Урок математики по теме "Доли. Обыкновенные дроби". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме

Задачи урока:

  • определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби;
  • понимать, что такое доля, половина, треть и четверть;
  • уметь записывать дроби;
  • узнать о практическом применении обыкновенных дробей.

Оборудование:

  • карточки-задания по вариантам;
  • тестовые задания;
  • компьютер

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель. Учащиеся

Руки – (на месте)
Ноги – (на месте)
Локти – (у края)
Спина – (прямая)

На столах у учащихся лист самооценки, в который на протяжении урока выставляют оценки на каждом этапе

Лист самооценки

Оценочный лист ученикы 5 класса ________________________ по теме «Доли.Обыкновенные дроби»

Этапы урока

оценка

1

Устная работа

 

2

Математический диктант

 

3

Практическая работа

 

4

Самостоятельная работа

 

5

Сообщения

 

6

Решение задач

 

 

Итоговая оценка за урок

 

2. Устная работа (записаны задания на доске)

а) Прочитать числа: 1235, 756000, 540000, 123, 42561, 8000000000.
– Какие это числа? (Натуральные числа.)

б) Прочитать дроби: 8/9, 2/3,1/2, 7/8, 3/5,4/9,5/5.
– Как называются эти дроби? (Обыкновенные дроби)
– Объясните, как вы понимаете каждую дробь? (Это целое, разделили  на 9  равных частей, а взяли 8 частей)
– Назовите числитель и знаменатель каждой дроби.
– Какая дробь отличается от всех остальных? (5/5)
– Объясните, как вы ее понимаете (5/5 – это значит целое. Целое в математике обозначают единицей), значит 5/5 = 1.
– Придумайте сами дроби, которые обозначают целое. (Учитель записывает на доске)

Мандарин поделить на доли.

– Что я сделала? (Поделили мандарин на доли).
– Как вы думаете ? Тема урока какова? (Доли. Обыкновенные дроби.)
– Открыли тетради, записали число, тему (записана на доске).
– Оценили устную работу (лист самооценки)

3. Математический диктант (карточки)

1) Запишите дроби: 4/9, 7/8.
2) Запишите дробь, у которой числитель 5, а знаменатель 9
3) Запишите дробь, у которой знаменатель 3, а числитель 1
4) Какую из дробей называют четвертью?
5) Запишите дробь, у которой числитель 1, а знаменатель в 7 раз больше
6) Запишите дробь, у которой числитель 2, а знаменатель на 3 больше.

(2 ученика у доски, остальные учащиеся в тетрадях)

– Запишите в виде обыкновенной дроби.

  • Две седьмых
  • Четыре девятых
  • Одна сотая
  • Шесть восьмых
  • Три двадцать пятых
  • Половина

(Поменялись тетрадями со своим соседом и выполнили проверку):

Все правильно – «5»
Одна ошибка – «4»
Две ошибки – «3»

– Оценки выставили в лист самооценки

4. Работа с ножницами

У каждого из учащихся на столе квадрат из картона со стороной 4 см. Задание: разрезать квадрат на четыре равные доли любым способом.

Вопросы к учащимся:

а) Покажите четверть квадрата;
б) Покажите 3/4 квадрата;
в) Покажите половину квадрата. (Оценили)

Работа в паре

83 – 17 = 56 (66)
276 – 172 = 104
1902 + 2401 = 3304 (4304)
539 + 103 = 642
800 – 175 = 625

– Сколько примеров в целом задании?
– Какая часть примеров с ошибками? (2/5)
– Какая часть примеров решена верно? ( 3/5)

Физминутка

Цель: содействовать здоровому образу жизни

Быстро встали, улыбнулись.
Выше-выше потянулись!
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо-влево повернитесь.
Сели-встали, сели-встали
И на месте побежали.

5. Самостоятельная работа (разноуровневая)

Уровень «3»

1. Какая часть фигуры закрашена?

 

2. Решите задачу: В коробке лежат 12 мячей. Из них 7 мячей зелёного цвета. Какую часть всех мячей составляют мячи зелёного цвета?

Уровень «4»

1. Какая часть фигуры закрашена?

 

2. Решите задачу: На выставке представлено 12 телевизоров. Среди них 11 цветных. Какая часть представленных на выставке телевизоров черно белые?

Уровень «5»

1. В книге 160 страниц. Вика прочитала 1/4 часть всей книги. Сколько страниц осталось прочесть.
2. Решите задачу: Завод получил 120 новых станков. В первом цехе установили 3/4 полученных станков. Сколько новых станков установили в первом цехе?

