Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
УМК: «Перспектива»
Применяемая технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо», ИКТ.
Цель урока: приблизить учащихся к процессу самостоятельного осмысления информации по изучаемой теме.
Задачи:
- Образовательная: обобщение и закрепление знаний учащихся об имени существительном.
- Развивающие:
- развитие саморегуляции, умение правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать.
- развитие у обучающихся навыков работы в паре.
- систематизировать материал в кластер.
- Воспитательная: воспитывать желание переосмыслить собственные знания по изучаемой теме и их практически применять.
Цель-результат для учащихся: ученики должны знать об имени существительном как о части речи, об изменении по числам, определять род, склонение и падеж, применять полученные знания на практике.
Оборудование: медиапроектор, индивидуальные карты учащихся с информационным текстом и кластером.
ХОД УРОКА
I. Вызов
– Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, желтая, синяя, зеленая, черная. Посмотрите на них внимательно и выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. (Ребята выполняют задание учителя).
– Спасибо!
– Послушайте имена существительные и скажите, к каким профессиям они относятся:
поиск, слежка, наблюдение, расследование, преследование, размышление. (К профессиям: детектив, следопыт, следователь, дознаватель, сыщик).
– Какими качествами характера нужно владеть людям этих профессий? (Быть смелыми, ловкими, умными)
– Я предлагаю вам сегодня попробовать свои силы в этой профессии и открыть собственное детективное агентство класса «Сыщики». <Приложение>
– Ребята, какой бы девиз работы нашего агентства вы предложили. (Предлагают варианты девиза работы на урок). Давайте прочитаем девиз нашей работы со слайда. <Презентация>
– В наше агентство обратились маленькие воробушки. Да, да, самые обыкновенные воробушки! Они уверены, что кто-то похитил капель, поэтому весна не начинается. Хотите помочь воробышкам и ускорить приближение весны?
– Кто выполнит все задания без ошибок, тот сможет увидеть весеннюю капель и получит звание детектива.
– Предлагаю вам встретиться с одной очень важной частью речи. С какой – догадайтесь сами. Послушайте внимательно стихотворение и закончите правильно последнюю строчку:
Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и конфеты
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города, планеты –
Это тоже всё … (предметы)
– Ещё раз послушайте стихотворение и установите объект нашего расследования. (Это имя существительное).
– Работа в тетрадях, каллиграфическая минутка. Откройте тетради, запишите число, классная работа, пропишите буквы
Сс Щщ Тт Вв Лл Нн
Физминутка
– А сейчас поиграем в игру и немного отдохнем. Встали.
Имя существительное – очень удивительное {шагом}
- На вопросы кто? и что? отвечать оно должно {хлопаем}
- Если слово отвечает на вопрос кто?– поднимаем руки.
- Если на вопрос что? – руки вперед.
- Если другая часть речи – присесть.
(Люстра, мальчик, бегать, медведь, окно, зеленый, гроза).
II. Осмысление
“Я знаю…”/ «Я не знаю…»
- Имя существительное – самостоятельная часть речи
- Отвечает на вопросы: кто? что?
- Обозначает предмет
- Начальная форма имени существительного – форма ед.ч., И.п.
- Имена существительные изменяются по числам и падежам
- Имена существительные бывают … и…., ….и…...
- Имена существительные относятся к …., ….., и …. роду.
В предложении имя существительное обычно бывает подлежащим и согласуется со сказуемым. (Ответы детей – одобрение группы – выход к доске (клик по триггеру, совпадение ответов – «Знаю», не совпадение – «Не знаю»). На все вопросы был дан ответ?
Определение темы урока
– Как вы думаете какова тема нашего урока? (Тема урока – обобщение и закрепление знаний об имени существительном).
Постановка цели урока
– Заполните тему и цели в листах работы на уроке. (Обобщение и закрепление знаний об имени существительном. умение правильно обобщать полученные данные и делать выводы, сравнивать).
Физминутка. Игра-тренировка «Что? Кто?»
Играют 2 команды (мальчики и девочки).
Девочки хлопают в ладоши, если слышат имена существительные, отвечающие на вопрос «что », мальчики – хлопают в ладоши, если слышат имена существительные, отвечающие на вопрос «Кто?».
(Слова появляются на слайде: Мороз, шуба, дети, собака, окно, солнце, мама, снег, школьник, подруга, природа, синица, сосулька, буран, снегирь, иней, медведь, облако, лисица, серебро).
– Молодцы! Какой вывод можно сделать?
– А сейчас проверим вас в деле.
Смысловая стадия
Расследование № 1
1. Индивидуальная работа учащихся с текстом, в котором содержится правильная информация. Маркировка текста используется для того, чтобы ученик узнал новое и отказался от неправильной информации. Маркировка текста производится с помощью специальных знаков:
Информация представляется учителем, а детьми сопоставляется
“ ! ” — Я это знал.
“ + ” — Новое для меня.
“ ? “ — Вызывает у меня сомнения и вопросы.
Информационный текст
Сопоставление новой информации и необходимой информации.
