Урок русского языка по теме "Имя существительное. Обобщение". 3-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 3


Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

УМК: «Перспектива»

Применяемая технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо», ИКТ.

Цель урока: приблизить учащихся к процессу самостоятельного осмысления информации по изучаемой теме.

Задачи:

  • Образовательная: обобщение и закрепление знаний учащихся об имени существительном. 
  • Развивающие:
    • развитие саморегуляции, умение правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать. 
    • развитие у обучающихся навыков работы в паре. 
    • систематизировать материал в кластер.
  • Воспитательная: воспитывать желание переосмыслить собственные знания по изучаемой теме и их практически применять.

Цель-результат для учащихся: ученики должны знать об имени существительном как о части речи, об изменении по числам, определять род, склонение и падеж, применять полученные знания на практике. 

Оборудование: медиапроектор, индивидуальные карты учащихся с информационным текстом и кластером.

ХОД УРОКА

I. Вызов

– Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, желтая, синяя, зеленая, черная. Посмотрите на них внимательно и выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. (Ребята выполняют задание учителя).
– Спасибо!
– Послушайте имена существительные и скажите,  к каким  профессиям они относятся:
поиск, слежка, наблюдение, расследование, преследование, размышление. (К профессиям: детектив, следопыт, следователь, дознаватель, сыщик).
– Какими качествами характера нужно владеть людям этих профессий? (Быть смелыми, ловкими, умными)
– Я предлагаю вам сегодня попробовать свои силы в этой профессии и открыть собственное детективное агентство класса «Сыщики». <Приложение>
–  Ребята, какой бы девиз работы нашего агентства вы предложили. (Предлагают варианты девиза работы на урок). Давайте прочитаем девиз нашей работы со слайда. <Презентация>
– В наше агентство обратились маленькие воробушки. Да, да, самые обыкновенные воробушки! Они уверены, что кто-то похитил капель, поэтому весна не начинается. Хотите помочь воробышкам и ускорить приближение весны?
– Кто выполнит все задания без ошибок, тот сможет увидеть весеннюю капель  и получит звание детектива.
– Предлагаю вам встретиться с одной очень важной частью речи. С какой – догадайтесь сами. Послушайте внимательно стихотворение и закончите правильно последнюю строчку: 

Вещи, люди и цветы, 
Носороги и коты, 
Джинсы, майки и конфеты 
Шубы, шапки и зонты, 
Гвозди, гайки и винты, 
Сёла, города, планеты – 
Это тоже всё …  (предметы)

– Ещё раз послушайте стихотворение и установите объект нашего расследования. (Это имя существительное).
– Работа в тетрадях, каллиграфическая минутка. Откройте тетради, запишите число, классная работа, пропишите буквы

Сс Щщ Тт Вв Лл Нн

Физминутка

А сейчас поиграем в игру и немного отдохнем. Встали.
Имя существительное – очень удивительное {шагом}

  • На вопросы кто? и что? отвечать оно должно {хлопаем}
  • Если слово отвечает на вопрос кто?– поднимаем руки.
  • Если на вопрос что? – руки вперед.
  • Если другая часть речи – присесть.

(Люстра, мальчик, бегать, медведь, окно, зеленый, гроза).

II. Осмысление

“Я знаю…”/ «Я не знаю…»

  • Имя существительноесамостоятельная  часть речи
  • Отвечает на вопросы: кто? что?
  • Обозначает предмет
  • Начальная форма имени существительного – форма ед.ч., И.п.
  • Имена существительные изменяются  по числам и падежам
  • Имена существительные бывают    … и…., ….и…...
  • Имена существительные относятся к …., ….., и …. роду.

В предложении имя существительное  обычно бывает подлежащим  и согласуется со сказуемым. (Ответы детей – одобрение группы – выход к доске (клик по триггеру, совпадение ответов – «Знаю», не совпадение – «Не знаю»). На все вопросы был дан ответ?

Определение темы урока

 – Как вы думаете какова тема нашего урока? (Тема урока – обобщение и закрепление знаний об имени существительном).

Постановка цели урока

– Заполните тему и цели в листах работы на уроке. (Обобщение и закрепление знаний об имени существительном.  умение правильно обобщать полученные  данные и делать выводы, сравнивать).

Физминутка. Игра-тренировка «Что? Кто?»

Играют 2 команды (мальчики и девочки).
Девочки хлопают в ладоши, если слышат  имена существительные, отвечающие на вопрос «что », мальчики – хлопают в ладоши, если слышат имена  существительные, отвечающие на вопрос «Кто?».
(Слова появляются на слайде: Мороз, шуба, дети, собака, окно, солнце, мама, снег, школьник,  подруга,  природа, синица, сосулька, буран, снегирь, иней, медведь, облако,  лисица, серебро).
Молодцы! Какой вывод можно сделать?
– А сейчас проверим вас в деле.

Смысловая стадия

Расследование № 1

1. Индивидуальная работа учащихся с текстом, в котором содержится правильная информация. Маркировка текста используется для того, чтобы ученик узнал новое и отказался от неправильной информации. Маркировка текста производится с помощью специальных знаков:

Информация представляется учителем, а детьми сопоставляется

“ ! ” — Я это знал.
“ + ” — Новое для меня.
“ ? “ — Вызывает у меня сомнения и вопросы.

Информационный текст

Сопоставление новой информации и необходимой информации.

