Предварительная работа:
- Наблюдение за транспортом
- Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме "Транспорт".
- Беседа, дидактическая игра о правилах дорожного движения. Три круглых листа картона: красный, желтый, зеленый.
- Стихи, загадки о транспорте.
- – Альбомный лист А4;
- Простой карандаш;
- Ластик;
- Набор цветных карандашей;
- Иллюстрация с изображением вертолета.
Программное содержание:
Цели и задачи:
- познакомить со старинными и современными видами транспорта;
- формировать представление о назначении транспорта, развивать интерес, внимание, логическое мышление, память, воспитывать любознательность.
- научить детей рисовать вертолет с опорой на словесное объяснение педагога и его показ приёмов изображения объекта.
- закрепить умения и навыки детей выполнять вначале набросок объекта простым карандашом, а затем раскрашивать готовый силуэт, не заходя за его контуры.
Ход занятия (НОД)
Воспитатель: Сегодня на уроке мы с вами совершим небольшое путешествие. Вы любите путешествовать?
Дети: Да.
Воспитатель: Где вы бывали?Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Скажите, а как вы добирались до места, это ведь так далеко?
Дети: На поезде, самолетом, на машине, на автобусе, …
С ответами детей на доску выставляются картинки с изображениями видов транспорта.
Воспитатель: Как одним словом мы можем назвать эти средства передвижения?
Дети: Эти средства передвижения – транспорт.
Воспитатель: Именно о видах транспорта мы будем говорить сегодня.
Воспитатель: Что это за слово такое – транспорт? Откуда оно пришло?
Может быть, кто–нибудь из вас знает?
Дети: Нет (предполагаемый ответ)
Воспитатель: Ребята, слово "транспорт" пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого языка оно обозначает "перемещать".
Вначале транспортом называли грузовые морские суда.
"Огромные парусные суда вставали на якорь, для того чтобы выгрузить товары, привезенные из дальних стран: чай, кофе, различные восточные пряности.
В освободившееся место загружали новые товары, которые купцы продавали в других странах. Разгружали такие суда люди до вечера, ведь в те времена не было кранов, которые бы поднимали различные тяжелые грузы".
Во время чтения стихотворения на доску вывешиваются картинки с изображением морских, речных судов прошлого и настоящего.
Корабли такими были,
Как игрушечные плыли,
Плыли месяц, плыли год…
Появился пароход!
А сегодня в океаны,
Выплывают великаны.
Удивляет белый свет
Быстрота морских ракет
Через некоторое время слово "транспорт" стало означать "доставка чего-либо". Ребята, а как вы думаете, для чего нам нужен транспорт, ведь в далеком прошлом люди обходились без него?
Дети рассуждают над заданным вопросом.
Вывод: Транспорт необходим для облегчения передвижения, для перевозки грузов.
Воспитатель: Первыми транспортными средствами были телега, которой пользовались в летний период времени, и сани, на которых ездили зимой.
Чем отличаются друг от друга телега и сани?
Воспитатель показывает рисунки с изображением кареты и саней, дети сравнивают изображения этих предметов.
Дети: Сходство в том, что они деревянные, а различные в том, что у телеги колеса, а у саней – полозья.
Воспитатель: В каких сказках вы видели сани?
Дети: В сказках "Морозко", "Снегурочка", "По щучьему веленью"…
Воспитатель: Затем появились кареты.
Воспитатель показывает картинку.
- Карета – это крытая телега. Предназначалась она для перевозки не грузов, а людей, причем богатых. Все это был личный транспорт, а не общественный, как сейчас. А что такое общественный транспорт?
Дети: Это транспорт, которым пользуется большинство людей.
Воспитатель: Одним из первых видов общественного транспорта была конка. Конка – это небольшой вагончик, который двигается по рельсам, а везут его лошади.
Воспитатель показывает картинку.
- Вместе с конкой возникла железная дорога, по которой ходили паровозы или теплоходы.
В паровые тихоходы,
Забирались пешеходы,
И могли они в пути,
На ходу легко сойти.
Но со временем они усовершенствовались и превратились в поезда и электровозы.
На доску выставляются картинки.
- А только потом появились первые автомобили.
Люди ездили по свету,
Усадив себя в карету.
Но пришел двадцатый век –
Сел в машину человек.
Тут пошло такое дело!
В городах затарахтело.
Шум моторов, шорох шин –
Мчатся тысячи машин.
Все это было хорошо, но люди еще с древних времен мечтали летать, как птицы. Одним из таких был юноша Икар.
