Организация проектно-исследовательской деятельности на основе использования краеведческого материала в обучении географии

Разделы: География


Теоретическое обоснование методической системы

В современных условиях все более значимой становится задача воспитания человека, способного к самоопределению и конструированию своего жизненного пути в потоке социально-экономических и культурных перемен. Для жизненного успеха сегодня требуется социальная мобильность, автономность, способность находить выход из кризисных ситуаций, умение применять полученные знания, сохраняя при этом свое «Я» в постоянно меняющихся условиях.

Оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно развиваются и проявляются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Возникает вопрос: «Как на практике создать творческую среду, побуждающую ребенка к активному познавательному процессу способствующую вовлечению его в исследовательскую деятельность?»

Решить эту задачу возможно, только используя разнообразные методы, лежащие в основе развивающего обучения и включение содержания регионального компонента по географии. Использование местного краеведческого материала значительно обогащает содержание образования, делает его живым, доступным, интересным. При этом у учащихся повышается активность, самостоятельность на уроках, приобретается особая эмоциональная окраска занятий, что способствует творческому усвоению основных географических понятий и закономерностей, формируется понятие об огромном многообразии природных и экономических объектах нашей области. Это позволяет обосновать необходимость научного подхода к использованию природных богатств, организации их охраны и восстановления. Уроки, построенные с учетом местного материала, особенно заинтересовывают учащихся и держат их в состоянии познавательной активности. Именно развитие познавательного интереса школьников оказывает влияние на развитие всех компетентностей. Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности способствует развитию коммуникативных качеств личности, формированию умений работать с разными источниками информации, приобретению опыта деятельности, возникновению потребности постоянно развиваться.

Каковы же пути решения поставленной задачи?

Во-первых, показать, что знание – это не просто способ получение информации, которая может быстро изменяется, это умение найти информацию, отсеять от ненужной, перевести ее в опыт собственной деятельности.

Во-вторых, сформировать умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание того, каким способом можно получить эти знания.

В-третьих, научить, адекватно оценивать себя, окружающий мир, свое место в этом мире, конкретные знания, необходимые или ненужные для своей практической деятельности, а также методы и способы получения или использования этих знаний.

Обоснование деятельности учителя по развитию познавательного интереса учащихся к географии через развитие исследовательских умений

География – наука прикладной направленности, наука 21 века. В учебной программе много теоретического материала и мало практики. Возникает противоречие, которое необходимо преодолеть в процессе педагогической деятельности.

В связи с этим необходимо уделять огромное внимание созданию условий для развития познавательной компетентности личности учащегося, его исследовательских умений. Делать это через практическую направленность преподавания географии. Дети в любом возрасте обладают определённым набором знаний, умений, навыков. Используя этот жизненный опыт, можно создавать условия для осознанного получения нового социального опыта, способствовать развитию умения учиться.

Ведущая педагогическая идея методической системы – усиление практической направленности уроков через содержание регионального компонента и интеграцию системно-деятельностного и метапредметного подходов, индивидуализацию обучения, использование методов и приемов, обеспечивающих высокий уровень мотивации учащихся.

Цель методической системы: через индивидуализацию практико-ориентированного обучения мотивировать учащихся к научному исследованию, развить познавательные и творческие способности учащихся, повышение эффективности учебно-исследовательской деятельности за счет использования краеведческого материала регионального содержания.

Задачи:

  • Посредством использования для исследований материала регионального содержания способствовать повышению мотивации и познавательного интереса учащихся к выполнению учебно-исследовательских работ.
  • Совершенствовать навыки учебно-исследовательской деятельности.
  • Формировать ценностное отношение к окружающей среде

Сущность методической системы заключается в поэтапном развитии познавательного интереса у обучающихся к географии на уроке и во внеурочное время на основе дифференцированного и системно-деятельностного подхода в обучении исследовательским умениям.

Учебно-исследовательская работа с учащимися построена с учетом регионального краеведческого содержания.

