Использование личного мобильного устройства (iPad) в обучении младших школьников

Разделы: Начальная школа


Цели: обнаружить слова, связанные отношениями словообразовательной производности (родственных или однокоренных слов), развивать логическое мышление; воспитывать умение общаться друг с другом во время разных видов работы.

Условные обозначения в таблице: П – предметные результаты; М – метапредметные (УУД – универсальные учебные действия – один из видов метапредметных результатов); Л – личностные результаты.

Ход урока

Результаты по ФГОС

1. Оргмомент (Приложение Board)

– Сядет тот, кто прочитал анаграмму.

РЫБА

МЕДВЕДЬ

ЛЕБЕДЬ

=
=
=


ЕЛС

=

?

–  Какое слово получилось? (Лес) 
Откройте приложение Board на планшете, запишите значок, который соответствует данному слову!
– Какой значок выбрали? (Прямоугольник)
– Почему? (так как медведь живет в лесу)
– В каких отношениях они находятся? (функциональные отношения)

1. Вид – род
2. Часть – целое
3. Причина – следствие
4. Последовательность
5. Вид – вид
6. Функциональность
7. Противоположность
8. Синонимия

Л: воображение, интуиция, любознательность.
М: организационные умения – выполнение инструкции; 
УУД – тренировка мыслительных операций внимания, обобщения и логического мышления; ИКТ-навыки, повышения компьютерной грамотности и компетентности.

2. Шкала оценки и самооценки

– За что мы себе можем поставить оценку? (За логическое мышление, четкое выполнение инструкции.) 4 плюса

М: формирование самоорганизации, самодисциплины; целеустановка, планирование.
Л: формирование аккуратности, ответственности, развитие самооценки; формирование контроля и самоконтроля

3. Физминутка для глаз

– Подготовим глаза для работы на планшете!
– потерли ручки
– закрыли ими глазки
– открыли, посмотрели вправо–влево
– зажмурили глаза, поморгали 10 раз
– открыли глаза, по часовой стрелке вращаем столько раз, сколько услышим хлопков)
– носом написали число 30 марта

М: выполнение инструкции.
Л: развитие слухового внимания и слухового восприятия; формирование бережного отношения к своему здоровью.

4. Чистописание

– Запишите слово так, чтобы гласные получились на одной строке, а согласные на другой. Повторите три раза.

Взаимопроверка с соседом по парте, оценить наклон букв, высоту букв, соединения – 1 плюс.

– Кто знает, как мы можем поработать с этим словом?
(Объяснить его лексическое значение, изменить по падежам и числу, определить род, назвать количество звуков и букв, слогов, разобрать на части)

П: формирование каллиграфического почерка
М: организационные умения – выполнение инструкции; организационные умения – взаимопроверка;
УУД – тренировка мыслительных операций внимания, логического мышления (анализ и синтез).
Л: аккуратность; развитие внимания, зрительного восприятия.

5. Введение в тему урока

1. Самостоятельная работа в приложении Showbie:

– Разобрать данные слова: выделить основу и окончание.

Лес, лесник, лесной, лесовик, перелесок.

Самопроверка (Желающий продемонстрировать ход выполнения работы выходит на экран или один из учеников через AppleTV выходит с готовой работой на экран, все остальные проверяют, сравнивают и оценивают свою работу).
Критерии оценивания: умение выделять основу и окончания – 5 плюсов.

2. Мозговой штурм: поиск ответа на вопрос:

– Что объединяет эти слова? Ответ на этот вопрос напишите на стене в приложении Padlet! (Работа в приложении Padlet. Учитель демонстрирует стену на AppleTV. Читаются разные варианты ответов. В результате подводим к слову ЛЕС через словарную работу:
лесник – работник лесного хозяйства
лесовик– тот, кто живет в лесу и занимается лесным промыслом, лесной охотой; леший
перелесокнебольшой лес, отделённый полянами от других лесных участков, или редкий лес, соединяющий лесные массивы

– Как мы можем оценить свою работу? За аргументированный ответ на вопрос поставит плюс… перечисление учащихся.

– Какое слово было в языке раньше? (Лес)
– А какая связь между остальными словами? (Они все имеют отношение к лесу и родились позднее от этого слова).
– Значит, они связаны родственными отношениями между собой, как у людей родственными узами связаны дети и их родители, и их можно считать родственниками.
– Отношения между родственными словами можно представить в виде модели

– О чем рассказывает эта модель? (О том, какие слова находятся в отношениях родства: образованные одно от другого 1-2, 1-3 или совместно от одного слова)
– Кто догадался, какова тема нашего урока? (Родственные слова.)

