Действие происходит в одной из московских школ в далеком 1941-ом году. На сцене пять парт, на которых аккуратно разложены книги. В проеме окна – зарево.
Слайд 1. На фоне мелодии из песни "Журавли" звучит голос за кадром: «Как разглядеть за днями след нечеткий? Хочу приблизить к сердцу этот след…»
Слайд 2. Звучат птичьи голоса. На этом фоне выходит 1-ая ученица, читает стихотворение и садится за парту.
Вместе весна и лето
Нынче гостят в Москве.
Сколько рассеяно света
В тучах и в синеве!
Мирно Москва проснулась
В этот июньский день.
Только что развернулась
В скверах ее сирень...
Радуясь лету и миру,
Утро встречала Москва…
Звучит вальс. Презентация. Слайд 3. Танцуя, выходят ученик и 2-ая ученица, которая читает стихотворение на фоне вальса.
Первое взрослое платье надела,
Первые туфли на каблуке.
Ах, этот вальс танцевать так хотелось! –
Бусы и ленты, рука в руке!
Бал выпускной закружил нас с тобою,
Вот и заря в проеме окна!
Нет, не заря, это зарево боя!
Это июнь – двадцать второе,
Год сорок первый – война …
Слайд 4. Музыка обрывается, слышны взрывы. Ученик и ученица, а также остальные семь участников садятся за парты.
Голос Левитана о начале войны.
Школьники за партами. Диалог.
3-я ученица:
– Война… Вся жизнь перевернулась… все поникло, ушло куда-то в прошлое перед этим зловещим словом…
4-ая ученица:
– Сентябрь… В школе идут уроки… но на лицах даже самых маленьких учеников нет улыбок, на переменах не звучит смех…Враг неудержимо приближается к Москве, хочет стереть город с лица земли: взорвать, затопить, превратить в огромное озеро, гигантский бассейн!
3-я ученица:
– Нет! Нет! Нет! Москва–сердце нашей Родины! На ее защиту встанет и стар и млад! Слайд 5. Битву за Москву проиграть невозможно! Во главе Западного фронта, обороняющего Москву, стоит талантливый полководец – Георгий Константинович Жуков. Он и другие командиры принимают срочные меры по обороне нашего города.
1-ая ученица:
– Посмотрите, как изменился наш город… Слайд 6. "Заградительные рвы, словно обнажившиеся нервы, зазмеились около Москвы… "Женщины, старики, дети роют окопы, мужчины возводят проволочные заграждения, устанавливают «ежи» – противотанковые сооружения в виде скрещенных железных брусьев. Слайд 7. На подступах к Москве взорваны мосты, установлены мины.
5-ая ученица:
– На улицах выросли баррикады. До неузнаваемости с воздуха замаскированы важнейшие исторические памятники и объекты: Кремль, Большой Театр. Слайд 8. На Кремлевской стене нарисованы дома и деревья. Не блестят золотом купола Кремля: их покрыли зеленой краской, а стены замазали черными и зелеными полосами.
2-ой ученик:
– На крышах домов, в парках, скверах стоят сотни зенитных орудий для уничтожения бомбардировщиков. Слайд 9. В ночное время низко спускаться к земле немецким летчикам мешают аэростаты – огромные воздушные шары из прочного материала. Слайд 10.
4-ая ученица:
– Воздушные бои разворачиваются прямо над Москвой. Бомбардировщики с ужасным ревом рвутся к городу. Подобно черной туче, они закрывают собой полнеба. Страшно становится в такой момент…
Звук сирены воздушной тревоги.
– Ребята, звучит сигнал воздушной тревоги. Все должны спуститься в метро. Слайд 11. Во время бомбежек в метрополитене можно найти приют: здесь есть запасы питьевой воды, оборудованы медпункты, организованы библиотеки…
6-ая ученица:
– Нет, наши летчики преградят путь вражеским самолетам. Бесстрашные, сильные в своем мастерстве, они совершают тараны, а таранит победитель! Запомните имя Виктора Талалихина – героя первого в истории авиации ночного тарана под Москвой 8 августа 1941 года. Слайд 12.
7-ая ученица читает стихотворение.
Воздушный бой, мгновенья бесконечность.
Вираж, бросок и тет-а-тет с судьбой.
Вас уносило небо чаще в вечность,
Где нет могил в пустыне голубой.
Без показной и пафосной бравады
В смертельный отправлялись вы вояж.
И самой дорогой тогда наградой
Была звезда на тёплый фюзеляж.
