Цели:
- сформировать представления о виде декоративно-прикладного искусства.
- корригировать мышление посредством выполнения специальных упражнений на восстановление деформированного рисунка.
- развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ученика;
- развивать навыки и умения работы с тканью, мелкую моторику рук;
- воспитывать качества аккуратности и собранности при выполнении работы.
Задачи:
- Познакомить с изготовлением традиционной куклы.
- Обучать приемам выполнения куклы из ткани на основе традиционных приемов: скручивания; перевязывание деталей нитками.
- Формировать понятия и представления о традиционной народной кукле-скрутке;
- Воспитывать любовь к народному искусству.
- Познакомить с новыми словами и их значениями: "кукла-скрутка", "оберег".
Методическое обеспечение: картинки с рисунками кукол, изготовленных в разное время и из разных материалов; осколочные картинки куклы скрутки; инструкционная карта изготовления куклы; операционная карта изготовления куклы-скрутки; правила техники безопасности при работе с ножницами.
Тип занятия: изучение нового материала
План урока:
1.Организационный момент. Выполнение элементов дыхательной гимнастики.
2. Повторение материала с опорой на наглядность (использование плакатов).
3.Вводная часть.
4.Индивидуальное задание (Собери осколочную картинку).
5. Объявление темы урока "изготовление куклы-скрутки".
6.Повторение правил техники безопасности.
7. Физминутка на снятие зрительного напряжения.
8. Работа с инструкционной картой.
9.Выполнение практического задания (изготовление куклы).
10.Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
Создание положительного настроя на работу. Ученики входят в класс, здороваются с гостями, занимают рабочие места. Учитель предлагает, чтобы хорошо думать, отвечать на вопросы, соблюдать правильную осанку, выполнить всем вместе дыхательную гимнастику. Учащиеся встают, принимают И.п. (руки за спину, ноги на ширине плеч):
- вдох носом, выдох - ртом 2 раза
- вдох ртом, выдох - носом 2 раза
- вдох носом, выдох - носом 2 раза
- вдох ртом, выдох - ртом 2 раза.
2. Повторение материала с опорой на наглядность (использование плакатов).
Учитель предлагает обучающимся вспомнить, какими игрушками они играли в детском саду.
Дети отвечают: машинки, мишки, самолетики, куклы…
Учитель подтверждает правильность ответов и обращает внимание, что самой распространенной игрушкой была кукла.
- Скажите, из каких материалов может быть изготовлена кукла?
Учащиеся отвечают на вопросы: деревянные, тряпичные, резиновые, пластмассовые).
Предлагаются для просмотра картинки с рисунками кукол (приложение1), изготовленных в разное время и из разных материалов (деревянные, тряпичные, резиновые, пластмассовые).
3. Вводная часть.
С давних времён тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребёнок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо - неприятностей не миновать. В некоторых избах кукол насчитывалось не меньше сотни. Пока девочка была маленькой, для неё делали кукол мама, бабушка, старшие сёстры. А когда малышке исполнялось пять лет, она должна была сооружать кукол сама. В куклы играли и девочки-малышки, и девушки - подростки, и девушки на выданье. Они брали своих кукол на посиделки, в гости, в поле. По красоте самодельной куклы судили о вкусе и умениях её хозяйки. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Традиционно куклы были тряпичными.
Куклы-обереги. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Безликая кукла исполняла роль оберега. Оберег - как волшебное заклинание, спасающее человека от опасностей. В наряде обязательно должен был присутствовать красный цвет-цвет солнца, тепла, здоровья, радости.
4. Индивидуальное задание (Собери осколочную картинку).
Учитель раздает каждому конверты с разрезным рисунком и просит ребят сложить картинку. В случае затруднения, учитель оказывает детям дозированную помощь.
Учитель хвалит детей за внимательность.
5. Объявление темы урока "изготовление куклы-скрутки".
- Сегодня на занятии я предлагаю вам сделать такую куклу из ткани. Это игровая куколка - скрутка. Костюм на кукле не снимается, он - часть куклы. Одежда на кукле условна, но при этом она имеет все элементы традиционной русской одежды. При изготовлении куклы мы с вами будем пользоваться и иголками и ножницами, поэтому нам нужно вспомнить правила работы с инструментами. У вас на столах лежат правила безопасности.
Я прошу вас вспомнить эти правила.
6. Правила техники безопасности в стихах
1.
Иголки надо сосчитать,
Когда садишься за работу.
Потом внимательно собрать,
Хотя бывает неохота.
2.
Ты не бери иголку в рот:
Иголка острая, не плод!
Ты лучше с нею не шути,
А то окажется внутри.
3.
На стол клади ты ножницы
Кольцами к себе.
Передаю же ножницы
Кольцами к тебе.
Закрытыми ножницы
Должны лежать всегда.
Положишь их раскрытыми -
Может быть беда.
4.
Лишь окончена работа-
Инструментам нужна забота:
Не забудь ты их закрыть
И на место положить.
Дети читают по очереди правила ТБ.
Учитель задает вопрос обучающимся:
- Как вы думаете, какие материалы, инструменты нам потребуются для изготовления тряпичной куклы-скрутки?
Обучающиеся отвечают на вопрос:
- Нитки, ткань, ножницы.
Учитель подтверждает правильность ответа и вывешивает на доску табличку с изображением материалов и инструментов.
Материалы и инструменты
7. Физминутка на снятие зрительного напряжения.
Учитель предлагает выполнить несколько упражнений на снятие зрительного напряжения с использованием тренажера "Варежки" и "Цветные круги".
8. Работа с инструкционной картой.
Учитель раздает инструкционные карты с последовательностью работы, беседа по вопросам по ходу объяснения.
9. Выполнение практического задания (изготовление куклы).
План работы:
1. Возьми кусочек ткани прямоугольной формы большего размера. Скрути его. Получившуюся скрутку перевяжи в двух местах.
2. Возьми цветной кусочек ткани прямоугольной формы меньшего размера и закатай в него скрутку.
3. Перевяжи посередине толстой нитью.
4. Возьми кусочек ткани треугольной формы. Повяжи его сверху скрутки как платок.
5. Тонкой ниткой закрепи его, туго завязав вокруг шеи.
6. Передние концы платка заправь под поясок.
10. Подведение итогов урока.
Учитель: После выполнения работы учитель предлагает оценить результаты своей работы. Затем учитель предлагает вспомнить название темы урока.
- Как ты считаешь, были ли у вас ошибки?
- Что вызвало у вас затруднения?
- Что было легко?
Учитель: - Мы с вами сделали большую работу. У вас получились замечательные, неповторимые, авторские куклы. В свободное время дома, если у вас будет желание, вы сможете сделать другую куклу - скрутку и подарить её своим родным или друзьям. Спасибо за урок.
Технологическая карта на изготовление куклы-скрутки.