Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме
Задачи урока:
- определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби;
- понимать, что такое доля, половина, треть и четверть;
- уметь записывать дроби;
- узнать о практическом применении обыкновенных дробей.
Оборудование:
- карточки-задания по вариантам;
- тестовые задания;
- компьютер
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Учитель. Учащиеся
Руки – (на месте)
Ноги – (на месте)
Локти – (у края)
Спина – (прямая)
На столах у учащихся лист самооценки, в который на протяжении урока выставляют оценки на каждом этапе
Лист самооценки
Оценочный лист ученикы 5 класса ________________________ по теме «Доли.Обыкновенные дроби»
№ |
Этапы урока |
оценка |
1 |
Устная работа |
|
2 |
Математический диктант |
|
3 |
Практическая работа |
|
4 |
Самостоятельная работа |
|
5 |
Сообщения |
|
6 |
Решение задач |
|
|
Итоговая оценка за урок |
|
2. Устная работа (записаны задания на доске)
а) Прочитать числа: 1235, 756000, 540000, 123, 42561, 8000000000.
– Какие это числа? (Натуральные числа.)
б) Прочитать дроби: 8/9, 2/3,1/2, 7/8, 3/5,4/9,5/5.
– Как называются эти дроби? (Обыкновенные дроби)
– Объясните, как вы понимаете каждую дробь? (Это целое, разделили на 9 равных частей, а взяли 8 частей)
– Назовите числитель и знаменатель каждой дроби.
– Какая дробь отличается от всех остальных? (5/5)
– Объясните, как вы ее понимаете (5/5 – это значит целое. Целое в математике обозначают единицей), значит 5/5 = 1.
– Придумайте сами дроби, которые обозначают целое. (Учитель записывает на доске)
Мандарин поделить на доли.
– Что я сделала? (Поделили мандарин на доли).
– Как вы думаете ? Тема урока какова? (Доли. Обыкновенные дроби.)
– Открыли тетради, записали число, тему (записана на доске).
– Оценили устную работу (лист самооценки)
3. Математический диктант (карточки)
1) Запишите дроби: 4/9, 7/8.
2) Запишите дробь, у которой числитель 5, а знаменатель 9
3) Запишите дробь, у которой знаменатель 3, а числитель 1
4) Какую из дробей называют четвертью?
5) Запишите дробь, у которой числитель 1, а знаменатель в 7 раз больше
6) Запишите дробь, у которой числитель 2, а знаменатель на 3 больше.
(2 ученика у доски, остальные учащиеся в тетрадях)
– Запишите в виде обыкновенной дроби.
- Две седьмых
- Четыре девятых
- Одна сотая
- Шесть восьмых
- Три двадцать пятых
- Половина
(Поменялись тетрадями со своим соседом и выполнили проверку):
Все правильно – «5»
Одна ошибка – «4»
Две ошибки – «3»
– Оценки выставили в лист самооценки
4. Работа с ножницами
У каждого из учащихся на столе квадрат из картона со стороной 4 см. Задание: разрезать квадрат на четыре равные доли любым способом.
Вопросы к учащимся:
а) Покажите четверть квадрата;
б) Покажите 3/4 квадрата;
в) Покажите половину квадрата. (Оценили)
Работа в паре
83 – 17 = 56 (66)
276 – 172 = 104
1902 + 2401 = 3304 (4304)
539 + 103 = 642
800 – 175 = 625
– Сколько примеров в целом задании?
– Какая часть примеров с ошибками? (2/5)
– Какая часть примеров решена верно? ( 3/5)
Физминутка
Цель: содействовать здоровому образу жизни
Быстро встали, улыбнулись.
Выше-выше потянулись!
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо-влево повернитесь.
Сели-встали, сели-встали
И на месте побежали.
5. Самостоятельная работа (разноуровневая)
Уровень «3»
1. Какая часть фигуры закрашена?
2. Решите задачу: В коробке лежат 12 мячей. Из них 7 мячей зелёного цвета. Какую часть всех мячей составляют мячи зелёного цвета?
Уровень «4»
1. Какая часть фигуры закрашена?
2. Решите задачу: На выставке представлено 12 телевизоров. Среди них 11 цветных. Какая часть представленных на выставке телевизоров черно белые?
Уровень «5»
1. В книге 160 страниц. Вика прочитала 1/4 часть всей книги. Сколько страниц осталось прочесть.
2. Решите задачу: Завод получил 120 новых станков. В первом цехе установили 3/4 полученных станков. Сколько новых станков установили в первом цехе?
