Использование графических материалов на занятиях в студии изобразительного искусства

Разделы: МХК и ИЗО


Цель занятия: знакомство с художественными графическими  материалами, выполнение задания.

Задачи:

  • изучить художественные материалы, познакомится с техникой работы;
  • развить наблюдательность, умение выделить характерные особенности образа;
  • научить анализировать  и оценивать сюжет работы и выбор техники исполнения;
  • создать условия для развития интереса и любви к изобразительному искусству.

Методы и приёмы:

  • словесный
  • наглядно-практический

Оснащение кабинета:

  • магнитофон,
  • компьютер,
  • наглядные пособия,
  • иллюстрации картин художников.

Материалы:

  • бумага А4
  • уголь, сангина, пастель,
  • графитный карандаш,

Зрительный ряд: репродукции: Ж.-Д. Энгр, Е. Серебрякова, М. Врубель, Э. Дега, и д.р., образцы  иллюстраций.

План занятия:

1. Организационный  момент (5 мин.)
2. Введение в новый материал (20 мин.)
3. Практическая деятельность (40 мин.)
4. Обсуждение работ (15 мин.)
5.  Подведение  итогов  занятия (рефлексия) (10 мин.)

Материал занятия.

Педагог: Наблюдая окружающую действительность, выполняя наброски и зарисовки с натуры,  мы с вами учимся основам реалистического изображения. Эти знания используйте в процессе рисования по памяти и воображению, в творческих композициях.
Для выполнения рисунка, как правило, не требуется сложных приспособлений. Каждому приходилось рисовать карандашами, фломастерами или авторучками на бумаге, но добиться мастерства в точности передачи движения, характера, фактуры непросто.
Знание художественных материалов и техник работы ими,  поможет вам наилучшим образом реализовать свои творческие замыслы в небольшом наброске или законченном рисунке. Чем тоньше вы научитесь понимать особенности техник рисунка, овладеете ими, тем полнее почувствуете особенности их художественной выразительности.
Практика показала, что в студии для выполнения задания по рисунку наиболее употребительны графические и цветные карандаши, фломастеры, акварель, тушь, цветные мелки, а также уголь, сангина, пастель.
Предлагаю рассмотреть работы художников, выполненные в разных техниках, определить в какой технике работали мастера. (Приложение 1)  

Идёт обсуждение.
Вместе с учащимися пытаемся охарактеризовать материалы и техники.

Графитный карандаш удобен в творческих работах. Он обладает приятным серым цветом и некоторым блеском, легко допускает исправления, стирается резинкой. Этим карандашом можно создать рисунки линеарного, линейно – штрихового и тонально-живописного плана. Из всех материалов рисунка графитный карандаш самое простое и доступное средство. Графит в сочетании с другими художественными материалами таит огромные  возможности для каждого художника. Он ложится на любую бумагу и не осыпается.  Линией и штрихом хорошо работать на плотной, гладкой бумаге, а зернистая бумага подойдёт для  работы углем. Если говорить о бумаге, то  надо попробовать для ваших рисунков разнообразные её сорта.

Цветными карандашами также можно добиваться разнообразных графических или живописных эффектов, особенно это касается акварельных карандашей, которые можно размывать водой, добиваясь живописных приёмов работы.

Уголь как рисовальный материал использовался художниками с глубокой древности. Рисовальный уголь обладает большими выразительными возможностями, им можно выполнять пейзаж, портрет, натюрморт и сюжетную композицию. Им можно выполнять быстрые наброски, эскизы и длительные рисунки. Углём можно рисовать на бумаге, картоне, холсте, стене и других поверхностях, пригодных для рисунка. Интересные рисунки получаются на цветном фоне неярких тонов. Уголь сочетается с другими материалами – сангиной,  мелками, пастелью, цветными карандашами, акварелью,  специальным угольным карандашом «Ретушь». Рисунки углём следует закреплять.

Фломастер легко скользит по бумаге и оставляет за собой красивую плавную линию, которую нельзя стереть, поэтому работать им надо твёрдой и уверенной рукой. Фломастеры бывают тонкие и толстые, различных цветов, что расширяет их художественные возможности. Хороши фломастеры для набросков с натуры, зарисовок пейзажей, декоративно- оформительской работы.

Сангина, материал красно-коричневого цвета. Рисовать сангиной можно линией, штрихом, используя растушевку, на различной бумаге, картоне, грунтованном холсте. Часто художники сочетают сангину с  углём, мелом, карандашом.
Большое распространение получила техника рисунка кистью на бумаге. Хорошие материалы для рисунка кистью – черная и цветная тушь. Монохромная живопись – гризайль широко применяется в задании гризайлью по рисованию с натуры натюрмортов и пейзажей в учебных целях.

Техника пастели многогранна и проста. Пастельные мелки – хрупкие и нежные по цвету. Ими можно работать штрихом или широкими мазками. Втирание цвета в цвет даёт необычный эффект мягкости и точности тональных переходов.
        
Перед практической работой отдыхаем, проводим физкультурную  минутку и проветриваем кабинет.

Теперь мы познакомились с материалами и техниками. Нам надо закрепить свои знания практикой. Берём листы бумаги,  предназначенные для  различных материалов (пастельные листы) и пробуем порисовать на них. Идёт практическая работа. Напоминаю о необходимости быть аккуратным, рисунок должен быть защищен от всего, что может его испортить, и от вашей руки в том числе. Чистота – обязательное условие при выполнении работы. Не забывайте следить за чистотой рук, рабочего места.
Для этого берутся салфетки или небольшие кусочки ткани для приведения рабочего места в порядок.

Включаем музыкальные композиции для практической работы. Обучающиеся пробуют разные материалы. Прохожу по студии, смотрю за  ходом  работы.

Ребята в конце занятия говорят, кому какая техника понравилась.  В какой  им интересней всего было работать. Дают характеристику материалу. По окончанию занятия, даётся задание на дом. Сделать наброски животных  в разных материалах.

Список литературы

1.М. Ю. Герман. Михаил Врубель: Изд. «Аврора». Л., 1989г. – 252 с.
2. Н. М. Сокольникова. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 1996г. – 95 с.
3. Г. Альберта. Основы рисования: Изд. «Попурри». Минск, – 2001г. – 96 с.
4. С. Молцмен. Деревья шаг за шагом: Изд. – «Попурри». Минск, – 2003г. – 125 с.