Цель: демонстрация достижений воспитанников в речевом развитии.
Задачи:
- Обобщить знания детей о звуковом и слоговом анализе и синтезе слов.
- Создать условия для закрепления навыков правильной речи в ситуации публичного выступления.
- Привлечь к активности и речевой инициативе детей с различными нарушениями речи.
- Способствовать развитию творческого воображения, умения перевоплощаться, непосредственному и полноценному речевому общению со сверстниками.
- Формировать взаимосвязь музыки, речи и движения в ощущениях.
- Развивать просодические компоненты речи при проговаривании стихов, диалогов и пении
- Воспитывать умение оказать поддержку и помощь друг другу в трудных ситуациях.
Оборудование: аудиозаписи: песни из кинофильма «После дождичка в четверг» (сл. Ю. Кима, муз. Ген. Гладкова), «Море волнуется»; Соната соль мажор Скарлатти Д., А. Бородин «Scherzo-Prestissimo» из «Богатырской симфонии»; русская народная прибаутка «Петушок» (обр. М. Красева), М. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», русская народная песня «Во саду ли, в огороде», П. Чайковский «Восточный танец» из балета «Лебединое озеро», А. Хачатурян «Танец с саблями».
Оформление: книжная выставка со сказками А. С. Пушкина и самостоятельно изготовленной книжкой «Пушкинские сказки»; "дуб" со съемными бумажными листьями, на которых написаны вопросы по сказкам; небольшой деревянный бочонок, шкатулка с "золотыми" орехами (внутри вопросы). Костюмы для героев инсценировки.
Действующие лица
Расказчица
Кот ученый
Золотая рыбка
Петух
Белочка
Волшебник Черномор
Дядька Черномор и «33 богатыря»
Королевич Елисей
Старик
Старуха
Царь Салтан
Злая царица
Морские жители
В зале оформлены декорации к нескольким сказкам А. С. Пушкина, позволяющие переключать внимание зрителя с одной сцены на другую.
Сцена первая:
Звучат гусли. Входит Рассказчица в русском народном костюме.
РАССКАЗЧИЦА: Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей встрече. Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие по сказочному Лукоморью. В этой волшебно-загадочной стране нас ждут удивительные приключения, сказочные превращения; в пути могут подстерегать опасности, и только знания помогут вам преодолеть все препятствия. Готовы ли вы к испытаниям?
ДЕТИ: Да!
РАССКАЗЧИЦА: Тогда в путь! Видите это дерево? На каждом его листочке вопрос-загадка. В сказку попадет тот, кто правильно ответит на них.
Рассказчица приглашает желающих к "волшебному дереву". Дети снимают листья и отвечают на вопросы.
Вопросы "на листьях"
- Какое дерево украшает "златая цепь"? (Дуб.)
- Кто ходит по этой цепи?
- Что делает этот Ученый кот на дубе? (поет песни и говорит сказки)
Входит Кот Ученый в бархатном костюме, ботфортах и широкополой шляпе с пером.
КОТ УЧЕНЫЙ: «У Лукоморья дуб зеленый…»
РАССКАЗЧИЦА: Ребята! Ученый кот принес из Лукоморья волшебные буквы. Если вы правильно выполните задания, то мы сможем перенестись в новую сказку. А поможет нам в этом голосок. Он утром с солнышком вставал, и песни звуки напевал! А вы быстрей бегите и букву с собой несите!
Игра «Живые буквы».
– В первом слове живут такие гласные:
Широко откроет рот,
песню первую споет – А.
Улыбнется, словно кит,
Тут уж каждый запищит – И.
И вот такие согласные:
Какой звук чаще встречается в начале этой сказки «…старик со своею старухой у самого синего …» – С.
А этот звук живет в словах-вопросах: «Как, Кто, Когда, Кому?» – К. И таких букв две.
Звук, который издает комар. – З.
– Вы уже догадались, какое слово получается? – СКАЗКИ.
– Сколько слогов в этом слове?
– Почему в середине нужно писать букву З, а не – С? Как можно проверить?
– Чьи сказки мы будем сегодня читать? – Александра Сергеевича ПУШКИНА.
РАССКАЗЧИЦА: Молодцы, ребята! Теперь мы можем отправиться в наше сказочное путешествие. Чтобы попасть в первую сказку нужно получить пригласительный билет.
Итак, первое задание называется «Подскажи словечко». Я говорю начало названия сказки, а вы добавляете последнее слово.
