Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы – развитие творческих способностей учащихся при ознакомлении с приёмами лепки из бумаги, работе с бумагой и картоном, бисером, шерстяными нитками, материей.
Программа актуальна, т.к. людей в быту окружают изделия мастеров-умельцев. Детям будет интересно узнать информацию о различной работе с бумагой и картоном, бисером, шерстяными нитками, материей попробовать свои силы в этом направлении при изготовлении изделий. Потом эти изделия могут являться прекрасными подарками знакомым и родным на различные праздники. Для учащихся она несёт элемент новизны, т.к. на уроках технологии и изобразительного искусства в начальной школе рассматриваются не все виды работы с бумагой, бисером, шерстяными нитками, материей.
Программа планирует индивидуальный подход к каждому ребёнку. Теоретические знания – 25-30 % времени, остальное – практические работы в интересной для учащихся форме.
Цель программы – развитие творческих способностей каждого ребёнка, посещающего кружок, его духовно-нравственное развитие.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребёнка: формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма – «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Главный смысловой стержень программы – связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневной жизни, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка.
В программе предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Задачи программы:
- Образовательные:
- познакомить с основными приёмами работы с бумагой и картоном, бисером, шерстяными нитками, материей;
- научить чётко выполнять основные приёмы;
- познакомить с основами цветоведения;
- Развивающие:
- привить интерес к данным видам творчества;
- воспитать аккуратность, терпение, трудолюбие, взаимовыручку при выполнении работ;
- привить основы культуры труда;
- развивать фантазию; внимание; творческие способности; моторные навыки и глазомер.
- Воспитательные:
- воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности;
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества)
- воспитывать и развивать художественный вкус.
В концепции модернизации российского образования прописано, что «модернизация школы предполагает ориентацию образования не только на освоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Воспитание, как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной, составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития». В решении задач воспитания «важно взаимодействие школы с УДОД, которые остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей»
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих состоят в том, что она включает в себя ранее не изучаемые приёмы лепки из бумаги, работу с бисером, шерстяными нитками, материей. Программа составлена на основе программы Н.Г. Мейнстер (методиста ЦНХО Б.М.Неменского), книги Е.А. Лутцевой, Т.П.Зуевой «Технология».
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 6 до 13 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы могут быть различны, но на данный момент программа составлена на 1 месяц (на время работы летнего оздоровительного лагеря.)
Условия приёма детей – по желанию.
Система набора учащихся – по распределению по отрядам.
Продолжительность образовательного процесса составляет 45 минут 2 раза в неделю для каждого отряда в течение всего времени работы летнего оздоровительного лагеря «Факел» в первой или во второй половине дня (зависит от плана работы лагеря на конкретный день). Норма наполняемости – максимум 20 человек (п. 5 «Методические указания» Приказ КО № 325 от 23.05.2001 г).
Этапы: теоретические знания – 25-30 % времени, остальное – практические работы в интересной для учащихся форме.
Формы и методы организации и проведения занятий
- Словесные методы обучения:
- беседа,
- анализ предмета, представленного детям
- Наглядные методы обучения:
- показ видеоматериалов, иллюстраций
- показ, исполнение педагогом различных видов работ,
- наблюдение
- работа по образцу
- Практические методы обучения:
- практические работы по выполнению изделий.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей
- Объяснительно-иллюстративные методы обучения (дети воспринимают и усваивают готовую информацию) – для совсем маленьких (6-7 лет)
- Репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности) для более старших (8-9 лет)
- Частично-поисковые (участие детей в коллективном поиске) для 10-13 лет
- Исследовательские методы обучения (овладение детьми методами познания, самостоятельной творческой работы
Формы организации деятельности детей на занятии:
- индивидуальная
- индивидуально-групповая
- по звеньям
Предусматривается проведение «дня открытых занятий», оформления выставок после прохождения каждой темы (рисунки или фотографии).
Режим занятий – занятия проводятся по отрядам по вторникам и пятницам (зависит от плана работы лагеря) с 9.30 до 12.00 (или с 15.45 до 16.50) в кабинете № 342 школы с 1 июня по 30 июня 2015 года. Всего планируется провести 8 занятий для каждого отряда.
Планируемые результаты.
Программа предусматривает формирование умений
1) Знать основы цветоведения
2) Последовательность изготовления изделий
3) Уметь читать схемы последовательности изготовления изделий
4) Правильно пользоваться газетой, бумагой, клеем, бисером, шерстяными нитками, материей
5) Выполнять основные приёмы лепки из бумаги, работать с бисером, шерстяными нитками, материей
6) Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий
7) Уметь из подручных материалов создавать игрушки по аналогии с изученными
8) Выполнять заключительное оформление готовых изделий
9) Правильно пользоваться кистями и красками, бисером, шерстяными нитками, материей
10) Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий
Программа предусматривает формирование навыков:
1) чтения простейших схем по лепке из бумаги, бисера
2) изготовления простейших игрушек и композиций;
3) украшение предложенных изделий краской.
Программа призвана:
1) развивать наблюдательность, зрительную память.
2) воспитывать творческое отношение к труду, художественный вкус.
3) развивать моторику рук, глазомер,
4) развивать духовно-нравственное содержание каждого ребёнка.,
5) способствовать сохранению здоровья школьников.
Формы подведения итогов – по окончанию курса дети выполняют отчётную работу. Текущие и отчётные работы представляются на отчётных выставках в школе (на стендах)
Учебно-тематический план
На каждом занятии присутствуют теоретические знания – 25–30 % времени, остальное – практические работы.