4-ая ученица:
– До свидания, ребята! Я ухожу на фронт... (Уходит со сцены.)
6-ая ученица:
– Ноябрь… На подступах к городу идут ожесточенные бои…Но вопреки всему 7 ноября на Красной площади прошел военный парад, который показал всему миру, что наш город… наша Москва …не сдается и боевой дух армии не сломлен. Слайд 13.
2-ой ученик читает стихотворение.
Была Москва пургой заметена,
У Мавзолея ели коченели,
И шла по Красной площади Война –
Усталая, в простреленной шинели.
То батальоны шли с передовой,
Шли на парад окопные солдаты.
В тревожных небесах аэростаты
Качали удивленно головой.
Терзали тело Подмосковья рвы,
Убитых хоронил снежок пушистый,
Сжимали горло фронтовой Москвы
Траншеи наступающих фашистов.
А батальоны шли с передовой,
Шли на парад окопные солдаты!
Недаром в небесах аэростаты
Качали удивленно головой!
Кто может победить такой народ?..
Не забывайте сорок первый год!..
– До свидания, ребята! Я ухожу на фронт... (Уходит со сцены.)
8-ая ученица:
– Нет, наш народ победить нельзя! Презирая смерть, солдаты сражаются до последней капли крови, понимая, что на подмосковных полях решается судьба Отечества.
Слайд 14. Волоколамское шоссе… Бой под Дубосеково … 28 бойцов из дивизии генерала Панфилова четыре часа отражают танковые атаки немцев. От разрывов вражеских снарядов в воздухе стоит завеса из снега, копоти и земли. В разгар боя политрук Василий Клочков обращается к бойцам со словами, которые выразили чувства и мысли всех защитников нашего города: "Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!”
3-я ученица читает стихотворение.
Кружилась в поле злая осень,
Шумела поздняя листва.
Их было только двадцать восемь,
А за спиной была Москва.
На них чудовища стальные
Ползли, сжимая, там и тут.
“Так защитим Москву, родные!” –
Сказал гвардейцам политрук.
Летят бутылки и гранаты,
Последний бой всегда суров.
“Так за Москву, за нас, ребята!” –
Последний раз кричит Клочков.
Не пропустили вражьи танки
Герои Родины своей.
В сырой земле лежат останки,
Лежат тела богатырей.
– До свидания, ребята! Я ухожу на фронт...(Уходит со сцены.)
1-ый ученик:
– С началом войны и наши ровесники, вчерашние московские школьники, босоногие мальчишки, поступили в Подольские военные училища.
Десятиклассники.
Огненный выпуск.
Фото в июне
на школьном дворе.
Челки, косички,
рубашки навыпуск.
Мир нараспашку...
и бой в октябре…
Слайд 15. Проучившись всего три месяца, курсанты, многие из которых еще ни разу не брились, не влюблялись, первыми по приказу встали на защиту Москвы и заслонили собой город от врага.… Пять дней героически сражался передовой отряд Подольских военных училищ, отходя с одного рубежа на другой. От бомбовых ударов, артиллерийского и минометного огня вся земля вокруг встала дыбом, и, казалось, ничто живое на ней не уцелеет…
8-ая ученица читает стихотворение.
На стуже залёг боец
Во свежей воронке-яме .
Приник он, совсем юнец,
К земле, словно к родной маме.
Задул сиверок, суля
Морозы ещё покрепче,
И слышно: сама земля,
Земля, а не кто-то
Шепчет
Взволнованные слова
Под сенью тревожной ночи:
– Сынок, позади Москва!
Ни шагу назад, сыночек!
В честь фюрера своего
Всё метят кровавой метой.
Чего захотели – ишь!
Господства над всей планетой.
Сынок, припади ко мне ,
Почуй прибавленье силы,
И недруги на войне
Не минут своей могилы .
Безумствует вражья спесь
И прёт на рожон, похоже
Свобода, сынок, и честь
Нам жизни самой дороже!
Сквозь дым и густой свинец
Земля словно ждёт ответа,
Рывком поднялся боец,
И недруг невзвидит света!
1-ый ученик и 8-ая ученица уходят со сцены:
– До свидания, ребята! Мы уходим на фронт...
Слайд 16. 7-ая ученица без аккомпанемента исполняет песню Б. Окуджавы «Ах, война…».
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли за солдатом солдат...
До свидания, мальчики! Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите вы... И все-таки
постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб — разлуки и дым!
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги... Ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки!
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад...
До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад.
Сцена прощания матери и дочери, уходящей на войну.
