Развитие творческой одаренности и формирование социально-коммуникативных способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


«… Таланты будущих поколений могут быть охраняемы
 только путем развития и воспитания юных талантов;
 для этого же необходимо их раннее узнавание»,

 Г. Ревеш.

Одаренность представляет собой системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Стоит обратить внимание на сложность проблемы «одаренный ребенок», т.к. одаренность конкретного ребенка в значительной степени считается условной характеристикой. Не исключено, что признаки одаренности, проявляемые в дошкольном детстве, могут постепенно «угаснуть», и наоборот, одаренность может проявиться на новых этапах. Поэтому более целесообразно и верно с психолого-педагогической позиции в практической работе с одаренными дошкольниками вместо понятия «одаренный ребенок» применять понятие «признаки одаренного ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).

Для создания благоприятных условий  проявления признаков одаренности воспитанников, необходимо раннее выявление их творческих возможностей и способностей, развития и саморазвития личности, способной к оптимальной творческой самореализации.

Признаки высокого творческого потенциала у детей в раннем детстве по К. Тэкэксу:

  • Способность следить одновременно за двумя или больше происходящими вокруг событиями.
  • Любопытство.
  • Способность прослеживать причинно-следственные связи и делать выводы.
  • Отличная память.
  • Большой словарный запас.
  • Высокий порог отключения (трудные вопросы и ситуации не вынуждают их отключаться, они нетерпимы, когда за них решают и им подсказывают).
  • Высокая избирательная концентрация внимания.
  • Упорство в достижении цели в сфере, которая интересна.
  • Высокий уровень притязаний в этой сфере.

Моя работа по развитию творческой одаренности детей основывается на принципах:

– принцип развития детского творчества, воображения на всех этапах обучения и воспитания дошкольников.

Важность его обусловлена тем, что творчество – наиболее содержательная форма психической активности, в которой эмоциональная насыщенность процесса детского творчества влияет на структуру личности ребенка.

– принцип оптимального педагогического взаимодействия, сотрудничества с воспитателями и родителями.

Диагностическую работу по изучению способностей детей к творчеству важно осуществлять во взаимодействии с педагогами и родителями. Роль воспитателя здесь трудно переоценить. Ведь воспитатель осуществляет руководство разных видов деятельности дошкольников, есть возможности для изучения эмоционального благополучия, внутреннего душевного комфорта дошкольников – их психологического здоровья.

В работе с дошкольниками  младших групп я использую методы, взаимодополняющие друг друга: это наблюдение, беседа, обобщение опыта воспитательной работы. Один из главных методов по выявлению признаков  творчески одаренных детей – метод наблюдения.

Как правило,  творчески одаренным детям свойственно относительно легкое, быстрое усвоение доступных для них этических норм поведения, положительных социально-эмоциональных качеств.  Ценные данные дает наблюдение за общением дошкольников в процессе их ведущей деятельности – игры. Оценка степени выраженности у дошкольников коммуникативных качеств и умений, проявляемых в ходе игры, позволяет расширить и углубить представления и знания о коммуникативной компетентности своих воспитанников, развитости, их социальных способностей.

Разные методы можно использовать для изучения творческой одаренности детей в средней и старших группах. Следует шире использовать жизненные показатели развития личности, в том числе самооценки, самоуважения, притязаний ребенка, которые могут дать не мало ценной информации.  Показатели уровней одаренности в детском возрасте не остаются константны­ми, поэтому некоторые методики я провожу во всех возрастных группах.

В комплекс психодиагностических методик мною были включены следующие:

  • Методика «Лесенка» для изучения самооценки ребенка;
  • Методика исследования тревожности ребенка;
  • Методика «Диагностика природной памяти»;
  • Методика изучения личности;
  • Методика изучения творчества ребенка,  тест на креативность;
  • Методика определения уровня развития творческих способностей;
  • Игровой тест «Три слова» для оценки творческого воображения;
  • Методика моделирования сказок.

Театрализованная деятельность предполагает активность, свободу творческого самовыражения, атмосферу доверия и эмоциональной близости и становится средством для развития творчески одаренных детей. (Приложение 1).

Цель работы:  развитие структурных компонентов одаренности детей, успешной реализации его интеллектуально-творческого потенциала, способствующих социальному становлению, а также созданию оптимального психологического климата дошкольников. Создание детской театральной группы.

Для реализации цели, я поставила следующие задачи:

  • Ознакомить детей с разными видами детских театров: театр масок, настольный театр, пальчиковый театр, теневой театр, театр «Би-ба-бо», кукольный театр за ширмой. Обучить приемам манипуляции детских театров различных видов.
  • Познакомить с понятиями «эмоции», «пантомимика», умение распознавать эмоциональные состояния других. Развивать эмоционально-творческий потенциал дошкольников.
  • Поддерживать стремление к дружеским контактам в совместных играх-драматизациях, создавать благоприятные условия для развития коммуникативных способностей.
  • На основе театрального творчества расширять у дошкольников общую осведомленность об окружающем мире, формировать определенный элементарный опыт профессиональных действий, железнодорожному транспорту, труду железнодорожников через театрализацию.
  • Развивать интерес к изготовлению декораций, костюмов, настольных театров своими руками.
  • Формировать умение принимать критику без обид, а так же способности находить недостатки в собственных суждениях, оценках.
  • Формировать независимость мышления, то есть находить собственные решения, открыто излагать смелые идеи, гипотезы. Развивать воображение, фантазию в сочинении собственных сказок методом моделирования.
  • Развивать умение адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях.
  • Вовлекать родителей в совместную работу, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

В средней группе я знакомлю детей с разнообразием детских театров (настольный, «Би-ба-бо», театр масок, теневой театр, пальчиковый театр).

Пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Выполнение движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, развивает мозг ребенка, стимулирует развитие речи, концентрирует внимание на одном виде деятельности.

Перчатки мы изготавливаем совместно с детьми, каждому ребенку – индивидуальная пара. Дети помогают клеить картонные головы героев сказки «Волк и козлята». Разучив сценарий к сказке, каждый ребенок имеет возможность забрать перчатки домой для показа своих умений дома – вот такой у нас получился своеобразный подарок мамам ко Дню матери.

Для того, что бы развивать эмоционально-творческий потенциал и формировать невербальные средства общения, разыгрываем сценки-этюды, знакомимся с различными эмоциями, пантомимикой.

Использую такой метод, как сказкотерапия, порождающая у ребенка воображение как психологическую основу творчества, делающего его способным к созиданию нового. Например, после чтения и обсуждения РНС «Колобок», я детям задаю ряд вопросов: «Что произошло бы с Колобком, если бы он жил в нашем городе? Куда бы он покатился? Если бы он жил на высоком этаже? и т.д. Что нужно сделать, что бы с Колобком не произошла беда? Как бы мы ему помогли? Благодаря такому методу, у детей развиваются положительные социально-коммуникативные качества, дружеские взаимоотношения, желание прийти на помощь.

Таким образом, мы с детьми придумали новый сюжет сказки «Мы спасаем Колобка», которую инсценировали в старшей группе.

В старшей группе я использую метод моделирования, который является одним из самых эффективных методов обучения детей сочинению сказок, позволяющий формировать различные навыки сочинения сказок (выбирать объект, сюжет). Например, показать какой-то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии.

В старшей группе по выбору сюжета, я в основном делаю уклон на профориентацию по железнодорожной тематике. Готовых сказок и рассказов на железнодорожную тему мало, поэтому все инсценировки и спектакли, поставленные детьми – это продукт детской фантазии. Благодаря методу моделирования у детей формируются знания, определенный элементарный опыт профессиональных действий,  развивается интерес к железнодорожному транспорту, труду железнодорожников через театрализацию.

Например, та же сказка «Колобок», только вместо Колобка я предложила модель паровозика. И в итоге совместных сочинений у нас получилась сказка «Паровозик Пых», где дед смастерил паровозик, а он был настолько любопытный, что отправился на прогулку, где попадал в приключения.

На основе сказки «Три поросенка» у нас получилась сказка «Три товарища», где я предложила три картинки локомотивов: паровоза, тепловоза, электровоза. Друзья всегда спорили кто из них лучше, а когда отправились в путешествие, попадали в неприятности, и им приходилось выручать друг друга из беды.

Исходя из того, что на развитие одаренности, кроме особенностей психического развития ребенка, влияет и социальное окружение ребенка, я предложила совместное творчество по сочинению сказок детям, их родителям и воспитателям. Это послужит достижению целей развития творческой одаренности дошкольников и их социального становления.

Дети в старшей группе принимают участие в изготовлении костюмов и декораций. Так же изготавливаем домашний теневой театр, который дети при изготовлении заберут для домашних инсценировок. Благодаря такому способу обыгрывания театра в домашней обстановке, повышается уровень самооценки ребенка, уверенность в своих возможностях, сплоченность семьи. 

В подготовительной группе мы с детьми ставим спектакли, придуманные так же совместно взрослыми и детьми. Очень нравится детям рассказ о человеке рассеянном С.Я. Маршака. Мы добавили героев: проводницы, осмотрщик путей, дежурный по вокзалу. Сочинили слова к песням, подобрали музыку, и у нас получился мюзикл.

На основе сказки «Волк и семеро козлят», мы добавили героев, которые по очереди приходили к козлятам, звали их погулять,  волк был очень одинокий и тоже пришел к козлятам. В итоге козлята и другие герои пожалели волка, а мама коза решила своих детей и волка отвести в детский сад. Эта сказка учит состраданию, умению понимать других, налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях.

Так же совместно с педагогами мы ставим кукольные театры для детей «Сказка о паровозе Трубочисте и непослушном вагоне», «Новогодний поезд из Куралесья», направленные на развитие социально-коммуникативных способностей, умению находить правильные и верные решения, взаимовыручке, формированию положительных эмоций. (Приложение 2).

Ожидаемые результаты:

В ходе театрализованной деятельности, проводимых методик, обнаружилось достаточное повышение творческой одаренности у детей, а также значительное повышение интереса воспитателей и родителей к результатам этой работы.
Ребенок часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации; способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов; изобретателен в творческой деятельности, способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат.
Ребенок избирает средства общения, нацеленные преимущественно на мирное урегулирование конфликта: смягчение противостояния, учитывая интересы «детского общества»; при урегулировании напряженной обстановки проявление находчивости в поисках путей позитивного разрешения конфликта; прекращение ссоры, поиск наиболее адекватных путей её разрешения.
–  Выступление перед аудиторией формирует у детей уверенность в себе, опыт социальных навыков поведения, способствует развитие у дошкольников всех компонентов речи.

Список использованной литературы:

  • Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие (Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А.);
  • Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие. Творческие задания (Хромова И.В., Коган М.С.);
  • Театральная педагогика в детском саду. Методические рекомендации (Е.В. Мигунова);
  • Вообрази себе. Поиграем-помечтаем. Творческая книжка (Под ред. Л.E. Гринина, Л.H. Ситниковой);
  • Детская одаренность: развитие средствами искусства. (Савенков А.И.);
  • Психология социальной одаренности (под ред. Коломинского Я.Л., Панько Е.А.).