(Самопроверка)
6. Применение дробей в нашей жизни (сообщения учащихся)
Без дробей в нашем мире не обойтись!
В спорте состоялась 1/2 финала чемпионата мира по футболу между Россией и Бразилией.
В строительстве При приготовлении растворов для кладки стен нужно взять 2/3 песка и 1/3 цемента
В кулинарии Для приготовления бисквита необходимо 3 яйца растереть с 1 и 1/2 стаканом сахара, всыпать 1 и 1/3 стакана муки, перемешать и поставить в духовку на 5/6 часа.
В биологии Если живая природа – это целое , его части – царства, а их 5: растений, животных, грибов, вирусов и бактерий. Каждое царство – это 1/5 часть живой природы.
В музыке Пример – нотная тетрадь. Здесь используется понятие дроби и сложение дробей. Музыкальное произведение состоит из одинаковых по длительности отрезков – тактов. Длительность каждого такта определяет его размер. Он обозначается дробью, т.к. нижняя цифра обозначает длительность доли, а верхняя – количество долей в такте. Так, длительности половинные, четвертные и восьмые соответствуют дробям 1/2,1/4,1/8.
В школе 50 человек, учащиеся 5 класса (6 учеников), составляют 6/50 учащихся школы. Мальчики (4 ученика) составляют 4/6 класса, девочки (2 ученицы) – 2/6 класса.
Учащиеся приводят свои примеры применения дробей в жизни человека
Вывод: Дроби сопровождают нас везде, обойтись без них никак нельзя
7. Просмотр мультфильма «Мы делили апельсин»
– Какая проблема возникла у животных, которые делили апельсин? Какую долю апельсина получил каждый? Сколько было животных?
8. Итог урока
– В конце урока я хотела вас всех угостить пирогом. Скажите пожалуйста на сколько частей я должна разделить пирог.
– Какую долю пирога получит каждый?
– Какую долю получат гости?
– Какую долю получат девочки?
– Какую долю получат мальчики?
– Что такое доля? (Доля – каждая из равных частей единицы)
– Как называется число, которое пишут над дробной чертой? Как называется число, которое пишут под дробной чертой? (Число, которое записывают над чертой, называется числитель, под чертой – знаменатель)
– Что показывает числитель и знаменатель дроби? (Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято)
– Скажите, когда мы говорим дробь? (Барабанная дробь, охотничья дробь)
Оценки за урок (оценивают сами себя)
9. Домашнее задание (карточки)
1. Придумайте три дроби и запишите их на листочке словами. Предложите соседу записать их цифрами. Проверьте, правильно ли он выполнил задание.
2. Запишите дробь, у которой
а) числитель равен значению выражения 5883: 37 – 2852: 46, а знаменатель – значению выражения 43 (95 – 32) : 21;б) числитель равен 23, а знаменатель на 21 больше.
3. Целое разделено на 20 равных частей. Как называются 1, 3, 7, 10 таких частей.
Тест (индивидуально) карточка
1. Запишите цифрами число, у которого знаменатель равен 4, а числитель 3:
a) 3/4;
b) 4/3.
2. Пирог разделили на 8 частей. Маша съела 3 кусочка пирога. Какую часть пирога съела Маша?
a) 3/8;
b) 5/8;
c) 8/3.
3. Яблоко разделили на несколько частей. Артем съел 2/4 яблока. На сколько частей было поделено яблоко?
a) на 2 части;
b) на 4 части;
c) на 6 части.
4. Допишите равенство 38 м=__км:
a) 38/100;
b) 38/10;
c) 38/1000.
5. Заполните пропуск ¼ т=__кг:
a) 250 кг
b) 25 кг;
c) 2500 кг.
6. Как называется одна тысячная доля метра?
a) километр;
b) сантиметр;
c) миллиметр.
7. Расстояние от деревни до озера равно 7 км. Катя проехала на велосипеде 4 км. Какую часть пути она преодолела?
a) 7/4;
b) 3/7;
c) 4/7.
8. Длина проволоки 15 м. От нее отрезали 1/5 . Сколько метров проволоки осталось?
а) 12 м;
b) 3 м;
c) 10 м.
9. Периметр прямоугольника 60 см. Ширина составляет 2/15 от этого числа. Найдите ширину прямоугольника.
a) 15 см;
b) 8 см;
c) 45 см.
10. Яблоки составляют 3/8 купленных фруктов. Сколько всего купили фруктов, если среди них было яблок?
a) 24;
b) 18;
с) 32.
10. Рефлексия (3 смайлика у каждого), учащиеся выбирают смайлик один из трёх.