Программа индивидуальных психологических занятий "Шаг навстречу"

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 6, 7, 8


Программа индивидуальных психологических занятий "Шаг навстречу " разработана в соответствии со специфическими особенностями интеллектуальной и потребностно-мотивационных сфер ребенка.

В наш бурный век отрицательных эмоций, постоянных стрессовых ситуаций происходит естественное нарушение баланса эмоционального фона. Эмоциональный мир – основа всего, на нем развиваются три компонента чувственного опыта ребенка: эмоциональное, познавательное, деятельностно- практическое.

Только согласованное функционирование, единство эмоционального и интеллектуального развития могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Формирование “умных эмоций” и коррекцию недостатков эмоциональной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, задач воспитания, развития ребенка.

С раннего возраста необходимо укреплять психику ребенка, развивать не только его мышление, но и эмоционально – волевую сферу, снимать невротические реакции, нейтрализовать страхи и эмоционально – отрицательные переживания. Необходимо развивать комплекс произвольности – умение контролировать себя самостоятельно, быть внимательным, способным на интеллектуальные усилия.

Сегодня у большинства младших школьников есть проблемы, связанные со сферой личностных образований, эмоционально-волевой сферой: проявления агрессивности, у многих – неуверенность в себе, неадекватная самооценка, неумение адекватно общаться, пассивность или импульсивность и многое другое.

Исследования отечественных психологов и педагогов в области изучения психического развития детей, имеющих проблемы, связанные со сферой личностных образований, эмоционально-волевой сферой показали ,что отличают от их ровесников произвольность форм поведения, повышенная конфликтность, агрессивность, а также его поведение могут быть расценены не просто как отставание в развитии, а как качественно иной характер.

Он состоит в несформированности внутреннего идеального плана, в связанности поведения с конкретной ситуацией, недоразвитии внутренних механизмов опосредования.

Анализ программ, предназначенных для развития и коррекции эмоционально-волевой и поведенческой сферы показывает, что большинство из них используют элементы игротерапии, сказкотерапии, арттерапии, психогимнастики. Представленная программа составлена на основании анализа подходов к развитию личности детей.

Цель данной психологической программы – развитие эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста, а так же развития системы личностных отношений на уровне базовых и социальных эмоций.

В соответствии с этой целью формируются следующие задачи:

  • снятие психоэмоционального напряжения, состояний агрессивности, тревожности
  • формирование умения осознавать, понимать и адекватно выражать свои эмоциональные переживания;
  • развитие чувства близости, доверия безопасности по отношению к другим людям;
  • формирование способности понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности другого человека;
  • развитие навыков совместной деятельности; умения сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

Актуальность программы:

Младший школьный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности. Ребенок приобретает черты большей индивидуальности в поведении, интересах, ценностях, личностных особенностях. Особенности эмоциональной сферы оказывают свое непосредственное влияние на все сферы деятельности ребенка. От того, на сколько он умеет правильно понять эмоциональное состояние окружающих людей и выразить свои эмоции, во многом зависит успешность межличностных отношений. Такие дети, как правило, не умеют контролировать и адекватно выражать свои эмоции.

Ожидаемые результаты:

данная программа индивидуальных психологических занятий способствует формированию у учащихся следующих умений и навыков:

  • эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество;
  • чувство единства, умение действовать согласованно;
  • основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);
  • адекватное восприятие обучающимися действительности и самого себя;
  • адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других;
  • признание собственных ошибок, переживание чувства неловкости, вины за свое агрессивное поведение;
  • сочувствие другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;
  • самоконтроль, умение находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;
  • работа самостоятельно в парах, в группах.

- повышению:

  • уровня развития памяти;
  • внимания;
  • мышления;
  • восприятия;
  • произвольной сферы;
  • интеллектуального развития;
  • воображения;
  • работоспособности;
  • речевой активности;
  • познавательной активности.

Методические рекомендации по реализации программы:

Программа рассчитана на детей 7–12 лет и включает в себя 18 занятий. Занятия проводятся в форме мини-тренингов продолжительностью 20-30 минут, в рамках динамического часа.

Индивидуальные психологические занятия проводятся с детьми , имеющими:

  • низкий и средний уровень развития социального интеллекта;
  • повышенный или высокий уровень личностной тревожности;
  • высокий уровень ситуативной тревожности в сфере межличностных отношений “ребенок – ребенок”;
  • нарушения развития системы личностных отношений на уровне базовых и социальных эмоций.

В отдельных случаях психологические занятия могут проводится и в малых группах количество детей в группе - от 3 до 5 человек. Как развивающая программа может проводиться также со всеми детьми 7-12 лет.

Содержание программы "Шаг навстречу "

Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций

Задачи. Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого; развить способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое.

Блок 2. Коррекция тревожности. Формирование социального доверия

Задачи. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе; снизить эмоциональное напряжение.

Блок 3. Снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения

Задачи. Корректировать поведение с помощью ролевых игр; формировать адекватные формы поведения; учить осознавать свое поведение; работать над выразительностью движений; регулировать поведение в коллективе.