В систему методической работы входят системное развитие познавательного интереса школьников к предмету; оптимальное сочетание традиционного обучения с нетрадиционными формами урочной и внеурочной деятельности для развития творческого мышления; интеграция географии и экологии; содержание регионального компонента.

 

Система работы педагога

  1. Поэтапное обучение исследовательским умениям на основе содержания национально-регионального компонента.
  2. Использование методов проблемного, частично-поискового, исследовательского обучения для развития мыслительных способностей учащихся.
  3. Организация учебной деятельности преимущественно в форме самостоятельной работы учащихся (групповой, индивидуальной).
  4. Систематическое использование ИКТ И ЦОР на уроках в качестве средства активизации познавательного интереса учащихся.
  5. Мониторинг достижений обучения, уровня творческого мышления.

Этапы развития познавательного интереса в процессе формирования исследовательских умений

1-й этап: 5-6 классы – приобретение простейших знаний, умений и навыков для овладения методами исследовательской работы, обучение основам самостоятельной деятельности.

2-й этап: 7-8 классы – самостоятельное выполнение заданий исследовательского характера и творческого характера, направленные на установление причинно-следственных связей, обучение умениям составлять и читать схемы и таблицы; выполнение заданий творческого характера под руководством учителя.

3-й этап: 9-11 классы – формирование исследовательских умений, умений реализовать полученные знания на практике, вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность.

Данное деление условно, так как учащиеся обладают разным уровнем развития и уровнем мыслительной деятельности.

Приемы обучения исследовательским умениям

Эмпирический опыт свидетельствует, что средствами образования гасится здоровое детское любопытство и творческий потенциал школьников, исчезает детская инициативность, потребность в исследовательской деятельности.

Поиск методов и приемов разрешения данной проблемы позволяет выстроить педагогическую деятельность, обеспечивающую индивидуальную траекторию в обучении. Учитывая психологические особенности детей 5-6 класса, когда основным способом познания мира является игра, необходимо ставить следующие задачи:

  1. Развитие любознательности;
  2. Формирование умений читать литературу и делать анализ текста;
  3. Расширение кругозора учащихся.

Для их решения используются такие формы деятельности, как практические работы на местности, экскурсии, занятия по выбору. Каждый раз, идя на урок, ставить перед собой основной целью, заинтересовать учащихся предметом. На данном этапе главным является освоение приемов и методов познания окружающего мира, выполнение таких исследований, как наблюдение, сравнение, измерение, постановка эксперимента, умение обобщить результаты.

Например: При выполнении практических работ в 6 классе в темах «Литосфера», «Гидросфера», «Атмосфера» рассматриваются природные комплексы своей местности: , река, степь, овраг, луг. Задания такого характера способствуют развитию наблюдательности. На этом этапе учащиеся получают еще одно дополнительное задание исследовательского характера: выяснить, какие взаимосвязи существуют между природными компонентами каждого комплекса. Опишите их. Это задание выполняется по принципу добровольности. Таким образом, создаются условия для самореализации личности ребенка, соблюдая принцип демократизации.

Учебный материал 7–8 класса позволяет осваивать приемы свертывания информации и ее отражения в знаковых и графических формах. Учащиеся знакомятся с методами составления схем и правилами их чтения. На данном этапе увеличивается количество заданий, позволяющих устанавливать причинно-следственные связи, на основе сравнения и анализа делать выводы, находить пути решения проблем. Этот этап также является пропедевтическим, где роль учителя пока еще велика, именно учитель определяет направление работы учащихся. С помощью педагога учащиеся учатся формулировать цель работы, составлять план работы, направленной на реализацию поставленной цели, то есть составлять алгоритм исследовательской работы. Важным фактором развития творческих способностей на данном этапе является формирование умений работать с дополнительными источниками информации и их анализировать. Возрастает количество творческих заданий вовлекающих учащихся в исследование и написание учебных проектов. Исследовательская и проектная деятельность проводится не только на уроках, но и во внеурочное время.

