НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему "Какой бывает транспорт?"

Разделы: Работа с дошкольниками


Предварительная работа:

  • Наблюдение за транспортом
  • Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме "Транспорт".
  • Беседа, дидактическая игра о правилах дорожного движения. Три круглых листа картона: красный, желтый, зеленый.
  • Стихи, загадки о транспорте.
  • – Альбомный лист А4;

- Простой карандаш;
- Ластик;
- Набор цветных карандашей;
- Иллюстрация с изображением вертолета.

Программное содержание:

Цели и задачи:

  • познакомить со старинными и современными видами транспорта;
  • формировать представление о назначении транспорта, развивать интерес, внимание, логическое мышление, память, воспитывать любознательность.
  • научить детей рисовать вертолет с опорой на словесное объяснение педагога и его показ приёмов изображения объекта.
  • закрепить умения и навыки детей выполнять вначале набросок объекта простым карандашом, а затем раскрашивать готовый силуэт, не заходя за его контуры.

 

Ход занятия (НОД)

Воспитатель: Сегодня на уроке мы с вами совершим небольшое путешествие. Вы  любите путешествовать?

Дети: Да.

Воспитатель:  Где вы бывали?Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Скажите, а как вы добирались до места, это ведь так далеко?

Дети: На поезде, самолетом, на машине, на автобусе, …

С ответами детей на доску выставляются картинки с изображениями видов транспорта.

Воспитатель: Как одним словом мы можем назвать эти средства передвижения?

Дети:  Эти средства передвижения – транспорт.

Воспитатель: Именно о видах транспорта мы будем говорить сегодня.

Воспитатель:  Что это за слово такое – транспорт? Откуда оно пришло?
Может быть, кто–нибудь из вас знает?

Дети: Нет (предполагаемый ответ)

Воспитатель: Ребята, слово "транспорт" пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого языка оно обозначает "перемещать".
Вначале транспортом называли грузовые морские суда.
"Огромные парусные суда вставали на якорь, для того чтобы выгрузить товары, привезенные из дальних стран: чай, кофе, различные восточные пряности.
В освободившееся место загружали новые товары, которые купцы продавали в других странах. Разгружали такие суда люди до вечера, ведь в те времена не было кранов, которые бы поднимали различные тяжелые грузы".

Во время чтения стихотворения на доску вывешиваются картинки с изображением морских, речных судов прошлого и настоящего.

Корабли такими были,
Как игрушечные плыли,
Плыли месяц, плыли год…
Появился пароход!
А сегодня в океаны,
Выплывают великаны.
Удивляет белый свет
Быстрота морских ракет
Через некоторое время слово "транспорт" стало означать "доставка чего-либо". Ребята, а как вы думаете, для чего нам нужен транспорт, ведь в далеком прошлом люди обходились без него?

Дети рассуждают над заданным вопросом.

Вывод: Транспорт необходим для облегчения передвижения, для перевозки грузов.
Воспитатель: Первыми транспортными средствами были телега, которой пользовались в летний период времени, и сани, на которых ездили зимой.

Чем отличаются друг от друга телега и сани?

Воспитатель показывает рисунки с изображением кареты и саней, дети сравнивают изображения этих предметов.

Дети: Сходство в том, что они деревянные, а различные в том, что у телеги колеса, а у саней – полозья.

Воспитатель: В каких сказках вы видели сани?

Дети: В сказках "Морозко", "Снегурочка", "По щучьему веленью"…

Воспитатель: Затем появились кареты.

Воспитатель показывает картинку.

- Карета – это крытая телега. Предназначалась она для перевозки не грузов, а людей, причем богатых. Все это был личный транспорт, а не общественный, как сейчас. А что такое общественный транспорт?

Дети: Это транспорт, которым пользуется большинство людей.

Воспитатель: Одним из первых видов общественного транспорта была конка. Конка – это небольшой вагончик, который двигается по рельсам, а везут его лошади.

Воспитатель показывает картинку.

- Вместе с конкой возникла железная дорога, по которой ходили паровозы или теплоходы.
В паровые тихоходы,
Забирались пешеходы,
И могли они в пути,
На ходу легко сойти.
Но со временем они усовершенствовались и превратились в поезда и электровозы.
На доску выставляются картинки.
- А только потом появились первые автомобили.
Люди ездили по свету,
Усадив себя в карету.
Но пришел двадцатый век –
Сел в машину человек.
Тут пошло такое дело!
В городах затарахтело.
Шум моторов, шорох шин –
Мчатся тысячи машин.