- «Сказка о золотом ...»
- «Сказка о мертвой царевне и о семи ...»
- «Сказка о царе Салтане ...»
- «Сказка о попе и о работнике его ...»
- «Сказка о рыбаке и ...»
КОТ УЧЕНЫЙ: А теперь, ребята, назовите мои пропущенные слова!
- Старик поймал … золотую ...
- Царю для охраны границ подарили … золотого ...
- Белка щелкает … золотые ...
РАССКАЗЧИЦА: Второе задание называется «Пожелания».
РЕБЕНОК: Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
– Из трех девиц одна стала царицей, вторая ткачихой, а третья ... ?
КОРОЛЕВИЧ ЕЛИСЕЙ: За невестою своей Королевич Елисей Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрен.
РАССКАЗЧИЦА: – У солнышка спрашивал Елисей, у месяца, а еще у кого ... ?
На все вопросы вы нам отвечали.
Все дружно и правильно нам называли.
Не станем томить вас
В большом ожиданье
И исполняем свое обещанье.
Сцена вторая:
Шум моря. Звучит начало 1-й части сюиты Э. Грига "Хольберг".
В рваном одеянии и лаптях входят Старик и Старуха.
СТАРИК:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
СТАРУХА: Дурачина ты, прямой простофиля. Бестолковый, старый невежа.
КОТ УЧЕНЫЙ: Здравствуй, старуха! Зачем старика так ругаешь, бранишь, обзываешь?
СТАРУХА: Как же не ругать-то? Не смог выпросить у рыбки богатства. Ведь жила бы я тогда в окияне-море и служила б мне сама рыбка золотая, и была б у меня на посылках. А теперь сижу я у разбитого корыта.
КОТ УЧЕНЫЙ: Наверное, много ты просила у рыбки, не могла она выполнить все желания.
РАССКАЗЧИЦА: И чего ж она невозможного просила? Подскажите-ка мне, детки дорогие.
ДЕТИ: Новое корыто.
РАССКАЗЧИЦА: А что ж еще просила, старуха?
ДЕТИ: Избу.
РАССКАЗЧИЦА: Не успокоилась на этом ты, старуха. Дети, кем же стать она хотела?
ДЕТИ: Столбовой дворянкой.
СТАРУХА: Да, не хотела я быть черной крестьянкой, а хотела стать столбовою дворянкой.
РАССКАЗЧИЦА: Но и этого ей мало показалось. Кем же после стать она хотела?
ДЕТИ: Вольною царицей.
СТАРУХА: Что ж такого? Вольною царицей! Разве для меня высокий
терем? Я бы жить должна в палатах царских. Чтоб служили мне бояре да дворяне… Если б не старик мой простофиля! Он всю жизнь таким был дурачиной. Сколько лет живу с ним, столько маюсь! Ну-ка, дети, подскажите сколько?
ДЕТИ: 30 лет и 3 года.
СТАРУХА: Правильно, десятка три годочков. А повезло-то раз за это время. В сеть поймал он рыбку золотую, Да и то не с первого же раза. Сколько раз закидывал он невод?
ДЕТИ: Три раза.
СТАРИК: Раз я в море закинул невод, — Пришел невод с одною тиной, Я в другой раз закинул невод, — Пришел невод с травою морскою, В третий раз закинул Я невод, — Пришел невод с одною рыбкой, С непростою рыбкой, — золотою. По-нашему говорила рыбка, Домой в море синее просилась.
Звучит музыка П. Чайковского «Восточный танец» из балета «Лебединое озеро». Появляется
Золотая рыбка и вместе с девочками исполняет танец с элементами художественной гимнастики (с использованием длинных лент).
РАССКАЗЧИЦА: Помните, что рыбка говорила?
ЗОЛОТАЯ РЫБКА: "Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя дам откуп: Откуплюсь,
чем только пожелаешь".
СТАРУХА: Вот, видите! "Чем только пожелаешь!" Обманула меня рыбка золотая! Не захотела выполнить мое желание!
РАССКАЗЧИЦА: Дети, какое желание рыбка так и не выполнила?
ДЕТИ: Стать владычицей морскою.
СТАРУХА: Да, хотела стать "...владычицей морскою, Чтобы жить мне в окияне-море, Чтоб служила мне рыбка золотая И была б у меня на посылках".