В программе существуют 3 раздела:
- бисероплетение
- работа с бумагой и картоном
- работа с шерстяными нитками, материей
Занятия чередуются по разделам: 1 неделя – 1 тему раздела, 2 неделя – 2 тема, 3 неделя – 3 тема.
За лагерную смену по разделу «Бисероплетение» планируется провести – 3 занятия с каждым отрядом.
По разделу « Работа с бумагой и картоном» – 3 занятия с каждым отрядом.
По разделу «Работа с нитками и материей» – 2 занятия с каждым отрядом.
Тематическое планирование (см. Приложение 1)
Содержание дополнительной образовательной программы:
Бисероплетение:
- Цветок
- Насекомые
- Браслетик
Вопросы: показ изделия, методика изготовления того или иного изделия, показ учителем основных приёмов, какими цветами происходит бисероплетение, ответы на возникшие вопросы, показ трудных этапов работы.
Практическая работа детей (повтор информации, повтор основных приёмов, далее создание своих композиций и игрушек).
Ожидаемые результаты:
1) Знать основы цветоведения
2) Выполнять основные приёмы бисероплетения
3) Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий
4) Выполнять заключительное оформление готовых изделий
5)Правильно пользоваться бисером и проволокой при изготовлении изделий
6) Правильно выполнять изделия
Программа предусматривает формирование навыков:
1) Изготовление изученных вариантов игрушек;
2) Правильно действовать по алгоритму при создании изделий
Работа с бумагой и картоном:
- Знакомство с техникой «Квиллинг» (см. Приложение 2)
- Поздравительная открытка ветеранам
- Композиция «Лето!» или «Цветок гибискус» (см. Приложение 3)
Вопросы: показ изделия, методика изготовления того или иного изделия, знакомство с алгоритмом работы, ответы на возникающие вопросы, показ трудных участков работы (индивидуальный и фронтальный).
Практическая работа детей: повтор информации, выполнение изделия по алгоритму, фотографирование работы, т.к. дети относят её домой в подарок.
Ожидаемые результаты:
1) Знать последовательность изготовления изделий
2) Уметь читать схемы последовательности изготовления изделий
3) Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий
4) Свободно пользоваться технологией работы с бумагой и картоном
5) Уметь из подручных материалов создавать работы по аналогии с изученными схемами
6) Выполнять заключительное оформление готовых изделий
Программа предусматривает формирование навыков: изготовление простейших изделий из бумаги и картона
Работа с нитками и тканью:
- Композиция «Мы хотим мира на всей Земле!»
- Поздравительная открытка ветеранам
Вопросы: показ изделия, методика изготовления того или иного изделия, знакомство с алгоритмом работы, ответы на возникающие вопросы, показ трудных участков работы (индивидуальный и фронтальный).
Практическая работа детей: повтор информации, выполнение изделия по алгоритму, фотографирование работы, т.к. дети относят её домой в подарок. Ожидаемые результаты:
1) Знать последовательность изготовления изделий
2) Уметь последовательносто изготавливать изделия
3) Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий
4) Свободно пользоваться технологией работы с нитками и тканью
5) Уметь из подручных материалов создавать работы по аналогии с изученными образцами
6) Выполнять заключительное оформление готовых изделий
Программа предусматривает формирование навыков: изготовление простейших изделий из ниток и материи
Результат
Форма оценки качества знаний – изготовление подарков для родителей, ветеранов, выставка, фотографии.
Материальное обеспечение программы: компьютер, мультимедийная установка, фотоаппарат, видеокамера, музыкальный центр, аудиокассеты с лирической музыкой, диски с алгоритмами работы при изготовлении изделий, наличие у каждого посещающего кружок баночки для воды, кистей для рисования различных номеров, бумаги, газет, картона, наборов гуаши, акварели, чёрных фломастеров, ниток, материи, проволоки, бисера, ножниц, тряпочек для рук, клеёнок для стола, клея.
Помещение для занятий, которое должно быть хорошо освещено, проветриваемо (температурный режим +20 +22 градуса). Есть индивидуальные столы и стулья для каждого ребёнка (можно парту делить на двоих), вышеперечисленные ТСО, доска, мел, рукомойник, мусорное ведро, вёдра для чистой и грязной воды, швабра.
Методическое обеспечение программы: наглядные пособия: диски с презентациями занятий по изготовлению вышеперечисленных изделий из бумаги, картона, бисера, ниток, материи, книги З.А.Богатеевой «Чудесные поделки из бумаги» Москва, «Просвещение», 1992 г, Н.Г. Мейнстер «Лепим из бумаги», Москва 2011 г и др.
Литература:
- Богатеева З.А.«Чудесные поделки из бумаги» Москва, «Просвещение», 1992 г.
- Геронимус Т. «Рабочая тетрадь по трудовому обучению. Я всё умею делать сам. 1-4 кл.» «Арт-пресс школа» 2004-2006 г.
- Гибсон Рэй «Наши руки не знают скуки», Москва, «Росмэн», 1997 г.
- «Изобразительное искусство (по учебнику Коротеевой Е.И., Горячевой Н.А. под редакцией Неменского Б.М.» Волгоград, 2008 г.
- Лутцева Е.А. , Зуева Т.П. «Технология» М, «Просвещение, 2014 г.
- Мейнстер Н.Г. «Лепим из бумаги», Москва 2011 г.
- Неменская Л.А. «Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь.» Москва, «Просвещение», 2009 г.