Например, учащиеся могут проводить такие исследования:

  1. Темы исследовательских проектов в 5-6 классах:
    • Влияние природных условий на виды хозяйственной деятельности населения нашей местности;
    • Образование оврагов и балок;
    • Составление памятки для отдыхающих на берегах нашей реки Берёзовой.
  2. Темы исследовательских проектов в 7-8 классах:
    • Как спасти нашу реку Берёзовую?
    • Описание и сравнение погоды в хуторах: Нижнепетровском и Верхнепетровском.
    • Меры защиты от оврагов в нашей местности.
  3. Темы исследовательских проектов в 9-11классах:
    • Антропогенное изменение участков реки Берёзовая от х.Кутейников до х.Николаевский
    • Экологические проблемы моего села
    • Проблема твердых бытовых отходов в сельской местности

Выполнение заданий такого характера способствует формированию личного опыта учащихся, развитию исследовательских умений, критического мышления. Творческие работы обогащаются сведениями об объектах и явлениях природы родного края из научной и справочной литературы. На этом этапе велика роль групповой работы. Группы работают по интересам, отличаются мобильностью. Учитель выступает в роли руководителя и консультанта проводимого исследования. Немаловажное значение имеют и формы защиты работ. Они могут быть разнообразными: презентации, модели, схемы, рекомендации. Проводимая работа позволяет выявить яркую индивидуальность учащихся и в дальнейшем выстраивать траекторию работы с этими детьми.

Начинать научно-исследовательскую работу необходимо с 9 класса, так как создание научно-исследовательской работы является результатом кропотливого труда в течение 2-3 лет.

Сущность развития личности ребёнка на данном этапе заключается в качественном изменении деятельности, в которую он включен. На данном этапе обучения оптимальным становится обучение с использованием технологии проблемного обучения. Решить проблему, найти выход из затруднительного положения – вот то, что побуждает человека к действию, активизирует его интеллект. Там, где ведётся самостоятельный поиск решения проблем, начинается подлинно творческая деятельность учащихся.

Мониторинг достижений учащихся за предыдущие годы позволяет выявить группу учащихся с аналитическим складом ума, склонных к научному исследованию.

Следующим этапом деятельности является индивидуальная работа с каждым учеником направленная на выявление интереса, области, где ребенок может проявить свои способности, приобрести культуры научного мышления. Результатом этой работы являются ответы на вопросы: «Что мне нравиться? Чем я хочу заниматься? Чем актуальна эта проблема для меня?». На данном этапе превалирует эмоциональное отношение к выбору проблемы.

Учащиеся 9 класса выполняют в основном практико-ориентированные исследовательские работы. Например: «Установление зависимости скорости и характера течения реки Берёзовая от рельефа местности», «Примеры антропогенного влияния на природные комплексы нашей местности». Эти работы небольшие по объему и краткосрочные. Но выполнение этих работ позволяет отобрать группу ребят, которые начнут выполнять научно-исследовательские работы более высокого уровня.

Учащиеся 10-11 класса работают над индивидуальными проектами.

Результаты использования методической системы

Положительным результатом такой методической системы:

  • Стабильно высокое качество знаний учащихся по географии при стопроцентной успеваемости.
  • Выбор учащимися предмета географии для сдачи ГИА и ЕГЭ.
  • Наличие призеров и победителей муниципального уровня Всероссийской олимпиады школьников.

Высокий уровень учебной мотивации к изучению географии.

  • Повышение мотивации учащихся к выполнению исследовательских работ.
  • Совершенствование навыков исследовательской деятельности.
  • Формирование ценностного отношения к окружающей среде.

Анализ организации исследовательской работы учащихся с региональным географическим содержанием, позволяет сделать следующие выводы:

  • исследования носят комплексный интегрированный характер (география, биология, история, экономика);
  • работа над многими темами ведется несколько лет;
  • работы носят региональный характер;
  • работы являются социально-значимыми для своей местности.

Мною разработана рабочая программа по всем курсам географии с использованием краеведческого материала, природные и производственные экскурсии, практические работы на местности, уроки, внеклассные мероприятия.