(Самопроверка)

6. Применение дробей в нашей жизни (сообщения учащихся)

Без дробей в нашем мире не обойтись!

В спорте состоялась 1/2 финала чемпионата мира  по футболу между Россией и Бразилией.
В строительстве При приготовлении растворов для кладки стен нужно взять 2/3 песка и 1/3 цемента
В кулинарии Для приготовления бисквита необходимо 3 яйца растереть с 1 и 1/2 стаканом сахара, всыпать 1 и 1/3 стакана муки, перемешать и поставить в духовку на 5/6 часа.
В биологии Если живая природа – это целое , его части – царства, а их 5: растений, животных, грибов, вирусов и бактерий. Каждое царство – это 1/5 часть живой природы.
В музыке Пример – нотная тетрадь. Здесь используется понятие дроби и сложение дробей. Музыкальное произведение состоит из одинаковых по длительности отрезков – тактов. Длительность каждого такта определяет его размер. Он обозначается дробью, т.к. нижняя цифра обозначает длительность доли, а верхняя – количество долей в такте. Так, длительности половинные, четвертные и восьмые соответствуют дробям 1/2,1/4,1/8.

В школе 50 человек, учащиеся 5 класса (6 учеников), составляют 6/50 учащихся школы. Мальчики (4 ученика) составляют 4/6 класса, девочки (2 ученицы) – 2/6 класса.
Учащиеся приводят свои примеры применения дробей в жизни человека

Вывод: Дроби сопровождают нас везде, обойтись без них никак нельзя

7. Просмотр мультфильма «Мы делили апельсин»

– Какая проблема возникла у животных, которые делили апельсин?  Какую долю апельсина получил каждый?  Сколько было животных?

8. Итог урока

– В конце урока я хотела вас всех угостить пирогом. Скажите пожалуйста на сколько частей я должна разделить пирог.
– Какую долю пирога получит каждый?
– Какую долю получат гости?
– Какую долю получат девочки?
– Какую долю получат мальчики?
– Что такое доля? (Доля – каждая из равных частей единицы)
– Как называется число, которое пишут над дробной чертой? Как называется число, которое пишут под дробной чертой? (Число, которое записывают над чертой, называется числитель, под чертой – знаменатель)
– Что показывает числитель и знаменатель дроби? (Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято)
– Скажите, когда мы говорим дробь? (Барабанная дробь, охотничья дробь)

Оценки за урок (оценивают сами себя)

9. Домашнее задание (карточки)

1. Придумайте три дроби и запишите их на листочке словами. Предложите соседу записать их цифрами. Проверьте, правильно ли он выполнил задание.
2. Запишите дробь, у которой
а) числитель равен значению выражения 5883: 37 – 2852: 46, а знаменатель – значению выражения 43 (95 – 32) : 21;б) числитель равен 23, а знаменатель на 21 больше.
3. Целое разделено на 20 равных частей. Как называются 1, 3, 7, 10 таких частей.

Тест (индивидуально) карточка

1. Запишите цифрами число, у которого знаменатель равен 4, а числитель 3:

a) 3/4;
b) 4/3.

2. Пирог разделили на 8 частей. Маша съела 3 кусочка пирога. Какую часть пирога съела Маша?

a) 3/8;
b) 5/8;
c) 8/3.

3. Яблоко разделили на несколько частей. Артем съел 2/4 яблока. На сколько частей было поделено яблоко?

a) на 2 части;
b) на 4 части;
c) на 6 части.

4. Допишите равенство 38 м=__км:

a) 38/100;
b) 38/10;
c) 38/1000.

5. Заполните пропуск ¼ т=__кг:

a) 250 кг
b) 25 кг;
c) 2500 кг.

6. Как называется одна тысячная доля метра?

a) километр;
b) сантиметр;
c) миллиметр.

7. Расстояние от деревни до озера равно 7 км. Катя проехала на велосипеде 4 км. Какую часть пути она преодолела?

a) 7/4;
b) 3/7;
c) 4/7.

8. Длина проволоки 15 м. От нее отрезали 1/5 . Сколько метров проволоки осталось?

а) 12 м;
b) 3 м;
c) 10 м.

9. Периметр прямоугольника 60 см. Ширина составляет 2/15 от этого числа. Найдите ширину прямоугольника.

a) 15 см;
b) 8 см;
c) 45 см.

10. Яблоки составляют 3/8 купленных фруктов. Сколько всего купили фруктов, если среди них было яблок?

a) 24;
b) 18;
с) 32.

10. Рефлексия (3 смайлика у каждого), учащиеся выбирают смайлик  один из трёх.