Навыки эффективной коммуникации и сотрудничества на уроках химии на примере темы "Азот"

Разделы: Химия


Ежедневно мы являемся свидетелями динамично изменяющегося мира. Это отражает общую тенденцию к глобализации, которая фокусируется благодаря стремительному развитию информационных технологий. Процессы ускорения, происходящие в различных частях планеты, сейчас влияют на нашу жизнь больше, чем когда-либо.  Майкл Тируман Генеральный директор EducareInternationalConsultancy.
Будучи учителями, мы прилагаем массу усилий для того, чтобы наши ученики стали успешными. Для этого мы должны не только снабжать их теоретическими знаниями, но и обучать их тому, как применять эти знания в реальной жизни.
Для того чтобы наши ученики действительно стали успешными и внесли свой вклад в развитие общества, нам необходимо обучить их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде.
В данной разработке урока используется методики из программы «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан».

Цели:

  • Образовательная: сформировать представление об азоте, как о простом веществе, изучить его свойства и способы получения.
  • Воспитательная: научить сотрудничать в группах.
  • Развивающая: развить умение анализировать, использовать меж предметные связи

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация

ХОД УРОКА

Учитель: Сегодня мы изучаем новую тему «Азот». Перед тем, как начнем знакомится с новым материалом, я попрошу вас разделится на команды по четыре человека и сесть по командам за парты. Сейчас будет задание для партнеров по плечу. Итак, в своей паре обсуждаем вопрос «Почему азот называется безжизненным газом?».

(После отведенного времени, учитель опрашивает несколько пар и просит дать ответ на вопрос).

Учитель: Теперь я порошу работать с партнером по лицу, вопрос для пары: «В курсе биологии вы изучали круговорот азота в природе, вспомните, как усваивается атмосферный азот?»

(После отведенного времени, учитель опрашивает несколько пар и просит дать ответ на вопрос, обсуждается правильный ответ (рис. 1))

Примечание: В данной парной работе ребята учатся слушать друг друга, анализировать, использовать меж предметные связи, защищать свое мнение.

Учитель: Работаем индивидуально. Сейчас я раздам листочки с утверждениями, если вы согласны с утверждением, то в столбике «ДО» ставите «+», если не согласны – «–». (Приложение 1)

(После отведенного времени, ребятам предлагается обсудить свои ответы сначала в паре, потом в четверках).

Учитель: Итак, вы сейчас получили командный ответ на предложенные вопросы. Сейчас мы попросим Ученика 1 представить подготовленную им презентацию по теме «Азот». Вы внимательно послушаете и может быть ваши ответы на предыдущее задание изменятся. (Презентация)

Учитель: Сейчас я попрошу обсудить в группе по четыре человека предыдущие вопросы, изменилось ли ваше мнения, после получения информации. В столбике «ПОСЛЕ» ставите «+», если вы согласны с утверждением или «–», если не согласны с утверждением.

(После выполнения задания, учитель вместе с классом обсуждает данные утверждения,опрашивая по очереди каждую группу и находит верные ответы).

Примечание: В данной групповой работе мы используем метод фокусировки на новом материале через предварительные вопросы по будущей теме.

Учитель: Сейчас, ребята, мы немного подвигаемся. Возьмите, пожалуйста, листочки и нарисуйте три клетки, как показано на рисунке (Приложение 2). По моей команде вам необходимо будет встать со своего места, задвинуть стул и назначить встречу с тремя людьми в три клетки (Азот, Фосфор, Мышьяк). Таким образом у каждого должно появится три партнера для следующих заданий.

Примечание: В данной групповой работе мы учим детей сотрудничать, быстро находить партнера и немного проводим физическую активность во время урока.

Учитель: Итак, первое задание для партнеров по азоту. Найдите своего партнера и обсудите возможности смещения равновесия в данной реакции:  

Каждому партнеру на выражение своего мнения дается 30 секунд, второй партнер слушает. Далее выражает свое мнение второй партнер, первый внимательно слушает.

(После выполнения задания, учитель опрашивает пары и просит рассказать, не свое мнение, а что поведал ему партнер. Находим вместе правильный вариант ответа).

Учитель: Второе задание для партнеров по фосфору. Прошу ознакомится с цитатой из Большой Советской Энциклопедии издания 1952 г "Азот в сложении с капитализмом – это война, разрушение, смерть. Азот в сложении с социализмом – это высокий урожай, высокая производительность труда, высокий материальный и культурный уровень трудящихся." Объясните, как вы понимаете эту фразу? Каждому партнеру на выражение своего мнения дается 30 секунд, второй партнер слушает. Далее выражает свое мнение второй партнер, первый внимательно слушает.

(После выполнения задания, учитель опрашивает пары и просит рассказать, не свое мнение, а что поведал ему партнер).

Учитель: Третье задание для партнеров по мышьяку. Пожалуйста, найдите своего партнера и ответьте на вопрос «Какие ядовитые соединения элементов подгруппы азота вы знаете?».

(Ответ на данный вопрос мы будем обсуждать на следующих уроках, когда продолжим дальнейшее знакомство с подгруппой азота.)

Примечание: в данной парной работе мы учим детей внимательно слушать своего партнера, выражать свое мнение, взаимодействовать в группе и использовать свои знания для поиска ответа.

Домашнее задание: §24 «Азот», задания после параграфа 1-4