Структура занятия включает следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание, рефлексию, ритуал прощания.

Занятия строятся на материале, близком и понятном детям, связанном с актуальными для них проблемами.

На занятиях ребенок оказывается в атмосфере принятия его другим, что позволяет испытать состояние успеха, ощутить заинтересованность других собственной личностью. Психологические занятия по развитию общения со сверстниками выполняют и компенсаторную функцию, восстанавливая позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром, снижается тревожность, пропадают страхи. Ребенок начинает жить в ладу с самим собой и окружающими людьми.

Деятельное сопереживание обогащает личные чувства. Поэтому “вкладывание себя в другого” В.А. Сухомлинский рассматривал как важнейший путь развития эмоциональной культуры. Холодное сердце, отмечал он, не может нести высоких чувств, стремлений, идеалов.
Таким образом, создаются условия для накопления детьми эмоционально-образных представлений среди себе равных. Без этого происходит атрофия потребности в эмоциональном контакте с другими, что самым отрицательным образом сказывается на развитии гуманистических качеств растущей личности.

Для продвижения ребенка в развитии нужно, чтобы осуждение недостатков шло в большей мере со стороны его самого, а утверждение веры в положительное начало его личности — со стороны окружающих. С.Г. Якобсон указывал, что “основная... психологическая особенность этической регуляции связана с тем, что... образ себя как некоторой целостности, соответствующей положительному эталону, является центральным психологическим образованием”.

Тематическое планирование индивидуальных психологических занятий с детьми младшего школьного возраста по нормализации эмоционального самочувствия и развитию общения в группе сверстников

Раздел и темы программы Используемая литература
Блок 1
1. “Давай познакомимся”

“Мое имя” (начало), “Угадай, кого не стало”, “Узнай по голосу”

Рисование на тему “Автопортрет”

Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М., 1996. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М., 1993. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995.
2. “Мое имя”

“Связующая нить”, “Прогулка”, “Мое имя” (продолжение), “Угадай, кто я?”, “Возьми и передай”

Рисование на тему “Я в трех зеркалах”

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М., 1996. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. — М., Воронеж, 1998. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995.
3. “Я люблю...”

“Переходы”, “Разыщи радость”, “Подари движение”

Рисование на тему “Я люблю больше всего...”

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М., 1993. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. — М., Воронеж, 1998. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.
4. “Радуга эмоций” (начало)

“Солнечный зайчик”, “Тренируем эмоции”, “Передай улыбку другому”

Рисование на тему “Мое настроение”

5. “Радуга эмоций” (продолжение)

“На что похоже настроение”, “Настроение и походка”, сценка “Котята”, игра “Хоровод”

Рисование на тему сценки

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М., 1996.

 

 

 

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. — М., 1996. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. — Ярославль, 1996.

Блок 2
6. “Наши страхи”

Сценка “Тараканище”, “Расскажи свой страх”, “Музыкальная мозаика”

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома
7. “Наши страхи” (продолжение)

“Музыкальная мозаика”

Рисование на тему “Нарисуй свой страх”

Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М., 1993. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995
8. “Я больше не боюсь”, “Смелые ребята”, “В темной норе”, “На лесной поляне” Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. — Мн., 1997
9. “Я больше не боюсь” (продолжение), “Тень”, “Слепой и поводырь” Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М., 1993. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. Клюева Н.В.
10. “Добро и Зло”

“Злодей”, “Впереди всех”, проигрывание ситуаций

Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996.

Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М., 1996.

11. “Добро и зло” (продолжение)

проигрывание ситуаций “Не смей!”. Рисование на тему проигранных ситуаций

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. — М., 1996. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996.
12. “Радость”

“Утро”, “Радость”, “Шарик”

Рисование на тему проведенных этюдов

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. — М., 1996.
13. “Радость” (продолжение)

Рисование на тему “Я все люблю”, “Шарик” проведенных этюдов

Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М., 1993.
Блок 3.  
14. “Встреча с другом”

“Встреча с другом”, “Два друга”, “Окажи внимание другому”

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1996.
15. “Встреча с другом” (продолжение)

“Музыкальная мозаика”, проигрывание ситуаций
Рисование на тему “Мои друзья”

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1996.
16. “Давай Дружить”

“Найди друга”, “Секрет”, “Цветик-семицветик”, “Улыбка”

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996.
17. “Давай Дружить” (продолжение)

“Правила дружбы”
Рисование на тему “Новоселье”

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996.
18. “Я понимаю своего друга”

Сочиняем “Общую историю”, “Колдун”, “Иголка и нитка”

Коллективное рисование “Общая история”

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М., 1993.

 

№ п/п Элемент тренинга Комментарий
1 Ритуал приветствия Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой
2 Разминка — воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. (Психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, цветотерапия, телесная терапия, пальчиковые игры.) Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения
3 Основное содержание занятия — совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия. (Игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия.) Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей). Количество игр и упражнений 2–4
4 Рефлексия занятия — оценка занятия. Арт-терапия, беседы Две оценки: эмоциональная (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали)
5 Ритуал прощания По аналогии с ритуалом приветствия