1. Имя существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

2. Значение предмета, выражаемое именами существительными, объединяет в себе названия самых различных предметов и явлений, а именно: 1) названия конкретных предметов (дом, дерево, тетрадь, книга, порт­фель, кровать, лампа); 2) названия живых существ (чело­век, инженер, девочка, юноша, олень, комар); 3) названия различных веществ (кислород, бензин, свинец, сахар, соль); 4) названия различных явлений природы и общественной жизни (буря, мороз, дождь, праздник, война); 5) названия отвлечённых свойств и признаков, действий и состояний (свежесть, белизна, синева, болезнь, ожидание, убийство).

3. Начальная форма имени существительного — именительный падеж единственного числа.

4. Имена существительные бывают: собственными (Москва, Русь, «Спутник») и нарицательными (страна, мечта, ночь), одушевлёнными (конь, лось, брат) и неодушевлён­ными (стол, поле, дача).

5. Имена существительные относятся к мужскому (друг, юноша, олень), женскому (подруга, трава, сушь) и средне­му (окно, море, поле) роду.

6. Имена существительные изменяются по падежам и числам, то есть склоняются.

7. В предложении имена существительные обычно выступают в качестве подлежащего или дополнения, но могут быть и любыми другими членами предложения.

8. Собственные имена существительные — это названия отдельных лиц, единичных предметов. К собственным именам существительным относятся: 1) имена, фамилии, про­звища, клички (Пётр, Иванов, Шарик); 2) географические названия (Кавказ, Сибирь, Средняя Азия); 3) астрономиче­ские названия(Юпитер, Венера, Сатурн); 4) названия праздников (Новый год, День учителя, День защитника Отечества); 5) названия газет, журналов, художественных произведений, предприятий (газета «Труд», роман «Воскресение», издательство «Просвещение») и др.
Все имена собственные пишутся с большой буквы (Москва, Арктика), некоторые также берутся в кавычки (кино­театр «Космос», газета «Вечерняя Москва»).
Кроме различий в значении и написании собственные имена существительные  не употребляются во множественном числе (кроме случаев обозначения разных предметов и лиц, называющихся одинаково: У нас в классе две Иры и три Оли.)

9. Нарицательные имена существительные называют однородные предметы, которые имеют что-то общее, одинако­вое, какое-то сходство (человек, птица, мебель).
Достаточная ли полная информация содержится в этом тексте? На какие вопросы не получены ответы? Продолжаем расследование.  (Ребята читают информационный текст и производят маркировку с помощью специальных знаков).
– Предлагаю поработать в парах,  составить кластер по теме «Имя существительное», используя выполненные на уроке задания. (Дети заполняют кластер).
– Кто хочет представить свой вариант кластера? (Желающие отвечают).
– Проверим кластер, составленный на слайде.

Расследование № 2

Дальше нам помогут разобраться фразеологизмы – устойчивые обороты речи.

Замените фразеологизмы именами существительными в начальной форме. Определите их род и число.

Как селёдка  в бочке – теснота
Мурашки по кожестрах
Выеденное яйцо – пустяк
Держать язык за зубами – молчание
Замок из песка– иллюзия

Определите число имён существительных. Все ли данные существительные могут изменяться по числам? (Ответы детей).
– Какой вывод можно сделать? (Не все имена существительные в русском языке могут изменяться по числам).

Расследование № 3

Работа детей в группах. Распределите данные имена существительные в 3 столбика. Гриб, мёд, облака, шахматы, молоко, животные, санки, белка, железо, соль, щипцы, каникулы, торт, ловкость, сутки.
1 ряд выписывает неизменяемые имена существительные единственного числа.
2 ряд – неизменяемые имена существительные множественного числа.
3 ряд – имена существительные, которые изменяются по числам

Представление работы в группах. (Проверка фронтальная)

– Назовите неизменяемые имена существительные единственного числа.
– Назовите неизменяемые имена существительные множественного  числа.
– Назовите имена существительные, которые изменяются по числам.
– Какой вывод можно сделать?

Вывод: Имена существительные употребляются в единственном числе, когда речь идет об одном предмете, и во множественном числе, когда имеется в виду несколько предметов.
Некоторые имена существительные употребляются лишь только в единственном, или только во множественном числе.

Удачи вам. Последнее расследование 4.

Расследование № 4

Отгадайте загадку.

Только за окошком
Попустил мороз,
Потекли сосульки
Бусинками слез.
Ну, а ты, дружочек,
Отвечай теперь –
Под моим окошком
Что звенит? … (Капель)

– Выполните морфологический разбор слова – отгадки по алгоритму, данному в учебнике с. 15. (Капель – сущ., нач. форма – капель, нарицат., неодуш., ж. р., ед.ч., И.п.)
– Проверьте свою работу по слайду. (Самопроверка).
– МОЛОДЦЫ! Вот и появилась весенняя капель (на сайте), а значит, достигли и цели урока.
Поздравьте друг друга. Каждый из вас получает медаль «Лучший сыщик»

III. Итоговая рефлексия

– Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какие открытия вы для себя сделали? Какие вопросы остались?
Попробуйте составить синквейн к сегодняшнему уроку. (Дети отвечают на поставленные вопросы).
– Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, желтая, синяя, зеленая, черная. Посмотрите на них внимательно и выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. (Выполняют задание учителя). Спасибо!
– Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. Желаю вам дальнейших успехов! Спасибо за работу!
– Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. Желаю вам дальнейших успехов! Спасибо за работу!