1. Имя существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
2. Значение предмета, выражаемое именами существительными, объединяет в себе названия самых различных предметов и явлений, а именно: 1) названия конкретных предметов (дом, дерево, тетрадь, книга, портфель, кровать, лампа); 2) названия живых существ (человек, инженер, девочка, юноша, олень, комар); 3) названия различных веществ (кислород, бензин, свинец, сахар, соль); 4) названия различных явлений природы и общественной жизни (буря, мороз, дождь, праздник, война); 5) названия отвлечённых свойств и признаков, действий и состояний (свежесть, белизна, синева, болезнь, ожидание, убийство).
3. Начальная форма имени существительного — именительный падеж единственного числа.
4. Имена существительные бывают: собственными (Москва, Русь, «Спутник») и нарицательными (страна, мечта, ночь), одушевлёнными (конь, лось, брат) и неодушевлёнными (стол, поле, дача).
5. Имена существительные относятся к мужскому (друг, юноша, олень), женскому (подруга, трава, сушь) и среднему (окно, море, поле) роду.
6. Имена существительные изменяются по падежам и числам, то есть склоняются.
7. В предложении имена существительные обычно выступают в качестве подлежащего или дополнения, но могут быть и любыми другими членами предложения.
8. Собственные имена существительные — это названия отдельных лиц, единичных предметов. К собственным именам существительным относятся: 1) имена, фамилии, прозвища, клички (Пётр, Иванов, Шарик); 2) географические названия (Кавказ, Сибирь, Средняя Азия); 3) астрономические названия(Юпитер, Венера, Сатурн); 4) названия праздников (Новый год, День учителя, День защитника Отечества); 5) названия газет, журналов, художественных произведений, предприятий (газета «Труд», роман «Воскресение», издательство «Просвещение») и др.
Все имена собственные пишутся с большой буквы (Москва, Арктика), некоторые также берутся в кавычки (кинотеатр «Космос», газета «Вечерняя Москва»).
Кроме различий в значении и написании собственные имена существительные не употребляются во множественном числе (кроме случаев обозначения разных предметов и лиц, называющихся одинаково: У нас в классе две Иры и три Оли.)
9. Нарицательные имена существительные называют однородные предметы, которые имеют что-то общее, одинаковое, какое-то сходство (человек, птица, мебель).
Достаточная ли полная информация содержится в этом тексте? На какие вопросы не получены ответы? Продолжаем расследование. (Ребята читают информационный текст и производят маркировку с помощью специальных знаков).
– Предлагаю поработать в парах, составить кластер по теме «Имя существительное», используя выполненные на уроке задания. (Дети заполняют кластер).
– Кто хочет представить свой вариант кластера? (Желающие отвечают).
– Проверим кластер, составленный на слайде.
Расследование № 2
Дальше нам помогут разобраться фразеологизмы – устойчивые обороты речи.
Замените фразеологизмы именами существительными в начальной форме. Определите их род и число.
Как селёдка в бочке – теснота
Мурашки по коже – страх
Выеденное яйцо – пустяк
Держать язык за зубами – молчание
Замок из песка– иллюзия
– Определите число имён существительных. Все ли данные существительные могут изменяться по числам? (Ответы детей).
– Какой вывод можно сделать? (Не все имена существительные в русском языке могут изменяться по числам).
Расследование № 3
Работа детей в группах. Распределите данные имена существительные в 3 столбика. Гриб, мёд, облака, шахматы, молоко, животные, санки, белка, железо, соль, щипцы, каникулы, торт, ловкость, сутки.
1 ряд выписывает неизменяемые имена существительные единственного числа.
2 ряд – неизменяемые имена существительные множественного числа.
3 ряд – имена существительные, которые изменяются по числам
Представление работы в группах. (Проверка фронтальная)
– Назовите неизменяемые имена существительные единственного числа.
– Назовите неизменяемые имена существительные множественного числа.
– Назовите имена существительные, которые изменяются по числам.
– Какой вывод можно сделать?
Вывод: Имена существительные употребляются в единственном числе, когда речь идет об одном предмете, и во множественном числе, когда имеется в виду несколько предметов.
Некоторые имена существительные употребляются лишь только в единственном, или только во множественном числе.
Удачи вам. Последнее расследование 4.
Расследование № 4
Отгадайте загадку.
Только за окошком
Попустил мороз,
Потекли сосульки
Бусинками слез.
Ну, а ты, дружочек,
Отвечай теперь –
Под моим окошком
Что звенит? … (Капель)
– Выполните морфологический разбор слова – отгадки по алгоритму, данному в учебнике с. 15. (Капель – сущ., нач. форма – капель, нарицат., неодуш., ж. р., ед.ч., И.п.)
– Проверьте свою работу по слайду. (Самопроверка).
– МОЛОДЦЫ! Вот и появилась весенняя капель (на сайте), а значит, достигли и цели урока.
Поздравьте друг друга. Каждый из вас получает медаль «Лучший сыщик»
III. Итоговая рефлексия
– Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какие открытия вы для себя сделали? Какие вопросы остались?
Попробуйте составить синквейн к сегодняшнему уроку. (Дети отвечают на поставленные вопросы).
– Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, желтая, синяя, зеленая, черная. Посмотрите на них внимательно и выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. (Выполняют задание учителя). Спасибо!
– Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. Желаю вам дальнейших успехов! Спасибо за работу!
– Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. Желаю вам дальнейших успехов! Спасибо за работу!