Урок волейбола с использованием групповых упражнений. 9-й класс

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Класс: 9


Предлагаемый урок в основной части полностью посвящён выполнению упражнений в группах. Такие задания конечно можно использовать только как часть урока в зависимости от конкретных его целей.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь: волейбольная сетка, волейбольные мячи, свисток, интерактивная доска.

Цель урока: совершенствование техники передач и приёма в условиях непрерывного взаимодействия с группой товарищей.

Задачи урока: развитие скоростно-силовых, координационных способностей, коммуникативных качеств личности.

Каждое упражнение в основной части урока сначала просматривается на интерактивной доске. Выполняя задание примерно 1 минуту, учащиеся меняются ролями: принимающий становится нападающим и наоборот. Комплектовать четвёрки нужно по следующему принципу: наиболее слабо подготовленных учеников подсоединять к сильным для того, чтобы они учились у них более качественному выполнению заданий. В свою очередь более подготовленные учащиеся будут исправлять ошибки своих товарищей. Стремясь обеспечить непрерывность выполнения задания, учащиеся начинают точнее выполнять передачи, чувствуя свою ответственность перед товарищами по группе.

В соревновательной части урока класс делится на две команды. Большее количество команд составлять не целесообразно, так как в этом случае во время перемещений учащиеся будут сталкиваться друг с другом. Побеждает команда, сделавшая меньше потерь мяча за 1минуту или сделавшая большее количество передач.

Ход урока представлен таблицей

Части урока Содержание Дл. этапа Организационно-методические указания
Подготовительная часть 1. Построение, приветствие, сообщение задач урока, инструктаж по технике безопасности. 2 мин Сообщить учащимся тему урока, объяснить для чего используют групповые упражнения при подготовке волейболистов. Обратить внимание на аккуратное обращение с мячом, ловле, подбору (в случае неудачного выполнения кем-то приёма) и передаче мяча другой группе прокатом мяча по полу так , чтобы он никому не помешал.
2. Ходьба с потягиванием рук вверх и в стороны, бег по периметру спортивного зала; 30 с  
Бег с ускорением по правой стороне спортивного зала (4-5 ускорений); 30 с  
Перемещение в стойке волейболиста приставными шагами правым (левым) боком вперёд: 30 с  
Перемещение подскоками с ноги на ногу с круговыми движениями рук в плечевых суставах; 30 с Ноги легка согнуты в коленях, руки перед грудью, согнуты в локтях.
Ходьба, построение, перестроение в колонну по 4 с размыканием на расстояние вытянутой руки. 1 мин.  
3. Специальные упражнения на растяжение:

- обняв левой рукой голову, достать кистью подбородок, то же в другую сторону;

- заведя левую руку за голову, взявшись правой за левое плечо потянуть его вправо, то же для правой руки;

- положив левую руку на правое плечо, надавить правой рукой на локоть левой, то же в другую сторону;

- заведя левую руку за спину сверху, а правую руку снизу, соединить их в замок, то же в другую сторону.

- соединить руки в замок за спиной, потянуться назад и, наклонившись вперёд, потянуться руками вверх;

- лечь на пол на спину, руки в стороны, согнув левую ногу, опустить на пол слева, потянуться к левой руке (лопатки прижаты к полу); то же проделать в другую сторону;

- лечь на живот, руки в стороны, плотно прижаты к полу, прогибаясь, достать левой ногой правую руку; то же проделать в другую сторону;

- стоя: сделать глубокий выпад вперёд с левой ноги, сделать несколько покачиваний; то же проделать в другую сторону.

- скрестив пальцы рук перед собой, размять запястные суставы, затем вытянуть руки вперёд ладонями наружу не разъединяя рук и потянуться вперёд; встряхнуть кисти рук.

5 мин Стараться поднять себя руками как можно выше.

Все упражнения выполнять до лёгких болевых ощущений.

Основная часть 1. Упражнения в четверках на технику передач:   Учащиеся располагаются парами по боковым сторонам спортивного зала.
- 1-й учащийся выполняет верхнюю передачу противоположной паре и отходит назад, уступая место товарищу по паре, затем верхнюю передачу выполняет 2-й учащийся; 2 мин Обратить внимание на то, что не следует направлять мяч за спины противоположной пары.
- то же упражнение, но каждый учащийся выполняет нижнюю передачу мяча; 2 мин Необходимо стремиться точно выполнять передачи.
-1-й учащийся выполняет приём снизу, а 2-й верхней передачей направляет мяч паре напротив; 3 мин После выполнения упражнения примерно 1мин ученики меняются ролями.
- 1-й учащийся выполняет приём снизу над собой, а затем верхнюю передачу 2-му за голову. 2-й учащийся верхней передачей в прыжке направляет мяч паре напротив; 3 мин  
- то же упражнение, но после выполнения передачи за голову ученик выполняет выпад в сторону с касанием пола двумя руками и возвращается исходную стойку; 3 мин  
- то же упражнение, но вместо выпада выполняется упор присев-упор лёжа; 3 мин  
-то же, но второй учащийся выполняет нападающий удар целясь в принимающего из второй пары. Выполнив приём ученик из противостоящей пары адресует мяч своему напарнику, который выполняет нападающий удар в обратном направлении; 5 мин Выполняя нападающий удар, не нужно бить по мячу сильно.

Необходимо обратить внимание на точность выполнения удара целясь в область коленей принимающего.

- выполнив передачу, учащийся перебегает на другую сторону и в порядке очереди выполняет передачу. 3 мин Все учащиеся перемещаются в направлении часовой стрелки.
2. Соревнование в передачах на точность во встречных колоннах через сетку:

- учащиеся выполняют передачи по очереди перемещаясь в конец своей колонны;

- после передачи ученик перебегает на противоположную сторону.

8 мин Проигравшая команда выполняет сгибание-разгибание рук в упоре лёжа.
Заключительная часть 1. Построение. Упражнение на расслабление: “Закрыть глаза. Расслабить плечи, предплечья, кисти рук, Представьте себя на берегу моря… Сжать кулаки. Открыть глаза.” 1 мин Учащиеся отключаются от соревновательной атмосферы и приводятся в готовность к следующим урокам.
2. Рефлексия.

“Ребята! Насколько сложными и интересными вам показались упражнения данного урока?”

2 мин Учащиеся высказывают своё мнение о характере и качестве выполнения заданий урока.
3. Домашнее задание: придумать групповое упражнение и показать на следующем уроке. 1 мин  

Презентация к уроку.