Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития. Порадоксально, но постепенно человек утрачивает способность правильно дышать, его газообмен нарушается, в кровь поступает меньше кислорода, что приводит к дисбалансу в организме.
Задача взрослых – всячески стараться сохранить у ребенка врожденную способность к правильному дыханию.
Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Цель: Обучение ребенка правильному дыханию и улучшение дыхательных функций ребенка.
Задачи:
- Воспитательные:
- воспитание потребности в здоровом образе жизни, выработка привычки к соблюдению режима, осознанно подходить к своему питанию;
- воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности;
- воспитание желания общаться на татарском языке, уважительного отношения к культуре родного края, создание положительной основы для воспитания патриотических чувств.
- Развивающие:
- развитие основных физических качеств ребенка: скорости, силы, выносливости, реакции, координации, прыгучести, гибкости;
- расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире;
- развивать интерес к изучению татарского языка, способствовать пониманию речи и желанию говорить и общаться на разных языках.
- Обучающие:
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности; развитие самостоятельности в организации народных (татарских) игр;
- формирование навыков ухода за телом, целостные представления о себе как о члене семьи, негативного отношения к вредным привычкам;
- обучать детей правильному произношению слов на татарском языке.
Оздоровительные:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, музыки, дыхательной, вокально-речевой гимнастики, массажа, закаливания.
Задачи работы с родителями
- Выявление запросов родителей, их педагогической грамотности в вопросах оздоровления детей в семье (анкетирование, тестирование).
- Формирование практических навыков в воспитании здорового ребенка в семье (беседы, опросы, наблюдения, родительские собрание).
- Установление эмоционального контакт между родителями, детьми и воспитателями (современные праздники, развлечения, игры здоровья, Здравиады).
Срок реализации проекта – 2015-2016 учебный год.
Разработка проекта
Довести до участников проекта важность данной проблемы. Участие в программе всех сотрудников детского учреждения, их взаимодействие, обучение.
– Привлечение к участию в программе родителей, учет их мнения.
– Составление расписания оздоровительных занятий и их сочетание с другими занятиями.
– Создание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в группе.
– Приобретение оборудования для проведения занятий, изготовление муляжей, кукол по темам занятий.
– Организация режима двигательной активности.
Описание проекта
Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.
Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей.
В связи с этим в детском саду открыли группу, работающую по оздоровительно-развивающей программе «Здравствуй!» М.Л.Лазарева. В программу курса входят не только оздоровительные, но и познавательные элементы, способствующие воспитанию личности. При этом содержание курса, включающее в себя обширный сказочный материал, отражает и формирует внутренние потребности физического, психологического и личностного роста
детей. У ребенка-дошкольника формируется позиция признания ценности здоровья, расширяется кругозор ребенка, развивается как физически, так и эстетически. особую роль в программе играет музыка, которая является интегральной основой всего курса, позволяющей организовать межфункциональный тренинг организма ребенка.
Схема реализации опыта работы по направлениям развития
Направления развития | Виды игр в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. |
Социально-коммуникативное |
Праздники здоровья «Здравиады». Дидактические, настольно – печатные игры, игры на сближение, социальное взаимодействие. Повторение слов на татарском языке. Просмотр аудио и видеоматериалов по учебно-методическому комплекту. |
Речевое |
Сочинение сказок, разучивание стихотворений, речевая гимнастика, речевые игры, игры со словом. Речевые игры на закрепление произношения слов на татарском языке. |
Познавательное |
Знакомство с оздоровительно-развивающими сказками, юными учителями здоровья по программе М.Л.Лазарева «Здравствуй!». |
Художественно-эстетическое |
Музыкально-оздоровительные занятия, цветоинтонационная, мимическая гимнастика, художественный урок здоровья (рисование, лепка, аппликация). Прослушивание и исполнение песен по учебно-методическому комплекту. |
Выполнение краткосрочного проекта по оздоровительно-развивающей программе «Здравствуй!»
