2 урок - урок усвоения новых знаний./p>
Форма проведения урока: работа в парах. Презентация
Задачи уроков:
- выявить, повторить и закрепить отличительные черты волшебной сказки.
- учить устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения.- делить текст на части.
- составлять простой план.
- подробно пересказывать текст сказки- учить работать с репродукцией картины В.Васнецова “Иван-царевич на Сером Волке” и выявлять основные объекты.
- видеть содержательные линии картины.
- создавать свой собственный текст.
- учить работать в паре.
Планируемые результаты усвоения этих уроков.
- осмысление особенностей волшебной сказки
- характеристика героев волшебной сказки
- выявление причинно-следственных связей, составление плана, подготовка к подробному пересказу
- формирование умения находить необходимую информацию в книге, тексте, репродукции картины; презентация информации на основе рассказа, пересказа, сочинения
- осмысление правил взаимодействия в паре (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях)
Ресурсы и оборудование
- Иллюстрации учащихся к сказке (оформление выставки работ до начала урока ).
- Карточки с планом текста у каждого учащегося.
- Репродукция картины В.Васнецова “Иван-царевич на Сером Волке”.
- Учебники по литературному чтению для 3 класса (часть 1).
- Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.
ХОД УРОКА
1. Предварительная работа.
Организационный момент.
2. Актуализация знаний
Учитель: напомните домашнее задание к уроку, которое было сложным и творческим.
Дети:
1. выполнить иллюстрацию к сказке (до урока на доске оформляется выставка)
2.составить план (на партах у каждого учащегося, на двойных листочках составлен)
3. подготовить выборочный пересказ
Посмотрите на магнитную доску . Перед вами находится выставка иллюстраций по сказке.
Просто замечательно! Всем спасибо.
Дети, кто желает выступить и пересказать, выборочно , сказку, опираясь на выставку работ?
Класс заслушивает выступления 2-3 учащихся.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫСТУПЛЕНИЯ.
Необходимо учесть
1. логику и целостность выступающего
2. жанр
3. герои сказки
4. основные сюжетные линии сказки
5. эмоциональность выступления
После выступлений учащиеся выбирают лучшего рассказчика.
3. Самоопределение к деятельности
Учитель: “Скажите, в чем особенности волшебной сказки?”
Учащиеся: “Наличие реального мира, в котором живут герои
- запрет и нарушение запрета
- уход героя из дома
- испытания героя
- животные-помощники
- волшебные превращения
- волшебные предметы
- возвращение домой, вознаграждение, свадьба”
Учитель: “Молодцы, хорошо поняли и запомнили особенности волшебной сказки”.
РАБОТА С ПЛАНОМ СКАЗКИ.
Учитель: перед вами на партах лежат 2 варианта плана – один вариант, это тот, который вы составляли дома; второй вариант, это я вам предлагаю.
- прочитайте про себя, обсудите в парах.
- скажите, может ли этот план (второй вариант) отразить всю структуру сказки ?
- 2-3 ученика доказывают это, опираясь на причинно-следственные связи сказки.
4. Работа по теме урока.
Работа по учебнику.
КАРТИНА В. ВАСНЕЦОВА “ИВАН-ЦАРЕВИЧ НА СЕРОМ ВОЛКЕ”
- откройте учебник на странице 51.
- рассмотрите репродукцию картины В.Васнецова “Иван-царевич на Сером Волке”.
- будем учиться рассказывать по картине, опираясь на вопросы – стр. 61.
УЧИТЕСЬ РАССКАЗЫВАТЬ ПО КАРТИНЕ.
- Почему картина так называется? Обоснуйте свой ответ.
- Как иначе можно назвать картину В.Васнецова? Предложите свои варианты.
- Подберите слова для описания картины. Какие цвета и оттенки вы видите?
- Подберите слова (глаголы), которые передают движения героев: мчатся, летят, несутся, скачет.
- Определите характер персонажей по их внешнему облику, позе, выражению лица, одежде.
- Представьте себе, что вы один из героев картины. Расскажите от его имени, что вы видите и чувствуете.
Ответы учащихся: Мы видим темный, страшный, густой лес. Вековые деревья. Это непроходимая чаща. Видно, как наклонилась старая ель. Деревья так высоки, что упираются в небо, даже не видно их вершин. Стволы деревьев все покрыты мхом, а ветки , как руки старухи БАБЫ-ЯГИ...
Кажется, вот сейчас дотронутся эти ветки-руки до всадника и его бедной напуганной спутницы, схватят их, не отпустят. Цвета на картине художник подобрал холодные, темные, мрачные. Только вдалеке виден просвет и голубое небо. Герои мчатся на Сером Волке. Волк так стремителен, пасть у него открыта, видно, как ему тяжело. Он очень устал.
Иван-царевич крепко держит в своих объятиях Елену Прекрасную. Взгляд его глаз строгий и очень непокорный. А Елена Прекрасная сидит смирно, тихо. Она очень напугана. Пальчики ее рук сложены вместе, красавица ждет волшебства, чуда... И даже одежда Елены Прекрасной – это голубой кафтан, говорит о том, что и вдали тоже виднеется голубое небо. Значит, Серый Волк обязательно их спасет.
Цветущая ветка вишни на переднем плане рассказывает нам, что жизнь продолжается, даже в этом страшном лесу. Только надо верить и надеется.
Мои дорогие дети! Мы с вами очень хорошо ответили на все вопросы, разобрали все тонкости репродукции картины. Я вами довольна.
Физминутка.
Под музыку выполняют передвижения по классу. Находят друзей .
Встали прямо, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Не беда, что места мало.
Разомнёмся для начала:
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
По коленкам бьём ладошкой,
Прыгаем на правой ножке
И на левой непременно
Вместе прыгаем сейчас.
И сначала ещё раз!
5. Продолжение работы по теме урока.
Работа в парах с карточками.
Учитель: вам надо записать ответ в тетради по литературному чтению в виде небольшого текста.
- волшебный мир сказки... | - цветущие кусты... |
- художник изобразил... | - верный друг – Серый Волк... |
- темный, угрюмый лес... | - надежда на спасение... |
Проверка работы.
Учитель: молодцы, вы все хорошо поработали. Кто хочет прочитать свой текст?
2-3 ученика читают вслух. Примерный текст.
“Художник Виктор Васнецов изобразил волшебный мир сказки. Мы видим темный угрюмый лес.
Верный друг – Серый Волк стремительно несется сквозь чащу леса с Иваном-царевичем и Еленой Прекрасной. Вдалеке виднеются просветы синего неба. Цветущие кусты вишни говорят нам о том, что у героев есть надежда на спасение”
6. Рефлексия.
Учитель: наш урок подходит к концу. Ребята, оцените, пожалуйста, свою работу. Что у вас хорошо получалось на уроке, а над чем нужно ещё поработать. Покажите с помощью своих сигнальных карточек, и (выборочно) сказать об этом.
7. Домашнее задание.
1. Найти в домашней, школьной библиотеках сказку с похожим сюжетом (вспомните особенности волшебной сказки).
2. Прочитать эту сказку, разделить на части, составить план.
На следующем уроке мы будем заниматься новым для нас видом работы – исследовательская работа (будем выявлять особенности волшебной сказки).
Учитель: за активную работу отметки получают учащиеся, те, которые выполнили к данному уроку домашнее задание (иллюстрацию и план сказки).
- активно работали на протяжении всего урока, выполняя задания и отвечая на вопросы учителя.
- создали свой текст. Всем спасибо.