Семинар-практикум "Формирование стрессоустойчивости педагогов"

Разделы: Школьная психологическая служба


Актуальность тренинга:

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Деятельность педагога насыщена различными напряжёнными ситуациями и разнообразными факторами, несущими в себе потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования.

Неблагоприятные воздействия этих факторов вызывают у педагога стресс двойного рода: информационный стресс (связан с информационными перегрузками, необходимостью быстрого принятия решения при высокой степени ответственности за последствия) и эмоциональный стресс (возникновение эмоциональных сдвигов, изменения в характере деятельности, нарушения поведения). При постоянном воздействии неблагоприятных факторов профессионального труда ведёт к ухудшению результатов деятельности, к снижению работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению показателей психических процессов (памяти, внимания, мышления). После пребывания в напряжённой ситуации педагог ощущает разбитость, подавленность. В отдельных случаях эмоциональная напряжённость достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья.

В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

Цель: Активизация стремления педагогов к пониманию, осознанию и использованию внутренних ресурсов для личностного роста и сохранения собственного здоровья.

Задачи:

  • Показать педагогам способы саморегуляции и снижения психологического напряжения;
  • Отработать практические приемы преодоления стресса.

I. Водная часть

- Добрый день, уважаемые коллеги. Первый вопрос, с которого мне бы хотелось начать нашу встречу, звучит так: “Улыбался ли вам кто-нибудь сегодня?”, “Улыбались ли вы сами?”.

Упражнение “Подари улыбку”

- Я предлагаю вам поиграть в одну детскую игру “Подари улыбку”. Ваша задача заключается в том, чтобы улыбнуться всем коллегам по кругу, передавая отличное настроение, радость от встречи.

Обсуждение: “Что вы почувствовали, улыбаясь друг другу?”

- Уважаемые коллеги, наверняка вы знаете, что улыбка иногда длится лишь мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. Именно с улыбки начинается любое взаимопонимание. Улыбайтесь коллегам, ну и, конечно же, не забывайте про детей!

II. Организационный момент

Цель: формирование доброжелательной рабочей обстановки в группе.

Наша встреча рассчитана на то, чтобы коснуться эмоционального состояния человека, а именно стресса, лучше понять самих себя, лучше понимать других, учиться выражать свои чувства, переживания, практиковать приемы релаксации и просто хорошо провести время.

Упражнение "Застенчивый булочник"

Цель: самопрезентация, привлечение педагогов к самоанализу и самопознанию.

– А теперь посмотрим, как сказка может помочь решению серьезных психологических задач. Послушайте...

СКАЗКА

В одном городе жил булочник. Каждый день он вставал рано утром, замешивал тесто, выпекал ароматные булочки, а потом продавал их в своем магазинчике. И хотя он пек и продавал булочки много лет подряд, каждый день он сомневался и переживал, достаточно ли хорошо он поработал и удались ли сегодня булочки.

Жители города часто заходили в булочную. Одни хвалили товар, другие критиковали: то соли мало, то изюма, кому-то сахару в избытке, кому-то недостает... Некоторые вообще ничего не говорили. Но все приходили опять. И несмотря на это булочник продолжал переживать, так что иногда ему даже казалось, будто в его жизни ничего радостного нет. Однажды в булочную пришел молодой лесовик из соседней березовой рощи. Он сказал, что очень хочет попробовать булочки, но у лесовиков не бывает денег, поэтому ему нечем заплатить. Зато у него есть целый мешок разных самоцветов. Булочник сразу предложил лесовику несколько душистых булочек за маленький самоцветик.

— Хорошо, — ответил лесовик. — Только я не могу отдать самоцветы за что-либо материальное. Поэтому я подарю тебе самоцвет, если ты назовешь мне свое положительное качество.

Булочник был очень застенчив и поэтому сказал:

— Мне очень трудно это сделать. Можно я сначала узнаю, как отвечают на этот вопрос другие люди?

Я прошу каждого из вас помочь булочнику и назвать свое положительное качество. Не старайтесь придумывать их, назовите первое, что придет в голову, не ориентируйтесь на чужие оценки. Если кому-то трудно назвать свои качества, назовите дело, в котором вы преуспели.

Итак, булочник услышал ваши положительные качества, и это помогло ему назвать лесовику свои. Он получил в подарок самоцвет и подарил лесовику несколько сладких булочек.

Лесовик ушел. А спустя несколько дней появился опять. Оказывается, он собрался жениться, а слух о вкусных булочках уже разнесся по всему лесу. И теперь гостям на свадьбу нужно много булочек. Заплатить же лесовик опять может только самоцветами, и не за булочки, а за рассказ булочника о хорошем событии, которое совсем недавно случилось в его жизни.