П: закрепление умения выделять основу и окончание слова, развитие речи.
М: УУД – ИКТ-навыки, повышения компьютерной грамотности и компетентности; тренировка мыслительных операций анализа и синтеза; выполнение инструкции.
Л: быстродействие, активность, успешность.

М: УУД умение высказывать свое мнение, рассуждать, обосновывать свою позицию, моделирование, систематизация знаний

 

 

6. Групповая работа

– Выберите правильную формулировку определения!
Выдается лист с вариантами формулировки понятия родственных слов, ученики обсуждают в группе и записывают выбранный вариант.
Родственные слова – это…
А) … слова, сходные по звучанию;
Б) …слова, схожие по смыслу;
В) …слова, близкие по смыслу и имеющие общую часть;
Г) … слова, образованные от одного слова, или слова, одно из которых образовалось от другого слова;
Д) … слова, близкие по смыслу и сходные по звучанию, имеющие общую часть и одинаково изменяющиеся.

Анализ групповой работы: разбор формулировок, оценка работы в группах по конструктору определения понятия родственных слов №248 (ресурсы электронного приложения). Плюс получает каждый член группы, ответившей правильно.

П: формирование научного типа мышления
М: УУД – умение высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию, быстродействие, сравнение, обобщение, анализ, синтез. Организационные – умение работать в команде.
Л: активность, доброжелательное отношение к одноклассникам, эмпатия, толерантность, соревновательность, переживание за общий успех команды

7. Закрепление изученного

а)  Лес, лесник, лесом,  лесной, лесовик, перелесок, леса.
– Исходя из нашей формулировки понятия о родственных словах, все слова в нашей строке – родственные. Кто согласен с данным утверждением? Объясните, почему!
– Кто не согласен? Почему? (Есть слова-изменения и есть родственные слова: лес, лесом, леса – изменения слова лес, а лес, лесник, лесной, лесничий, перелесок – родственные, потому что у них разная основа и образованы они от одного слова ЛЕС.)
 – Все поняли, почему не все слова в строке являются родственными? Давайте выполним задание!

б) Работа в приложении Popplet:

– Запишите в левый столбик изменения слова гусь, а в правый столбик – образованные от него родственные слова!

Идут домой густым леском
Два гуся и гусёк с гуськом.
И тихо шепчет гусю гусь:
– Лисы боюсь! Лисы боюсь!
А рыжая лисица
Гусятницы боится.
Гусятинки – ой, хочется!
Да боязно охотиться!

По окончании работы:
– Сделайте скриншот страницы и сохраните его в Showbie!
Проверка:

Гусь
Гуся
Гусю

Гусь
Гусёк
Гусятницы
Гусятинки

– Все ли слова записали? Нужно ли записать слово С ГУСЬКОМ и в какой столбик?
 – Оценим свою работу – два плюса за правильное распределение слов.

в) Игра Kahoot

1. Выбери пару родственных слов:
 
КИСЛЫЙ – КИСНУТЬ, КИСЛЫЙ – КИСЕЛЬ, КИСЛЫЙ – КИСКА.

2. Выбери слова-изменения:

РЫБАК – РЫБНЫЙ, РЫБАК – РЫБКА, РЫБАК – РЫБАКОМ, РЫБАК – РЫБА.
3. Какое слово лишнее: КОНЕЦ, ЗАКОНЧУ, ЗАКОННЫЙ?

КОНЕЦ, ЗАКОНЧУ, ЗАКОННЫЙ, НИКАКОЕ

4. Слова ВОДА-ВОДИЦА – это… слова, СХОЖИЕ ПО СМЫСЛУ, СЛОВА, СХОДНЫЕ

ПО ЗВУЧАНИЮ, СЛОВА-ИЗМЕНЕНИЯ, РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА.

Оценка участия в игре – 4 плюса

П: классификация, систематизация, закрепление нового учебного материала
М: УУД - ИКТ-навыки, повышения компьютерной грамотности и компетентности; организационные умения – тренинг самоорганизации, выполнение инструкции, самооценка; быстродействие.
Л: успешность, внимание, воля, накопление положительных эмоций, самоуважение.

8. Рефлексия и самооценка

–  Подведем итоги урока!
– Что нового было на уроке? (Познакомились с понятием о родственных словах и составили правило о них.)
– Подсчитаем свои плюсы!
– Кто набрал 16 и более плюсов, ставит 5! Кто набрал 13-15 плюсов, ставят 4! Кто набрал меньше 13 плюсов, тот ….

П: формирование умения обобщать пройденный материал.
М: УУД – рефлексия; организационные умения – самооценка.
Л: самоуважение, успешность, развитие доброжелательного отношения к одноклассникам, накопление положительных эмоций.