Цель урока: создать условия для формирования представления об одной из серьёзнейших проблем рыночной экономики – безработице, её последствиях и мерах государственного регулирования.
Задачи урока:
- Обучающие: сформировать у обучающихся представления о причинах, видах, формах и последствиях безработицы, а также мерах её государственного регулирования;
- Развивающие: развивать умение поиска и выделения необходимой информации в источниках различного типа, умение формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию, владение основами проектно-исследовательской деятельности; формировать умение работать в группе;
- Воспитательные: экономическое, правовое воспитание.
Планируемые результаты:
Личностные: понимание важности трудовой деятельности для личности и общества; формирование позиции активного и ответственного члена общества, готового и способного к личностному и профессиональному самоопределению;
Метапредметные: осмысление социальной информации для выбора адекватных способов деятельности и моделей поведения в социально-трудовой сфере; овладение основами самооценки и самоконтроля;
Предметные: сформированность представлений о причинах, видах, формах и последствиях безработицы, роли государства в обеспечении занятости; понимание проблем социально-трудовой сферы жизни общества и способность определять собственное отношение к ним.
Тип урока: урок-исследование.
Оборудование урока: учебник. Обществознание. 11 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, А.И. Матвеева; ИПАК; презентация; раздаточный материал: фрагменты документов; тестовые задания.
Основные понятия: занятые, безработица.
План урока:
1. Причины, виды и формы безработицы.
2. Государственная политика в области занятости.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Подготовка класса к работе.
II. Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.
Преподаватель создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность; уточняет тематические рамки; организует формулировку темы и постановку цели урока обучающимися.
Обучающиеся записывают тему и план урока в тетради.
III. Актуализация знаний
Организация беседы по теме «Занятость и безработица». Для актуализации имеющихся у обучающихся знаний преподаватель задаёт им следующие вопросы: безработица – зло или благо для рыночной экономики? Способно ли государство справиться с безработицей? Как не оказаться безработным?
IV. Изучение нового материала
Причины, виды и формы безработицы
Изучение первого пункта плана начинается с работы над терминами «экономически активное население» («совокупная рабочая сила»), «занятые», «безработные», «безработица». Преподаватель предлагает обучающимся, обратившись к тексту учебника (§ 10), фрагментам из Трудового кодекса РФ, дать определение вышеназванных понятий.
Экономически активное население (совокупная рабочая сила) – всё трудоспособное население.
Занятые – та часть экономически активного населения страны, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится.
Безработные – относящиеся к экономически активному населению люди, которые намерены работать, ищут работу, но не могут её получить по той или иной причине.
Безработица – социально-экономическое явление, выражающееся в том, что часть экономически активного населения, желающая работать, не может найти работу.
Характеризуя понятие «занятость», преподаватель рекомендует обучающимся связать его с реальными процессами в жизни нашей страны. С этой целью преподаватель организует работу обучающихся с документом в конце § 10. Анализ данного текста и выполнение заданий к нему подводят обучающихся к выводу о том, что занятость в России определяется рыночными законами. Это привело к возникновению такого социально-экономического явления, как безработица. Обучающиеся, анализируя предложенные статистические данные, реальные факты современности, подчёркивают закономерный характер этого явления для рыночной экономики.
Преподаватель, используя презентацию к уроку и тестовое задание (раздаточный материал), организует работу обучающихся над вопросом «Критерии отнесения граждан РФ к категории безработных».
Обучающиеся заполняют таблицу, отвечают на вопрос.
В РФ безработными признаются граждане, которые |
||
не имеют работы и заработка |
зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы |
готовы приступить к работе |
При изучении причин, видов и форм безработицы класс делится на три группы. Группам предлагается выполнить следующее задание: самостоятельно работая с материалом учебника (§ 10) и заданиями (раздаточный материал), определить:
– 1 группа – причины безработицы;
– 2 группа – виды безработицы;
– 3 группа – формы безработицы.
Обучающиеся в группах выполняют задания, готовят продукт, который представляют к защите, а затем обсуждают полученные результаты работы.
1 группа – причины безработицы.
Причины безработицы | Завышенные требования самих работников, предъявляемые работодателю относительно размера желаемой ими заработной платы |
Низкий спрос на рабочую силу |
|
Негибкость, характерная для рынка труда |
Вывод, к которому приходят обучающиеся: наблюдается некоторое несоответствие между потребностями тех людей, которые ищут работу, и потребностями работодателей, которые готовы предоставить рабочие места.
2 группа – виды безработицы.