Стеснительный булочник опять задумался и спросил:

— А можно я сначала послушаю, что расскажут о своих хороших событиях другие люди?

Чтобы помочь булочнику, я прошу вас рассказать о хорошем событии, которое было у вас совсем недавно — сегодня, вчера или на днях. Это может быть получение письма, телефонный звонок хорошего человека, понравившийся фильм, посещение театра... Приятным событием может быть какое-то достижение свое или близких, сопереживание другим людям.

Это может быть и очень неприметное событие — купание воробья в луже, игра котенка, пение птиц, лучи солнца из-за туч... Назовите ваши переживания, связанные с этими приятными событиями.

Булочник передает вам большую благодарность, он услышал ваши приятные события, и это помогло ему рассказать о своем хорошем.

Итак, он получил от лесовика самоцветы и подарил ему свои вкусные булочки. Но к вечеру лесовик вернулся.

— Выручай, — сказал он. — Гостям не хватило угощенья. Грибы и ягоды им надоели, теперь все хотят сладких булочек.

И опять лесовик попросил булочника назвать событие его жизни, но теперь то, которое позволяет ему гордиться собой. И конечно, рассказать, почему им можно гордиться....

И снова стеснительный булочник попросил помощи: как на этот вопрос ответили бы другие люди?

Давайте вспомним, какое событие в вашей жизни позволяет вам гордиться собой и почему. Иногда это бывает приятное, но незначительное событие, иногда трудное, но успешно преодолеваемая проблема. Неважно, какие из них вспомнятся сейчас...

И опять булочник принял вашу помощь, справился со своим заданием, получил самоцветы и насыпал целый пакет булочек для гостей лесовика.

Долго не видели лесовика в городе. Через несколько месяцев он пришел и сказал, что приглашает булочника на крестины своего первенца-лесовенка. А чтобы накрыть стол для гостей ему нужны булочки. Лесовик просит булочника назвать событие из его будущей жизни, о котором он мечтает.

И снова застенчивый булочник просит:

— Можно я сначала послушаю, как отвечают на этот вопрос другие люди?

И я снова обращаюсь к вам. Пожалуйста, назовите положительное событие, которого вы ожидаете в вашей будущей жизни. Неважно, каков их масштаб и как скоро наступит их время. Просто назовите событие и обозначьте то позитивное переживание, которое его будет сопровождать.

Благодарю вас за помощь героям сказки. Булочник и лесовик передают вам большое спасибо.

Крестины удались на славу. На праздник собрались все лесные жители — от лис и медведей до леших и кикимор. И все хвалили аппетитные булочки.

В разгар праздника булочник набрался смелости и спросил лесовика, откуда у него так много самоцветов?

– Это очень просто, — ответил лесовик. — Всякий раз, когда какой-нибудь человек называет свое положительное качество или рассказывает что-то хорошее, что было или ожидается в его жизни, в недрах земли рождается новый самоцвет. А если вспоминается событие, которым можно гордиться, появляются самые крупные самоцветы. Ночью, когда земля становится влажной от росы, камни выходят на поверхность, и уже к утру можно заметить, как они поблескивают из-под корней травы. Вот так и появляются сапфиры, изумруды, алмазы...

Сказка окончена. И теперь давайте проведем небольшую аналитическую работу. Сначала актуализируйте свои ощущения, чувства по поводу каждого из заданий: положительное личностное качество, новое хорошее событие, прошлое событие, которым можно гордиться, будущее положительное событие. Как вы думаете, какая может быть связь между будущими событиями и событиями из недавнего или более отдаленного прошлого? Как прошлое влияет на достижения в будущем?

Выскажите свое мнение.

Давайте обсудим, что происходило в процессе выполнения заданий.

• Скажите, трудно ли было подобрать и назвать свои положительные качества?

• Легко ли вспомнились ситуации, которые воспринимались как новые и хорошие?

• Легко ли вспомнились события, которыми можно гордиться?

• Легко ли было сформулировать, о чем мечтаешь? Как вы думаете, почему?

Человеческая жизнь сопровождается приятными и неприятными событиями разной значимости. У большинства людей опасные и неприятные ситуации фиксируются более ярко, и это связано прежде всего с потребностью в безопасности. В самопредставлении некоторых людей эта негативная реакция начинает чрезмерно доминировать. И тогда кажется, что “у меня все плохо”, появляется склонность к пессимизму, депрессивным состояниям, неврозам. Чтобы человеку переключиться на позитивные переживания, преодолеть этот дисбаланс, необходимо актуализация образов позитивных событий недавнего времени и фиксирование их в сознании. Это помогает человеку гармонизировать представления о своих жизненных ситуациях. Эти воспоминания — ценный для нашего психологического самочувствия эмоциональный ресурс.