РАССКАЗЧИЦА: Все нам с тобою ясно, старуха! Как вы думаете, ребята, почему золотая рыбка не выполнила последнее желание старухи? За что она ее наказала и как? Дети отвечают.
СТАРУХА: Ладно, больше делать так не буду. Совсем вы меня пристыдили. Пойду, разыщу старика да узнаю, Не поймал ли он еще одну рыбку? Буду умней, попрошу только новое корыто. Наше-то совсем раскололось. Ох, дурачина он у меня, простофиля.
Уходит, уносит с собою старое корыто.
КОТ УЧЕНЫЙ:
Ну вот, ушла!
А шуму было сколько.
Расставшись, наконец, с старухой вздорной
По Лукоморью путь мы свой продолжим.
Сцена третья:
Освещается импровизированный холм с бочонком.
РАССКАЗЧИЦА: Что за странный сей предмет? Кто, ребята, даст ответ.
Дети подсказывают, что это бочка из "Сказки о царе Салтане".
РАССКАЗЧИЦА: Верно, ребята. Теперь мы можем продолжить наше путешествие по сказочному Лукоморью. (Берет с выставки книгу и читает.)
"Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана,
И желанная страна
Вот уж издали видна..."
Звучат фанфары. Выходит Царь Салтан. В руках у него шкатулка.
ЦАРЬ САЛТАН: Добрый день всем, господа! Рад я видеть вас всегда! Здравствуй, самый умный Кот. Зачем собрался здесь народ?
КОТ УЧЕНЫЙ: Мы, царь-батюшка, путешествуем по сказкам А. С. Пушкина. А в твоей сказке столько чудес, как ни в какой другой.
ЦАРЬ САЛТАН: Ты прав, Кот Ученый. Если ты отгадаешь мои загадки, покажу вам эти чудеса.
Первая загадка. БЕЛКА:
Кто же песенки поет
И орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые.
Ядра чистый изумруд …
ДЕТИ: Это белка!
Белка под аккомпанемент шумового оркестра исполняет русскую народную песню «Во саду ли, в огороде».
Вторая загадка: Кто рано встает, звонким голосом поет, деткам спать не дает?
ДЕТИ: Петушок.
Звучит русская народная прибаутка «Петушок» (обр. М. Красева). Маршем выходит Петушок.
Петушок Кири-ку-ку
Царствуй, лежа на боку!
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть я буду смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда я закричу
И то место укажу
Петушок под ту же музыку проходит по залу и уходит за кулисы.
Третья загадка.
Кто тот дядька — командир?
Из воды морской выходит
И с богатырями ходит.
СТАРУХА кричит: Это волшебник Черномор!
РАССКАЗЧИЦА: Ах, Старуха! Что ты наделала! Это не злой волшебник Черномор из сказки Руслан и Людмила», а воевода Черномор из «Сказки о царе Салтане и о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
И теперь нам ждать беды.
Ведь волшебник Черномор
В своей хитрости силен,
Но все так до той поры
Пока не станет бороды!
СТАРУХА: Надо звать нам Петушка — золотого гребешка!
ПЕТУШОК: Кири-ку-ку! Я с бедою помогу!
Звучит музыка М. Глинки «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».
Появляется волшебник Черномор. Все в страхе разбегаются в разные стороны.
ВОЛШЕБНИК ЧЕРНОМОР:
Вот и я колдун, волшебник!
Кто меня на бой позвал?
Неужели, князь Руслан!
Нет, какой-то петушок —
Золотой гребешок.
Я тебя одним ударом
Заколю и есть не стану.
Звучит музыка А. Хачатуряна «Танец с саблями».
Петушок и волшебник Черномор изображают бой. Петушок дотрагивается саблей до бороды Черномора, тот откидывает бороду назад, словно ее отрубили, и быстро убегает.
ПЕТУШОК: Я злодея погубил! Я вас всех освободил! И теперь прошу, царица, В свой удел мне удалиться. (Петушок кланяется и уходит.)
ДЯДЬКА ЧЕРНОМОР:
Море вздуется бурливо, закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой, Расплеснется в шумном беге
И очутятся на бреге в чешуе как жар горя 33 богатыря.
Все красавцы молодые, великаны удалые.
Все равны как на подбор. С ними дядька …. .»
Звучит «Scherzo-Prestissimo» из «Богатырской симфонии» А. Бородина.Танец Богатырей.