Дочь (1-ая ученица). Мама, мамочка, я пришла попрощаться... получила разрешение...
Мать. Какое разрешение?
Дочь. Я ухожу добровольцем на фронт.
Мать. Кровиночка моя, ты на фронт? Не пущу, не пущу и все! Какой из тебя солдат – посмотри на себя в зеркало, ты же совсем ребенок!
Дочь. Мама, мамочка, как же так? Ты сама говорила, что мы – дети России, Москвы, мы в долгу перед ней. Неужели я могу остаться дома? Кто, если не я? Прости меня, мама? (Уходит.)
Мать. Я буду ждать тебя, горюшко мое! Зорюшка моя!
Слайд 17. 2-ая ученица читает стихотворение и уходит со сцены.
Как разглядеть за днями
след нечёткий?
Хочу приблизить к сердцу
этот след…
На батарее
были сплошь –
девчонки.
А старшей было
восемнадцать лет.
Лихая чёлка
над прищуром хитрым,
бравурное презрение к войне…
В то утро
танки вышли
прямо к Химкам.
Те самые.
С крестами на броне.
И старшая,
действительно старея,
как от кошмара заслонясь рукой,
скомандовала тонко:
– Батарея-а-а!
(Ой, мамочка!..
Ой, родная!..)
Огонь! –
И –
залп!
И тут они
заголосили,
девчоночки.
Запричитали всласть.
Как будто бы
вся бабья боль
России
в девчонках этих
вдруг отозвалась.
Кружилось небо –
снежное,
рябое.
Был ветер
обжигающе горяч.
Былинный плач
висел над полем боя,
он был слышней разрывов,
этот плач!
Ему –
протяжному –
земля внимала,
остановясь на смертном рубеже.
– Ой, мамочка!..
– Ой, страшно мне!..
– Ой, мама!.. –
И снова:
– Батарея-а-а! –
И уже
пред ними,
посреди земного шара,
левее безымянного бугра
горели
неправдоподобно жарко
четыре чёрных
танковых костра.
Раскатывалось эхо над полями,
бой медленною кровью истекал…
Зенитчицы кричали
и стреляли,
размазывая слёзы по щекам.
И падали.
И поднимались снова.
Впервые защищая наяву
и честь свою
(в буквальном смысле слова!).
И Родину.
И маму.
И Москву.
6-ая ученица:
– Когда-то маленькая девочка в своей школьной тетради написала об Илье Муромце: «Если его одолевает злой нахвальщик, то сама русская земля вливает в него силы». Могла ли она подумать, что и ей в час испытаний земля-матушка даст могучую, недевичью силу?
7-ая ученица:
– Кто она – эта девочка?
6-ая ученица:
– Ученица 10 класса одной из школ города Москвы, разведчица, партизанка – Зоя Космодемьянская…Слайд 18. Маленькая героиня , не знавшая, что такое предательство…Немцы пытали ее, но услышали из ее уст: «Это счастье – умереть за свой народ!»
5-ая ученица читает стихотворение и уходит со сцены.
Нежный рот и высокие брови —
Восемнадцать девчоночьих лет.
В партизанских лесах Подмосковья
Никогда не исчезнет твой след.
Олененок с большими глазами,
Смуглых щек полудетский овал.. .
Посылал командир на заданье —
Оказалось, в Бессмертье послал...
И по снегу ногами босыми,
Крепко сжав окровавленный рот,
Как на трон, партизанка России
На скрипящий взошла эшафот...
7-ая ученица:
– Нет больше Зои… Нет будущей матери, у которой были бы свои дети, внуки, а..." теперь не будет этой ниточки! Маленькой ниточки в бесконечной пряже человеческой..." Нет больше Виктора, Василия... Но Москва есть и будет! "И врагу никогда не добиться, чтоб склонилась твоя голова, дорогая моя столица, золотая моя Москва!"
Слайд 19. 6-ая и 7-ая ученицы:
С головами поникшими
Над бойцами погибшими
Встанем мы. (Парами с обеих сторон выходят четыре ученика.)
Пред живыми и павшими
И Москву отстоявшими
Встанем мы. (Парами с обеих сторон выходят еще четыре ученика.)
Им как будто бы мысленно
Тихо и искренне
Говорим:
«Скоро станем мы взрослыми,
Вам клянёмся мы вёснами,
Светом собственных глаз
И огнём над метелями,
Хлебом и колыбелями
Быть достойными вас! (Все вместе.)
Звучит песня в исполнении М.Бернеса "Журавли". Ученики парами уходят со сцены.