Тест “Нужно ли Вам учиться бороться со стрессом?” ( по А.И. Тащевой)

“Стресс – это важнейший инструмент тренировки и закаливания, он помогает повышать сопротивляемость организма. Стресс может способствовать возникновению не только тяжелого страдания, но и большой радости. Он способен привести человека к вершинам творчества. Профессия педагога относится к одной из профессий, в которой часто возникают стрессовые ситуации. Самое время узнать, как состоит дело со стрессовоустойчивостью у вас.

Ответьте “да” или “нет” на десять вопросов:

1. Часто ли Вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?

2. Бываете ли Вы вспыльчивы по пустякам?

3. Случалось ли Вам чувствовать, что Вы устали после отпуска (выходных, каникул) больше, чем до него?

4. Случалось ли Вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы плеч ноют, а в спине – тупая боль?

5. Испытываете ли Вы головные боли от конфликтов в семье?

6. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?

7. Бываете ли иногда слишком плаксивы или близки к слезам?

8. Предрасположены ли Вы к астме или кожной сыпи и дают ли о себе знать, когда Вы эмоционально расстроены?

9. Приходилось ли Вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?

10. Часто ли Вам кажется, что Вы тратите слишком много времени, на решение чужих проблем и у Вас не остается времени на себя?

Посчитайте положительные результаты, если их больше 4, пора задуматься о том, что стресс отнимает у Вас слишком много сил, ресурсов, а значит – здоровья.

Очень важно самому и своевременно справляться со своими стрессами.

III. Основная часть

Хочется предложить Вашему вниманию ситуацию, которую мы вместе обсудим

“Жизненный Урок”

У меня в руке стакан с небольшим количеством воды.

Вопрос: “Сколько, по-вашему, весит этот стакан?” (выслушиваются предположения педагогов).

Я и сама не знаю,но чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут? – (выслушиваются предположения педагогов).

Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? (выслушиваются предположения педагогов: у вас заболит рука и др.)

А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день? (выслушиваются предположения педагогов, например: Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах).

Очень хорошо, но изменился ли вес стакана в течении этого времени? Нет!

Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?

Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? (выслушиваются предположения педагогов, например: опустить стакан и др.)

Вот точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами. Будете держать их в голове несколько минут – это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будете продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ни чем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения, каждое утро сможете просыпаться свежими, бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. И так, друзья, помните “опустить стакан в конце дня!”

Существует много приемов снижения стрессового состояния. Я хочу Вам предложить способ регуляции, которые Вы можете использовать перед сном.

Прошу Вас встать. Чтобы мы могли полноценно за ночь отдохнуть, необходимо помочь нашему организму расслабиться, снять мышечное напряжение с помощью незамысловатых действий. Расслабить мышцы шеи круговыми движениями, наклонами влево-право. Затем как тряпичная кукла из стороны в сторону поболтать руками, корпусом тела выполнить повороты влево-право. Потрясти сначала одной ногой, затем второй. Таким образом избавившись от напряжения в мышцах, ложимся спать думая о чем-то приятном!

Способ регуляции эмоционального состояния, которые Вы можете использовать на рабочем месте. Предлагаю вам принять удобное положение на Ваших стульях.

“Антистрессовая релаксация”.

Цель: гармонизация внутреннего состояния, снятие напряжения

“Закройте глаза. Дышите медленно и глубоко. Сделайте вдох и на 10 секунд задержите дыхание. Выдыхайте не торопясь, следите за расслаблением (пять — шесть раз, затем отдых 20 секунд). Волевым усилием сокращайте мышцы. Сокращение удерживайте до 10 секунд, потом расслабляйте мышцы. Таким образом пройдитесь по всему телу (три раза). Представьте себе ощущение расслабленности, пронизывающее вас от пальцев ног — через икры, бедра, туловище — до головы. Повторите про себя: “Я успокаиваюсь, мне спокойно”. Представьте, что ощущение расслабленности проникает во все части вашего тела. Вы чувствуете, как напряжение покидает вас, а ваши плечи, шея, лицевые мускулы расслаблены. Сидите спокойно, как тряпичная кукла. Сосчитайте до десяти, мысленно говоря, что с каждой последующей цифрой ваши мышцы все более расслабляются, откройте глаза и почувствуйте себя бодрыми”.