Все это было хорошо, но люди еще с древних времен мечтали летать, как птицы. Одним из таких был юноша Икар.
Он очень любил наблюдать за птицами. Однажды Икар решил сделать крылья, как у птиц. Он собрал перья и соединил их с помощью воска. Икар взобрался на высокую гору и, надев крылья, взлетел. Он парил высоко – высоко. Ему было хорошо, и он забыл, что подниматься высоко к солнцу опасно. Воск растаял, и крылья рассыпались, Икар упал и разбился.  Такую легенду сложили люди в Древней Греции.
Но люди продолжали мечтать, и была еще одна попытка взлететь, но уже на воздушном шаре.

Лишь одним ветрам послушным,
Поднимался шар воздушный.
Человек умел мечтать,
Человек хотел летать!
Миновал за годом год –
Появился самолет!

Вот так, ребята, с каждым годом транспорт усовершенствовался.
А сейчас мы немного отдохнем, физкультминутку проведем.

Физкультминутка "Светофор"

Дети становятся цепочкой друг за другом. По сигналу воспитателя ("Заводим моторы! Р – р – р – р ") дети начинают двигаться, а воспитатель управляет движением, поднимая круглый лист картона соответствующего цвета – красный, желтый или зелёный.

Воспитатель: Ребята, я вам буду загадывать загадки, а вы правильно должны ответить о каком виде транспорта идет речь?

По волнам плывет отважно,
Не сбавляя быстрый ход,
Лишь гудит машина важно.
 Что такое? Пароход

Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их усами. Троллейбус

Чуда – птица, алый хвост,
Полетела в стаю звезд. Ракета

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет,
Человек им управляет.
Что такое? Самолет

Чтобы я тебя повез,
Мне не нужно есть овес,
Накорми меня бензином,
На копытца дай резину,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит. Автомобиль

Дом по улице бежит,
Дом подошвами шуршит.
Подбегает к остановке,
Всех желающих берет
И опять бежит вперед. Автобус

Мы стоим на остановке.
Мы поедем за обновкой.
Рельсы есть,
Ты не зевай,
К нам спешит большой. Трамвай

Воспитатель:  А теперь, ребята, мы вспомним, о чем мы с вами говорили на занятии, я буду называть транспортные средства, а вы будете отвечать, где они передвигаются: по воде, по земле, по воздуху.
Трамвай, троллейбус, автобус, автомобиль.

Дети: Этот транспорт передвигается по земле (предполагаемый ответ).

Воспитатель: Кто из вас знает, как можно назвать такой транспорт?

Дети: все это наземные виды транспорта (предполагаемый ответ).

Воспитатель:  Вертолет, самолет, воздушный шар?

Дети: Воздушные виды транспорта (предполагаемый ответ).

Воспитатель: Какой вы знаете водный транспорт?

Дети: Пароходы, корабли, морские ракеты.

Воспитатель:  Почему мы называем транспорт водным?

Дети: Потому что он передвигается по воде.

Воспитатель: А как вы думаете, что мы отнесем к подземному виду транспорта?

Дети: Подземным средством передвижения является метро.

Воспитатель: Все эти средства передвижения служат для перевозки людей и грузов.
Дети, вы хотите совершить "полет" на "вертолете"?

Физкультминутка "Вертолет"

Дети встают со своих мест и расходятся по свободному пространству группы.

Вертолет, вертолет,                            Хлопки ладошками.
Ты возьми нас всех в полет.
Крылья быстро раскрути,                   Круговые движения руками вперед.
Ввысь машину подними.                    Руки вверх.
Начал винт большой вращаться,        Круговые движения руками.
Вертолет стал подниматься.               Подняться на мысочки, руки вверх
В воздухе он покружился,                  Покружиться вокруг себя.
Замер, вдруг, остановился,                 Остановиться, руки в стороны.
А потом опять, опять,                         Легкий бег по свободному пространству
Стал он по небу летать.                       группы.
А внизу поля, леса,                              Наклониться вниз, махи влево – вправо
Словно ниточка, река.                         Одновременно обеими руками.
Вертолет опять завис,                          Встать прямо, руки в стороны.
А потом спустился вниз.                      Вернуться на свои места.

 

Воспитатель:  Дети, я вам предлагаю отразить свои впечатления о вертолете в рисунке.

Дети рисуют вертолет.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня вы узнали о транспорте много интересного и смогли нарисовать машину – стрекозу. Так и кажется: сейчас улетит она от нас.

Используемая литература:

  1. А.А. Плешаков "Мир вокруг нас" изд. "Просвещение" 2006г
  2. Н.Кун "Легенды и мифы Древней Греции"; Издательский дом "Вече" 2007г.
  3. Избранное. Всемирная библиотека поэзии. "Феникс" 1999г
  4. Г.Н. Давыдова  "Рисуем транспорт" – М.: Издательство "Скрипторий 2003".

Приложение 1