«… Таланты будущих поколений могут быть охраняемы
только путем развития и воспитания юных талантов;
для этого же необходимо их раннее узнавание»,
Г. Ревеш.
Одаренность представляет собой системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Стоит обратить внимание на сложность проблемы «одаренный ребенок», т.к. одаренность конкретного ребенка в значительной степени считается условной характеристикой. Не исключено, что признаки одаренности, проявляемые в дошкольном детстве, могут постепенно «угаснуть», и наоборот, одаренность может проявиться на новых этапах. Поэтому более целесообразно и верно с психолого-педагогической позиции в практической работе с одаренными дошкольниками вместо понятия «одаренный ребенок» применять понятие «признаки одаренного ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).
Для создания благоприятных условий проявления признаков одаренности воспитанников, необходимо раннее выявление их творческих возможностей и способностей, развития и саморазвития личности, способной к оптимальной творческой самореализации.
Признаки высокого творческого потенциала у детей в раннем детстве по К. Тэкэксу:
- Способность следить одновременно за двумя или больше происходящими вокруг событиями.
- Любопытство.
- Способность прослеживать причинно-следственные связи и делать выводы.
- Отличная память.
- Большой словарный запас.
- Высокий порог отключения (трудные вопросы и ситуации не вынуждают их отключаться, они нетерпимы, когда за них решают и им подсказывают).
- Высокая избирательная концентрация внимания.
- Упорство в достижении цели в сфере, которая интересна.
- Высокий уровень притязаний в этой сфере.
Моя работа по развитию творческой одаренности детей основывается на принципах:
– принцип развития детского творчества, воображения на всех этапах обучения и воспитания дошкольников.
Важность его обусловлена тем, что творчество – наиболее содержательная форма психической активности, в которой эмоциональная насыщенность процесса детского творчества влияет на структуру личности ребенка.
– принцип оптимального педагогического взаимодействия, сотрудничества с воспитателями и родителями.
Диагностическую работу по изучению способностей детей к творчеству важно осуществлять во взаимодействии с педагогами и родителями. Роль воспитателя здесь трудно переоценить. Ведь воспитатель осуществляет руководство разных видов деятельности дошкольников, есть возможности для изучения эмоционального благополучия, внутреннего душевного комфорта дошкольников – их психологического здоровья.
В работе с дошкольниками младших групп я использую методы, взаимодополняющие друг друга: это наблюдение, беседа, обобщение опыта воспитательной работы. Один из главных методов по выявлению признаков творчески одаренных детей – метод наблюдения.
Как правило, творчески одаренным детям свойственно относительно легкое, быстрое усвоение доступных для них этических норм поведения, положительных социально-эмоциональных качеств. Ценные данные дает наблюдение за общением дошкольников в процессе их ведущей деятельности – игры. Оценка степени выраженности у дошкольников коммуникативных качеств и умений, проявляемых в ходе игры, позволяет расширить и углубить представления и знания о коммуникативной компетентности своих воспитанников, развитости, их социальных способностей.
Разные методы можно использовать для изучения творческой одаренности детей в средней и старших группах. Следует шире использовать жизненные показатели развития личности, в том числе самооценки, самоуважения, притязаний ребенка, которые могут дать не мало ценной информации. Показатели уровней одаренности в детском возрасте не остаются константными, поэтому некоторые методики я провожу во всех возрастных группах.
В комплекс психодиагностических методик мною были включены следующие:
- Методика «Лесенка» для изучения самооценки ребенка;
- Методика исследования тревожности ребенка;
- Методика «Диагностика природной памяти»;
- Методика изучения личности;
- Методика изучения творчества ребенка, тест на креативность;
- Методика определения уровня развития творческих способностей;
- Игровой тест «Три слова» для оценки творческого воображения;
- Методика моделирования сказок.
Театрализованная деятельность предполагает активность, свободу творческого самовыражения, атмосферу доверия и эмоциональной близости и становится средством для развития творчески одаренных детей. (Приложение 1).
Цель работы: развитие структурных компонентов одаренности детей, успешной реализации его интеллектуально-творческого потенциала, способствующих социальному становлению, а также созданию оптимального психологического климата дошкольников. Создание детской театральной группы.
Для реализации цели, я поставила следующие задачи:
- Ознакомить детей с разными видами детских театров: театр масок, настольный театр, пальчиковый театр, теневой театр, театр «Би-ба-бо», кукольный театр за ширмой. Обучить приемам манипуляции детских театров различных видов.
- Познакомить с понятиями «эмоции», «пантомимика», умение распознавать эмоциональные состояния других. Развивать эмоционально-творческий потенциал дошкольников.
- Поддерживать стремление к дружеским контактам в совместных играх-драматизациях, создавать благоприятные условия для развития коммуникативных способностей.
- На основе театрального творчества расширять у дошкольников общую осведомленность об окружающем мире, формировать определенный элементарный опыт профессиональных действий, железнодорожному транспорту, труду железнодорожников через театрализацию.
- Развивать интерес к изготовлению декораций, костюмов, настольных театров своими руками.
- Формировать умение принимать критику без обид, а так же способности находить недостатки в собственных суждениях, оценках.
- Формировать независимость мышления, то есть находить собственные решения, открыто излагать смелые идеи, гипотезы. Развивать воображение, фантазию в сочинении собственных сказок методом моделирования.
- Развивать умение адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях.
- Вовлекать родителей в совместную работу, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
В средней группе я знакомлю детей с разнообразием детских театров (настольный, «Би-ба-бо», театр масок, теневой театр, пальчиковый театр).
Пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Выполнение движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, развивает мозг ребенка, стимулирует развитие речи, концентрирует внимание на одном виде деятельности.
Перчатки мы изготавливаем совместно с детьми, каждому ребенку – индивидуальная пара. Дети помогают клеить картонные головы героев сказки «Волк и козлята». Разучив сценарий к сказке, каждый ребенок имеет возможность забрать перчатки домой для показа своих умений дома – вот такой у нас получился своеобразный подарок мамам ко Дню матери.
Для того, что бы развивать эмоционально-творческий потенциал и формировать невербальные средства общения, разыгрываем сценки-этюды, знакомимся с различными эмоциями, пантомимикой.
Использую такой метод, как сказкотерапия, порождающая у ребенка воображение как психологическую основу творчества, делающего его способным к созиданию нового. Например, после чтения и обсуждения РНС «Колобок», я детям задаю ряд вопросов: «Что произошло бы с Колобком, если бы он жил в нашем городе? Куда бы он покатился? Если бы он жил на высоком этаже? и т.д. Что нужно сделать, что бы с Колобком не произошла беда? Как бы мы ему помогли? Благодаря такому методу, у детей развиваются положительные социально-коммуникативные качества, дружеские взаимоотношения, желание прийти на помощь.
Таким образом, мы с детьми придумали новый сюжет сказки «Мы спасаем Колобка», которую инсценировали в старшей группе.
В старшей группе я использую метод моделирования, который является одним из самых эффективных методов обучения детей сочинению сказок, позволяющий формировать различные навыки сочинения сказок (выбирать объект, сюжет). Например, показать какой-то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии.
В старшей группе по выбору сюжета, я в основном делаю уклон на профориентацию по железнодорожной тематике. Готовых сказок и рассказов на железнодорожную тему мало, поэтому все инсценировки и спектакли, поставленные детьми – это продукт детской фантазии. Благодаря методу моделирования у детей формируются знания, определенный элементарный опыт профессиональных действий, развивается интерес к железнодорожному транспорту, труду железнодорожников через театрализацию.
Например, та же сказка «Колобок», только вместо Колобка я предложила модель паровозика. И в итоге совместных сочинений у нас получилась сказка «Паровозик Пых», где дед смастерил паровозик, а он был настолько любопытный, что отправился на прогулку, где попадал в приключения.
На основе сказки «Три поросенка» у нас получилась сказка «Три товарища», где я предложила три картинки локомотивов: паровоза, тепловоза, электровоза. Друзья всегда спорили кто из них лучше, а когда отправились в путешествие, попадали в неприятности, и им приходилось выручать друг друга из беды.
Исходя из того, что на развитие одаренности, кроме особенностей психического развития ребенка, влияет и социальное окружение ребенка, я предложила совместное творчество по сочинению сказок детям, их родителям и воспитателям. Это послужит достижению целей развития творческой одаренности дошкольников и их социального становления.
Дети в старшей группе принимают участие в изготовлении костюмов и декораций. Так же изготавливаем домашний теневой театр, который дети при изготовлении заберут для домашних инсценировок. Благодаря такому способу обыгрывания театра в домашней обстановке, повышается уровень самооценки ребенка, уверенность в своих возможностях, сплоченность семьи.
В подготовительной группе мы с детьми ставим спектакли, придуманные так же совместно взрослыми и детьми. Очень нравится детям рассказ о человеке рассеянном С.Я. Маршака. Мы добавили героев: проводницы, осмотрщик путей, дежурный по вокзалу. Сочинили слова к песням, подобрали музыку, и у нас получился мюзикл.
На основе сказки «Волк и семеро козлят», мы добавили героев, которые по очереди приходили к козлятам, звали их погулять, волк был очень одинокий и тоже пришел к козлятам. В итоге козлята и другие герои пожалели волка, а мама коза решила своих детей и волка отвести в детский сад. Эта сказка учит состраданию, умению понимать других, налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях.
Так же совместно с педагогами мы ставим кукольные театры для детей «Сказка о паровозе Трубочисте и непослушном вагоне», «Новогодний поезд из Куралесья», направленные на развитие социально-коммуникативных способностей, умению находить правильные и верные решения, взаимовыручке, формированию положительных эмоций. (Приложение 2).
Ожидаемые результаты:
– В ходе театрализованной деятельности, проводимых методик, обнаружилось достаточное повышение творческой одаренности у детей, а также значительное повышение интереса воспитателей и родителей к результатам этой работы.
– Ребенок часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации; способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов; изобретателен в творческой деятельности, способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат.
– Ребенок избирает средства общения, нацеленные преимущественно на мирное урегулирование конфликта: смягчение противостояния, учитывая интересы «детского общества»; при урегулировании напряженной обстановки проявление находчивости в поисках путей позитивного разрешения конфликта; прекращение ссоры, поиск наиболее адекватных путей её разрешения.
– Выступление перед аудиторией формирует у детей уверенность в себе, опыт социальных навыков поведения, способствует развитие у дошкольников всех компонентов речи.
Список использованной литературы:
- Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие (Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А.);
- Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие. Творческие задания (Хромова И.В., Коган М.С.);
- Театральная педагогика в детском саду. Методические рекомендации (Е.В. Мигунова);
- Вообрази себе. Поиграем-помечтаем. Творческая книжка (Под ред. Л.E. Гринина, Л.H. Ситниковой);
- Детская одаренность: развитие средствами искусства. (Савенков А.И.);
- Психология социальной одаренности (под ред. Коломинского Я.Л., Панько Е.А.).