Цель урока: дать учащимся представления об информации в памяти компьютера и системах счисления
Задачи:
- Обучающая: изучение и первичное закрепление знаний учащихся о преставлении информации в памяти компьютера и системах счисления.
- Развивающая: стимулирование интереса учащихся к данной теме и предмету в целом; развитие мышления, умения применять полученные знания при решении задач различной направленности;
- Воспитательная: активизация взаимодействия между учащимися, навыков групповой работы; воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива;
Тип урока - Урок изучения и первичного закрепления нового материала
Используемые технологии - ТРКМ, дифференцированный подход, ИКТ, здоровьесбережения
Оборудование и материалы - компьютер, мультимедийный проектор, доска, экран, ноутбуки для учащихся, презентация, маркеры разных цветов, раздаточный материал для групповой и парной работы, запись МР3 для физкультминутки
Ход урока
I. Организационный момент (Создание благоприятного климата на уроке. Учащиеся занимают свои места за партами) На экране слайд презентации с темой урока.
II. Стадия Вызов
Посмотрите на экран. (Картинка компьютер) Зачем человеку он нужен? (варианты ответов детей) О чем-нибудь она вам говорит? Как вы думаете, о чем пойдет речь? У вас на столах есть листы бумаги, напишите, двумя словами, о чем пойдет речь, и знаете ли вы это. Теперь листочки переверните и отодвиньте на край парты.
Как Информация сохраняется в памяти компьютера. А разве на прошлом уроке мы об этом не говорили? Говорили. Давайте проверим с помощью электронной тетради насколько хорошо у вас в памяти материал прошлого урока сохранился. Быстро выполняем упражнения – у каждого уже написано, с какого задания он выполняет. Кто выполнил – возвращается на свое место.
(учащиеся садятся за ноутбуки и выполняют задания 11-20 (приложение 1), у всех разный набор заданий – дифференцированный подход)
Скажите, какой результат вам больше всего запомнился?
(дети проговаривают одну из поговорок, которую они запомнили)
Теперь мы работаем в трех группах. Каждая группа получила несколько значков и рисунок компьютера. (Приложение 2) Расположите эти значки. Что у вас получилось? (все значки должны располагаться на системном блоке)
III. Стадия Осмысление
Так какой вопрос возникает? Выходит, компьютер должен ухитриться и представить в своей памяти место и под музыку, и под картинки, и под текст, а ведь есть еще и исполняемые файлы.
Сейчас каждая группа будет решать свою задачу. (Приложение 3) Закодировать картину, мелодию и команды.
Придумайте какой-нибудь способ и покажите в ячейках памяти компьютера.
(проходит работа в группах)
Давайте, сравним – какие кодировки вы придумали
(вывешиваются на доску, каждая группа объявляет свой способ кодирования). Удивляются похожести (при правильном выполнении задания)
Вот вы закрасили, нарисовали крестики, а я использовала две цифры 0 и 1. Вот мой рисунок. Похож на ваши? Сейчас нам в том, как же представлена информация в компьютере расскажут знакомые вам мультяшные герои Фиксики (слайды презентации 2)
Так что же нам предложили Фиксики? Оказывается, используя только 2 цифры 0 и 1 можно в компьютере представлять любую информацию. И эти две цифры имеют свое название. Приставка, обозначающая количество два – би, поэтому эти цифры и назвали бит. 1 бит – это двоичный код.
Предлагаю вам поработать с небольшими текстами. Можете ставить на полях значки “+”, “-”, “//” (знаю, не знаю, слышал)
(Тексты для всех учащихся одинаковые.)
Для компьютера его память – это “клетки”-биты, заполненные 0 и 1.
Память компьютера – лист в клетку.
Бит – это каждая “клетка” памяти компьютера.
В каждой “клетке” хранится только одно из двух значений 0 или 1, соответствующих двум состояниям электронной схемы: 0 – “выключено” или 1 – “включено”.
Цифры 0 и 1, хранящиеся в “клетках” памяти компьютера, называются значениями битов.
Цифровое (двоичное) кодирование – представление самой разнообразной информации с помощью последовательности битов (0 и 1).
Числовая, текстовая, графическая, звуковая и видеоинформация в памяти компьютера представлена в виде цепочек из 0 и 1.
Преимущества цифровых данных: просто копировать и изменять; хранить и передавать одними и теми же методами, независимо от типа данных.
Каких значков на ваших полях больше всего? Хорошо, а сейчас
Физминутка
(Эмоциональная разрядка под веселую музыку дети встают и выполняют движения, головой, рукам, шеей, кистями рук, имитируют ходьбу)
Молодцы. Занимайте места. Чтобы вы быстрее включились в работу, предлагаю решить такую задачу
Задача-шутка. С помощью чего быстрее набрать текст – 2-кнопочной мыши или 102-клавишной клавиатуры?
Сейчас будем работать по заполнению вот такого кластера. Вам пригодится Материал для любознательных: параграф 4.1.– параграф 4.10. с.81.
Система счисления – это совокупность приёмов и правил для обозначения и именования чисел.
Составление (заполнение) кластера (приложение 4)
Работа с учебником, каждая из групп представляет один из видов систем счисления – унарная, позиционная непозиционная. Записывает примеры чисел. Проходит взаимопроверка
IV. Стадия Рефлексии
Посмотрите на свои листочки. И попробуйте ответить на ваше “не знаю” или “знаю” (Обсуждение)
Проблемная задача. Какое десятичное число соответствует восьмеричному числу 789?
Практическая работа
- Запустите приложение КАЛЬКУЛЯТОР и выполните команду ВИД-ИНЖЕНЕРНЫЙ. Обратите внимание на группу переключателей, определяющих систему счисления: DEC – десятичная система счисления, BIN-двоичная система счисления.
- Убедитесь, что КАЛЬКУЛЯТОР настроен на работу в двоичной системе счисления BIN. С помощью клавиатуры или мыши введите в поле ввода первое число с карточки. Активизируйте переключатель DEC и проследите за изменениями в окне ввода. Вернитесь в двоичную систему счисления BIN. Очистите поле ввода, нажав С.
- Повторите пункт 2 для остальных чисел с карточки, сверяя полученные ответы с ответами, полученными с помощью программы КАЛЬКУЛЯТОР.
Итоги урока, рефлексия (Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых,) вопросы:
- Можете ли вы назвать тему урока?
- Вам было легко или были трудности?
- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
- Какое задание было самым интересным и почему?
- Как бы вы оценили свою работу? (слайд 29)
Домашнее задание:
- Параграф 1.3 с.16-17, §4.3, вопросы.
- Проанализировать стихотворение по принципу “Верю, не верю”. (Приложение 5)
Наше занятие мне хотелось бы закончить высказыванием Козьмы Пруткова: “Глядя на мир, нельзя не удивляться!”.
Список учебной и дополнительной литературы.
- Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2013 - 184 с.: ил.
- Босова Л.Л. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 88 с.: ил. – (Программы и планирование)
- Электронная тетрадь по информатике для учащихся 6 класса (демоверсия)