Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения: школьная лекция.
Цель: дать определение понятия “правоотношение”, “юридический факт”, рассмотреть виды способов приобретения права собственности, критерии общедоступности вещей, виды оснований прекращения права собственности.
Основные виды деятельности учеников (на уровне учебных действий): различать и называть первоначальные и производные способы приобретения права собственности, способы прекращения права собственности, описывать и конкретизировать примерами первоначальные и производные способы приобретения права собственности, способы прекращения права собственности, различать понятия “реквизиция”, “конфискация”, “национализация”.
Дидактические средства: Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин “Право”. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень образования. Книга 2 “Право и экономика”. Вита Пресс, Москва 2012, презентация “Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности” (компьютер, проектор, экран).
План урока:
Эпиграф:
Удивительно устроен человек: он огорчается, когда теряет богатство,
но равнодушен к тому, что безвозвратно уходят дни жизни.
Абуль-Фарадж
1. Актуализация знаний.
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о праве собственности.
- Вспомните мультфильм “Каникулы в Простоквашино” и разрешите спор между Матроскиным и Шариком. Корова Дяди Федора, которой тот пользовался по договору аренды, отелилась. Кому принадлежит право собственности на теленка – Дяде Федору или собственнику коровы?
Слайд 1, 2. Запишите тему урока и прочтите эпиграф.
- Какую проблему поднимает Абуль-Фарадж в своем высказывании? (Ответы учеников (2 мин.))
Пожалуй, в мире нет ни одного человека, который не владел бы какой-либо вещью. Как он получил право собственности на вещь, а может быть человек желает избавиться от того, чем он владеет? На эти вопросы мы сегодня постараемся найти ответ.
2. Лекционный материал (на основе презентации).
Слайд 3, 4. Что такое “юридический факт”, пример юридического факта.
Слайд 5. Определение понятия “способы (основания) приобретения и прекращения права собственности”. (Запись в тетради)
Слайд 6, 7. Рассмотреть и проанализировать схемы “Способы приобретения права собственности”.
Учащиеся, рассматривая схему (Слайд 7), сами приводят примеры первоначальных и производных способов приобретения права собственности. (Запись в тетради)
Слайд 8. Рассмотреть и проанализировать схему “Способы прекращения права собственности”.
Учащиеся, рассматривая схему (Слайд 8), сами приводят примеры способов прекращения права собственности. (Запись в тетради)
Слайд 9. Домашнее задание: параграф 10 стр. 94-103, задачи на стр. 103-104
Использованная литература.
1. Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин “Право”. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень образования. Книга 2 “Право и экономика”. Вита Пресс, Москва 2012.