Срок реализации проекта 2015-2016 учебный год
Раздел программы |
Формы и методы работы |
I блок |
I. «Космический совет». Рада. |
II. “Огник и Фырка» Огник – юный спортсмен. |
|
III. “Орси и Фырка». Орси – юный психолог |
|
IV. Яник и Фырка. Яник – ученый |
|
V. “Ростик и Фырка». Ростик – диетолог. |
|
VI. «Йоник и Фырка». Йоник – медик. |
|
VII. «Капелия и Фырка».Капелия – эколог. |
|
VIII. «Вита и Фырка» Вита – музыкант. |
|
IX. “Моя диагностика» |
|
II блок
|
I. «Первичная диагностика». Осенняя Здравиада! |
II. “Волшебство веселых движений – Огник» |
|
III. «Волшебство дружной семьи – Орси” |
|
IV. “Волшебство зеркальца – Яник» |
|
V. “Волшебство здоровой еды – Ростик» |
|
VI. “Волшебство чудо носика – Йоник» |
|
VII. «Волшебство воды и мыла – Капелия» |
|
VIII. “Волшебство целебных звуков – Вита» |
|
IX. “Весенняя Здравиада» |
|
III блок
|
Рисование. |
Рада – (радуга-дуга). |
|
Лепка. |
|
|
|
|
Аппликация. |
IV блок |
Игры по программе “Здравствуй!» 1. Море волнуется раз. |
Пальчиковые игры. |
|
Сюжетно-ролевые игры |
|
V блок |
Информационно-аналитическое сотрудничество. |
Наглядно-информационное сотрудничество |
|
IV блок |
Цель: |
3. Развивающая предметная среда в детском саду
1. Для реализации программы «Здравствуй!» в детском саду созданы все условия. Открыт физкультурный зал, музыкальный зал, зал для ритмических занятий, изостудия, логопункты, кабинет психолога. Работает сауна, физиокабинет, галокомплекс, «солевая шахта».
2. В процессе работы по курсу «Здравствуй!» в детском саду совместно с воспитателями и родителями изготовлены игровые пособия, куклы, которые используются в процессе общения. В группе оборудованы: центр спорта, музыкальный центр, центр художественно-эстетического труда, открыт мини музей воздуха. Имеются атрибуты для подвижных игр, дидактическое оборудование для дыхательных упражнений, массажные коврики, нетрадиционное оборудование, дорожка здоровья. Имеются дидактические, настольные игры, альбомы, много художественной литературы.
3. В методическом кабинете имеется обобщенный опыт работы по оздоровительной работе, материал дидактических игр сделанный руками воспитателей, наборы плакатов, дидактические и настольные печатные игры.
Ожидаемые результаты
– Осознание взрослыми и детьми понятия здоровье и влияние образа жизни на состояние здоровья.
– Снижение заболеваемости.
– Повышение уровня физической подготовленности (прирост показателей развития физических качеств в динамике).
– Успешное развитие основных психических процессов (по тестированию психолога).
– Стабильность функциональных показателей организма во всех сезонных периодах.
– Использование полученных знаний и сформированных умений в повседневной жизни.
Критерии оценки эффективности проекта
– Построение педагогического процесса с учетом результатов диагностики.
– Взаимосвязь с семьей по вопросам формирования здорового образа жизни.
– Интеграция современных научных и педагогических знаний основанных на опыте и практических рекомендациях.
– Снижение уровня заболеваемости.
4. Перспективы дальнейшего развития проекта.
Дальнейшая реализация программы «здравствуй!» предполагает:
– Сотрудничество с автором программы, научными организациями.
– Активное внедрение инноваций.
– Ориентация на ребенка, на его потребности, возможности и способности.
– Приобретение современных игрушек и оборудования.
– Распространение опыта оздоровительной работы, подготовка статей.
– Разработки памяток для родителей по воспитанию здорового ребенка.
Литература:
[1]. М.Л. Лазарев «Воздушный волшебник», Книга сказок, Часть 2, Мнемозина, 2006 год
[2]. М. Л. Лазарев Книга песен, 2006 год.