Основные виды безработицы |
|
Фрикционная |
Временная незанятость, обусловленная добровольным переходом работника с одной работы на другую |
– смена места жительства; |
|
Структурная |
Невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации |
– изменение коньюктуры рынка по отраслям и регионам. |
|
Циклическая |
Характерна для экономического кризиса, возникает в результате спада производства |
– возникает в период спада; |
|
Сезонная |
Невозможность работника работать в определённое время (сезон года) |
Обучающиеся приходят к выводу, что фрикционная безработица и структурная безработица составляют ествественный уровень безработицы (при этом уровне занятость считается полной, естественной).
фрикционная безработица + структурная безработица = естественный уровень безработицы |
3 группа – формы безработицы.
Основные формы безработицы |
|
Открытая
|
Человек трудоспособного возраста не имеет постоянной работы и источника доходов, но активно их ищет |
Скрытая |
Работник даёт согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за невозможности иного трудоустройства |
Текучая |
Связана с периодическим «отталкиванием» и «притягиванием» рабочей силы на рынке труда |
Застойная |
Длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами временный, случайной работы |
Закрепить основные понятия и положения первого пункта плана урока обучающимся поможет решение тестовых заданий (раздаточный материал).
Государственная политика в области занятости.
При изучении второго пункта плана преподаватель предлагает обучающимся, опираясь на таблицу «Позитивные и негативные последствия безработицы» (раздаточный материал), раскрыть
Последствия безработицы | |
Позитивные |
Негативные |
– формируется мобильный «резерв» рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства; – сдерживаются требования профсоюзов в |
– недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального; |
части повышения заработной платы, что снижает предполагаемый уровень инфляции; |
(сокращается потребительский спрос, уровень сбережений); |
Обучающиеся самостоятельно знакомятся с новым материалом, заполняют таблицу «Безработица и её последствия», комментируют её.
Безработица и её последствия
Что такое безработица |
|
Последствия безработицы для национальной экономики |
|
Последствия безработицы для семьи |
|
Преподаватель рекомендует обучающимся проанализировать следующие данные ряда зарубежных исследований:
– год безработицы укорачивает жизнь человека на пять лет;
– увеличение безработицы на 1 % приводит к росту числа самоубийств на 4,1 %, тюремных заключений на 4 %, убийств на 5,7 %, увеличению общего показателя смертности на 1,9 %.
Обсуждение с обучающимися приведённых данных поможет подвести их к пониманию и правильной оценке регулирующей роли государства в решении проблем занятости и безработицы.
Преподаватель предлагает обучающимся познакомиться с различными мерами активной и пассивной политики государства в сфере занятости путём самостоятельного изучения учебного текста (§ 10).
Активизировать познавательную деятельность обучающихся, помочь им сформировать собственную позицию по рассматриваемой проблеме поможет:
– проведение мини-социологического опроса «Как увеличить занятость, сократить безработицу?»;
– привлечение знаний из истории, географии, общественной жизни.
Актуализировать эти знания поможет постановка и обсуждение следующих вопросов:
1) какие факты окружающей жизни характеризуют действие рынка труда в российской экономике?;
2) где можно найти информацию о спросе и предложении на этом рынке?;
3) какие трудовые услуги пользуются наибольшим спросом на российском рынке труда?;
4) кто может оказать вам помощь в трудоустройстве?;
5) если человек потерял работу, то как он может приобрести другую профессию?
Завершая обсуждение данных вопросов, преподаватель предлагает обучающимся познакомиться с советами рубрики «Практические выводы» (учебник, § 10). Данные советы помогут обучающимся овладеть способами рационального поведения в условиях рынка, повысить свою конкурентноспособность.
V. Первичное осмысление и закрепление изученного материала
Выполнение обучающимися заданий в формате ЕГЭ (раздаточный материал). Ответы на вопросы.
VI. Итоги урока. Рефлексия
Определение обучающимися своего эмоционального состояния на уроке, осуществление самооценки собственной деятельности, соотнесение цели и результата. Ответы на вопросы.
Анализ работы обучающихся на уроке. Выставление оценок.
VII. Задание на самоподготовку
Объяснение преподавателем задания на самоподготовку. Запись его обучающимися в тетради.
Параграф 10.
Базовый – вопросы к параграфу 10.
Углублённый – мини-проект «Как сократить безработицу, увеличить занятость».
Литература:
- Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Басик Н.Ю. Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций: базовый уровень. М., 2014.
- Королёва Г.Э., Бурмистрова Т.В. Экономика: 10-11 классы: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. М., 2015.
- Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень/ под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, А.И. Матвеева. М., 2014.