Он очень любил наблюдать за птицами. Однажды Икар решил сделать крылья, как у птиц. Он собрал перья и соединил их с помощью воска. Икар взобрался на высокую гору и, надев крылья, взлетел. Он парил высоко – высоко. Ему было хорошо, и он забыл, что подниматься высоко к солнцу опасно. Воск растаял, и крылья рассыпались, Икар упал и разбился. Такую легенду сложили люди в Древней Греции.
Но люди продолжали мечтать, и была еще одна попытка взлететь, но уже на воздушном шаре.
Лишь одним ветрам послушным,
Поднимался шар воздушный.
Человек умел мечтать,
Человек хотел летать!
Миновал за годом год –
Появился самолет!
Вот так, ребята, с каждым годом транспорт усовершенствовался.
А сейчас мы немного отдохнем, физкультминутку проведем.
Физкультминутка "Светофор"
Дети становятся цепочкой друг за другом. По сигналу воспитателя ("Заводим моторы! Р – р – р – р ") дети начинают двигаться, а воспитатель управляет движением, поднимая круглый лист картона соответствующего цвета – красный, желтый или зелёный.
Воспитатель: Ребята, я вам буду загадывать загадки, а вы правильно должны ответить о каком виде транспорта идет речь?
По волнам плывет отважно,
Не сбавляя быстрый ход,
Лишь гудит машина важно.
Что такое? Пароход
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их усами. Троллейбус
Чуда – птица, алый хвост,
Полетела в стаю звезд. Ракета
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет,
Человек им управляет.
Что такое? Самолет
Чтобы я тебя повез,
Мне не нужно есть овес,
Накорми меня бензином,
На копытца дай резину,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит. Автомобиль
Дом по улице бежит,
Дом подошвами шуршит.
Подбегает к остановке,
Всех желающих берет
И опять бежит вперед. Автобус
Мы стоим на остановке.
Мы поедем за обновкой.
Рельсы есть,
Ты не зевай,
К нам спешит большой. Трамвай
Воспитатель: А теперь, ребята, мы вспомним, о чем мы с вами говорили на занятии, я буду называть транспортные средства, а вы будете отвечать, где они передвигаются: по воде, по земле, по воздуху.
Трамвай, троллейбус, автобус, автомобиль.
Дети: Этот транспорт передвигается по земле (предполагаемый ответ).
Воспитатель: Кто из вас знает, как можно назвать такой транспорт?
Дети: все это наземные виды транспорта (предполагаемый ответ).
Воспитатель: Вертолет, самолет, воздушный шар?
Дети: Воздушные виды транспорта (предполагаемый ответ).
Воспитатель: Какой вы знаете водный транспорт?
Дети: Пароходы, корабли, морские ракеты.
Воспитатель: Почему мы называем транспорт водным?
Дети: Потому что он передвигается по воде.
Воспитатель: А как вы думаете, что мы отнесем к подземному виду транспорта?
Дети: Подземным средством передвижения является метро.
Воспитатель: Все эти средства передвижения служат для перевозки людей и грузов.
Дети, вы хотите совершить "полет" на "вертолете"?
Физкультминутка "Вертолет"
Дети встают со своих мест и расходятся по свободному пространству группы.
Вертолет, вертолет, Хлопки ладошками.
Ты возьми нас всех в полет.
Крылья быстро раскрути, Круговые движения руками вперед.
Ввысь машину подними. Руки вверх.
Начал винт большой вращаться, Круговые движения руками.
Вертолет стал подниматься. Подняться на мысочки, руки вверх
В воздухе он покружился, Покружиться вокруг себя.
Замер, вдруг, остановился, Остановиться, руки в стороны.
А потом опять, опять, Легкий бег по свободному пространству
Стал он по небу летать. группы.
А внизу поля, леса, Наклониться вниз, махи влево – вправо
Словно ниточка, река. Одновременно обеими руками.
Вертолет опять завис, Встать прямо, руки в стороны.
А потом спустился вниз. Вернуться на свои места.
Воспитатель: Дети, я вам предлагаю отразить свои впечатления о вертолете в рисунке.
Дети рисуют вертолет.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня вы узнали о транспорте много интересного и смогли нарисовать машину – стрекозу. Так и кажется: сейчас улетит она от нас.
Используемая литература:
- А.А. Плешаков "Мир вокруг нас" изд. "Просвещение" 2006г
- Н.Кун "Легенды и мифы Древней Греции"; Издательский дом "Вече" 2007г.
- Избранное. Всемирная библиотека поэзии. "Феникс" 1999г
- Г.Н. Давыдова "Рисуем транспорт" – М.: Издательство "Скрипторий 2003".