтанно реагировать на изменение речевого поведения партнера. Также к этому уровню относятся дети, у которых отмечается достаточная беглость и внятность русской речи, объем высказываний соответствует программным требованиям детского сада. Ребенок использует разнообразную лексику, не употребляет иноязычные слова, демонстрирует хороший уровень понимания заданий, однако, иногда приходится стимулировать речевую активность — повторять вопрос; повышать громкость голоса, замедлять темп речи.
Для среднего уровня характерно общее понимание вопросов и желание участвовать в коммуникативно-речевых ситуациях, но при этом ребенок использует чрезвычайно упрощенные лексико-грамматические структуры для выражения своих мыслей. Он может определить необходимость той или иной информации и выразить свое мнение, используя простейшие языковые формы. У ребенка очень ограниченный лексический запас, который достаточен для обсуждения хорошо знакомой ситуации или темы. Требуются объяснения и пояснения некоторых вопросов. Ребенок часто делает неоправданные паузы и меняет тему беседы.
Ребенок с низким уровнем не может вести беседу на русском языке, лишь однословно отвечает на вопросы по очень простым бытовым темам, часто переспрашивает. Ответы его состоят из коротких фраз, в речевом высказывании используются заученные образцы. Ребенок владеет минимальным запасом русской лексики, но не умеет его использовать в ответе. Речевое общение на русском языке не сформировано.
Проблема профилактики и обучения детей с нарушениями речи, овладевающих русским языком как вторым, становится все более актуальной в связи со сложившимся национальным составом региона, происходящими в последние годы миграционными процессами, расширением межкультурных контактов.
Оптимальным для усвоения второго языка является 4-7 летний возраст ребенка. К этому времени дети уже хорошо владеют родным языком, что создает благоприятные предпосылки для обучения второму (русскому) языку. Артикуляционный аппарат каждого человека с детства привыкает к определенным движениям, характерным для звуков родного языка, его фонетической системы в целом. Следовательно, у ребенка до поступления в школу слух и органы речи привыкают к звукам родного языка. В силу этого двуязычные дети звуковую систему русского языка начинают усваивать, имея уже твердо сложившиеся навыки восприятия и произношения звуков родного языка. Именно в это время начинают усваиваться фонологическая система русского языка и на ее основе формироваться специфичные для русского языка слухо-произносительные навыки.
Однако дошкольники не имеют укоренившихся привычек искаженного произношения русских слов. Поэтому вести с ними работу значительно легче, чем со школьниками. Отсюда вывод: основную работу по привитию навыков правильного произношения путем формирования фонематического слуха и четкой дифференциации русских фонем необходимо проводить еще в дошкольном возрасте.
5. Рекомендации по созданию речевой среды в домашних условиях.
А) Развитие фонематического слуха.
Хорошо развитый фонематический слух является базой дальнейшего обучения ребенка грамоте.
Логопед предлагает некоторые игры на развитие фонематического слуха, восприятия. (Приложение 1).
При построении системы упражнений необходимо учитывать особенности фонетической системы русского языка.
Логопед знакомит родителей с классификацией звуков русского языка (Приложение 2).
Б) Формирование звукопроизношения.
Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.
Правильное произношение звуков обеспечивается подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. С этой целью разработаны комплексы упражнений артикуляционной гимнастики, с помощью которых можно помочь детям овладеть нормами звукопроизношения родного языка.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования основных звуков и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определённых положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Правила проведения артикуляционной гимнастики
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.
- Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5, а все занятие – 10–12 минут.
- Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Если малыш выполняет упражнения с индивидуальным зеркалом, предварительно он должен увидеть правильный образец, показанный взрослым.
- Некоторые упражнения проводятся под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.
- Упражнение выполняется ребенком поэтапно: он улыбается, показывает зубы, приоткрывает рот, поднимает кончик языка за верхние зубы, прикасаясь кончиком языка к бугоркам, произносит звук т-т-т-т-т-т-т-т, затем делает губами широкую трубочку, приоткрывает рот, превращает язычок в “чашечку”, выдувает теплую воздушную струю на ладошку.
- Так же поэтапно следует проверять выполнение упражнения. Это дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка, и отработать с ним данное движение.
Просмотр видео с записью выполнения артикуляционной гимнастики.
Родители просматривают запись. Логопед параллельно комментирует.
Логопед предлагает примерный комплекс артикуляционной гимнастики (Приложение 3).
В) Формирование лексико-грамматического строя речи и связной речи.
Лексический словарь (лексический запас) – это то количество слов, которыми ребенок оперирует в речи. С каждым годом у ребенка значительно возрастает словарный запас.
Сформированность грамматического строя речи подразумевает способность ребенка образовывать слова, изменять их в числе, падеже, согласовывать члены предложения, выстраивать предложно-падежные конструкции. Данные навыки достигаются в процессе игр и упражнений.
Логопед предлагает познакомиться с примерными играми и упражнениями на развитие лексико-грамматического строя речи. (Приложение 4).
6. Практическая часть.
Логопед предлагает родителям выполнить несколько артикуляционных упражнений, поиграть с мячом в игры.
7. Рефлексия.
Родители задают интересующие вопросы. Рассматривают выставку предложенной литературы.
Список литературы.
- Дети-билингвы в детском саду. Методическое пособие. Под редакцией Н.В. Микляевой. ООО “ТЦ Сфера”, 2011
- Журнал “Дошкольная педагогика” №9 2014 стр.7
- Журнал “Логопед” №4 2014 стр.50