СТАРУХА: Ах, детишки, дорогие! Вы простите меня, родные. Ошиблась я с этим волшебником Черномором! А так хочется мне посмотреть на подводный мир!
РАЗСКАЗЧИЦА: Да мы сами тебе покажем!
Звучит музыка Ген. Гладкова из кинофильма «После дождичка в четверг» «Море волнуется».
Дети — морские жители исполняют танец, во время которого изображают лодку, осьминога и поют песню. «Море волнуется, раз...»
ЦАРЬ САЛТАН: Спасибо, ребята! На все вопросы ответили, видно внимательно читали сказку. Ну, а теперь пора прощаться. Снова в путь мне собираться. Уж "в лазоревой дали показались корабли".
КОТ УЧЕНЫЙ: До свидания! В добрый час! И Гвидону, и царице Передай поклон от нас!
И царевне не забудь! Торопись, в счастливый путь! (Царь Салтан кланяется, уходит.)
Игра-викторина:
РАССКАЗЧИЦА: А теперь мы разделимся на две команды и определим кто лучше знает сказки А.С.Пушкина.
Команда детей – «Золотая рыбка» и команда взрослых – «Золотой петушок».
Освещается вторая декорация: стол, покрытый бархатной скатертью. На нем шкатулка с разными женскими украшениями, зеркальце.
РАССКАЗЧИЦА:
1. Вопрос взрослым: Кому принадлежит этот предмет? А вы помните, как начинается «Сказка о мертвой царевне»? Выходит Царь.
ЦАРЬ: "Царь с царицею простился, В путь дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. Ждет-пождет с утра до ночи. Смотрит в поле, инда очи Разболелись, глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга! Только видит: вьется вьюга. Снег валится на поля, Вся белешенька земля!
2. Вопрос детям: Что Злая Царица спрашивала у Зеркальца?
Звучит отрывок из пьесы А. Лядова "Музыкальная шкатулка".
Входит Царица, садится за стол, примеряет украшения одно за другим, берет зеркальце и обращается к нему.
"Свет мой, зеркальце! скажи Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?"
А мне зеркальце в ответ: «Ты прекрасна – спору нет.
Ты на свете всех милее. Всех румяней и белее».
Продолжает примерять украшения.
3. «Черный ящик»
Вопрос взрослым: «В ящике лежит мех, из которого была сшита душегрейка старухи из „Сказки о рыбаке и рыбке"». Какой? (Соболиный.)
4. Вопрос детям: «В ящике лежит предмет, с помощью которого злая Царица хотела погубить прекрасную царевну. Что это за предмет?» (Яблоко)
ЦАРИЦА: Вижу, сказку вы читали! Верные ответы дали. И, конечно же, устали. Не пора ли закусить? Я хочу вас угостить. (Достает "отравленное" яблоко и предлагает детям.)
Вот вам яблоко. "Оно Соку спелого полно.
Так свежо и так душисто. Так румяно-золотисто.
Будто медом налилось! Видны семечки насквозь".
Игра «Убери руки»
Дети не берут яблоко, прячут руки за спину. Говорят, что оно отравлено.
РАССКАЗЧИЦА: Молодцы, ребята! Не поддались на уговоры. Вот что значит много читать. Знания выручат вас в любой ситуации.
ЦАРИЦА: Не хотите! И не надо! Съем сама! Прощай же, Кот, ждет карета у ворот! РАССКАЗЧИЦА:
Вот и закончилось наше путешествие в Сказочное Лукоморье.
Ну, а если захотите снова в Сказку возвратиться,
То чудесные мгновенья могут снова повториться.
В этом нам поможет книга! Стоит в руки ее взять,
И любимые герои с вами встретятся опять.
Дети и родители награждаются грамотами и дипломами за достигнутые успехи.
Список использованной и рекомендуемой литературы
- Боровик Т. Пути педагогического творчества // Музыкальный руководитель. 2004. № 2.
- Балашова Г.В., Смирнова О.П., Федорина Н.А. «Игровые логоритмические досуги».
- Ж. «Логопед» № 9 2012
- Выгодская И.Г., Пелингер E.JI. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. М., 1993.
- Григоренко Н.Ю. Гласные звуки и буквы. Формирование навыков чтения и письма у детей с речевыми нарушениями. М., 2003.
- Пушкин А.С. Стихотворения, сказки. Сб. сочинений. В 3 т. Т 1. М., 1985.
- Сухин И.Г. Литературные викторины для маленьких читателей. М., 2001.