РАБОТА В ПОДГРУППАХ:

Цель: обучение методам гармонизация внутреннего состояния, снятие напряжения.

Сегодня мы будем выполнять необычные упражнения. Мы поработаем с глиной, с красками, с песком. Почему именно с этими материалами? По мнению психологов, работа с глиной, песком и рисование помогает анализировать свои ощущения, чувства, помогает выходу негативных эмоций, т.е. эмоции и чувства мы передаем данному предмету за счет выполнения определенных действий.  

Перед началом творчества закройте глаза. Подумайте о чем-то приятном, улыбнитесь. Если вдруг откроете глаза, не тревожьтесь, просто закройте их снова. Посидите минуту, положив руки на колени, если работаете с глиной, то можно в это время разминать глину. Сделайте два глубоких вдоха. Прислушайтесь к своим ощущениям, чувствам. Откройте глаза и начинайте творить то, что пожелаете.

Работа с глиной “Подарок себе, любимой”

Материалы: глина, влажные салфетки, листы бумаги, ручки, карандаши, спокойная музыка.

Закройте глаза. Пальцы станут более чувствительными к глине. Подумайте о чем-то приятном, улыбнитесь. Но если вдруг откроете глаза, не тревожьтесь, просто закройте их снова. Разминайте глину пальцами, ладонью, тыльной поверхностью кистей. Посидите минуту, положив руки на кусок глины. Сделайте два глубоких вдоха. Опустите кусок глины таким, какой он есть; “подружитесь” с ним. Ощупайте его. Он гладкий? Теплый? Плотный? Выпуклый? Влажный? Сухой? Он легкий? Тяжелый? Прислушайтесь к своим ощущениям, чувствам и слепите то, что пожелаете.

Арт-терапия “Настроение в красках”

Материалы: гуашь, стекло формата А-4, влажные салфетки, листы бумаги, кисточки, спокойная музыка.

Перед Вами лежат стеклянные планшеты - это Ваши мольберты! Вы будете работать именно на стекле. По завершению необходимо наложить белый лист бумаги поверх Вашего изображения и хорошенько растереть. Затем аккуратно отсоединить Вашу картину от “мольберта”.

Но перед началом творчества закройте глаза. Подумайте о чем-то приятном, улыбнитесь. Если вдруг откроете глаза, не тревожьтесь, просто закройте их снова. Посидите минуту, положив руки на колени. Сделайте два глубоких вдоха. Прислушайтесь к своим ощущениям, чувствам. Откройте глаза и начинайте творить то, что пожелаете.

Песочная терапия “Песочные замки”

Я приглашаю Вас в гости, в песочницу. Мы окунёмся немного в мир детства. Детство–это период человеческого развития, когда он учится понимать окружающий мир. В течение детства происходит чрезвычайно интенсивное физическое и психическое развитие человека. Песок нам дарит счастье с самого детства. Мы окунёмся немного в мир детства.

Перед Вами песочница с песком. Вступите в диалог с песком, погладьте, погрузите руки в него, поиграйте, взаимодействуйте с ним. 

Что за ощущение вызывает это прикосновение? Отследите, какие возникают ощущения, чувства, образы.

Затем идёт обсуждение:

– Какие возникли чувства?

– Какие ощущения?

IV. Завершающая часть

Упражнение “Разноцветные звёзды”

Цель: развитие эмоциональной сферы, уверенности в себе

Материалы: музыка,

– В завершении я хочу Вам рассказать небольшую сказку. (включаю релаксационную музыку). Сядьте как Вам удобно, расслабьтесь. Итак, высоко в темном небе, на огромной звездной поляне жили – были звёзды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленые звезды. Кто рождался под их светом зеленых лучей, становился очень добрым.

И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но была она абсолютно...белая! Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг – прошептала звездочка. “Что ты даешь людям?” – спросили ее другие звезды. Я знаю, что среди всех присутствующих нет таких звезд, которые были бы бесцветными.

Я хочу пожелать Вам светиться всегда и везде, уважаемые коллеги, и призываю Вас иметь свой призыв по жизни”.

Я – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный человек. С каждым днем я люблю себя все больше и больше. У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии. Я уникальна во всей Вселенной. Я единственная в своем роде и неповторимая. Таких как я больше нет. Я абсолютно уверенна в себе и своем будущем. Я верю в себя и в свое будущее. Я контролирую свою судьбу. Я сама ее вершу. Я – хозяйка своей жизни. Я – свободная личность.

Высказывания участников семинара по желанию.

Источник: интернет-ресурсы.