Цели:
Предметные результаты.
- формировать умение определять основные группы мышц.
- формировать умение объяснять особенности строения основных групп мышц, их классификация и функциональную роль в жизнедеятельности человеческого тела.
- формировать умение понимать смысл биологических терминов.
Метапредметные и личностные результаты:
Личностные УУД
- Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Сформировать, стремление к здоровому образу жизни; (движение – это жизнь!) расширять образовательное пространство.
Регулятивные УУД
- Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
- Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
- Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Познавательные УУД
- Cформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать основные группы мышц, способ прикрепления мышц к скелету; выявить основные функции мышц; развивать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений;
- Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.), работать с таблицами и схемами – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий
- Сформировать умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД
- Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе воспитывать чувство взаимопомощи, культуры общения, толерантности.
Оборудование: Компьютер, проектор, пособие по теме “Мышцы”, презентация “Строение и функции мышц” музыкальное сопровождение с динамической паузой, карточки с таблицей, вырезанные контуры мышц, макет (старая таблица “Скелет человека” вырезанная по контуру и разрезана на части) http://www.youtube.com. Видео
I. Актуализация знаний
Скажите, пожалуйста, что это за важное международное спортивное мероприятие, которое возникло 2897 лет назад?
Пламя полыхает, Пять колец сияют.
Праздник для народа, Раз в четыре года.
Праздник тот спортивный,
Древний, яркий, дивный.
- Олимпиада.
- А в нашей стране она проводилась? Ответы.
- Да, в 1980 году и в феврале с (7 по 23) 2014 г в городе Сочи.
И по городам Кузбасса пронесли чарующий олимпийский огонь.
Да, действительно, это олимпийские игры. Так повелось, что раз в четыре года собираются самые сильные, самые ловкие и выносливые люди на состязания. Эти качества ценились не только в Древней Греции, но и в других странах и во все времена. Посмотрите на слайд, (№2) в чем сходство всех этих представленных героев?
Ответы. Красота и гармония мышц. Крепкие и сильные тела с хорошо развитой мускулатурой.
Да, по некоторым торсам (слайд №3) можно изучать анатомию.
Давайте воспользуемся такой возможностью и рассмотрим основные группы мышц и особенности их строения. (слайд №4)
Нам предстоит узнать: (слайд №5)
Какие мышцы есть в организме, их классификация и функции?
- Какие мышцы имеются в нашем теле? (скелетные, гладкие, сердечная).
- Какой тканью образованы эти мышцы? (поперечно-полосатой, гладкой, сердечной)
- Где в организме встречаются эти типы тканей? (поперечно-полосатой образованы скелетные мышцы, гладкая мышечная ткань образует внутренние органы, например, стенки кишечника; сердце образовано сердечной мышечной тканью)
- Каковы особенности строения этих тканей?
- Какими свойствами обладает мышечная ткань?
Для начала посмотрим видео фильм и познакомимся с общим строением и функциями мышц http://www.youtube.com.
II. Совместное открытие знаний
1. Свойства мышц и их значение
(рассказ, с элементами беседы, запись в тетрадь)
Я предлагаю провести опыт.
Положите ладонь на предплечье, а теперь согните руку, что вы чувствуете? поверхность вздулась. Почему? (ответы).
Как вы думаете, каким отличительным свойством обладают мышцы?
Эта – способность уменьшать длину при увеличении толщины называется сократимостью. Но прежде чем сократиться, мышца получает команду, т.е. она реагирует на нервные раздражители-импульсы и это свойство называется возбудимостью.
Мышцы обладают не только сократимостью, но и возбудимостью, растяжимостью, эластичностью. Попробуйте объяснить, в чем суть этих свойств (ответы). (слайд №6)
- растяжимость-способность увеличивать длину при уменьшении толщины; эластичность-способность принимать прежнее положение после растяжения.
В зависимости от степени проявления данных свойств и особенностей мышцы делятся на несколько типов. Какие они вы узнаете, прочитав статью “Мышечные ткани.” с. 36-38. Прочитав статью, сравните мышцы гладкие и скелетные и заполните таблицу. (слайд №7)
Признаки | М Ы Ш Ц А | ||
Гладкая | Поперечнополосатая | ||
Скелетная | Сердечная | ||
Что образует | Сердце | ||
Строение | Это сложно переплетенные, удлиненные, до 150 мкм, клетки, имеющие одно, реже два ядра | ||
Свойства | Сокращаются не отдельные пучки, а сразу вся сердечная мышца. |
Таким образом, мы видим, что скелетные мышцы сокращаются быстрее, но не могут долго находиться в таком состоянии, их работа обеспечивает произвольные движения человека, все это существенно отличает их от гладких мышц.
2. Строение скелетной мышцы.
рассказ, с элементами беседы, с опорой на слайды
- Какой тканью образованы скелетные мышцы? (ответы) (поперечно-полосатой мышечной тканью).
- Как устроена поперечно-полосатая мышца? (ответы)
Пояснение учителя, с опорой на слайд № 8.
Каждая мышца состоит из параллельных пучков поперечно-полосатых мышечных волокон. Каждый пучок одет оболочкой. И вся мышца снаружи покрыта тонкой соединительнотканной оболочкой, защищающей нежную мышечную ткань. Каждое мышечное волокно также имеет снаружи тонкую оболочку, а внутри него находятся многочисленные тонкие сократительные нити - миофибриллы и большое количество ядер. Миофибриллы, в свою очередь, состоят из тончайших нитей двух типов - толстых (белковые молекулы-миозина) и тонких (белков - актина). Так как они образованы различными видами белка, под микроскопом видны чередующиеся темные и светлые полосы. Отсюда и название скелетной мышечной ткани: поперечно-полосатая. Мышцы выполняют большую работу, поэтому они богаты кровеносными сосудами, по которым кровь снабжает их кислородом, питательными веществами, выносит продукты обмена веществ.
Каким образом мышцы крепятся к костям? (ответы)
Мышцы крепятся к костям с помощью нерастяжимых сухожилий, которые срастаются с надкостницей. Обычно мышцы одним концом крепятся выше, а другим ниже сустава. При таком креплении сокращение мышц приводит в движение кости в суставах.
3. Классификация мышц (рассказ, иллюстрация слайдов № 9,10, 11).
Существует несколько классификаций скелетных мышц
по форме | по направлению мышечных пучков | по количеству головок | по функции | по расположению |
а)веретенообразные мышцы пучки волокон
ориентированы параллельно длинной оси мышцы. б) лентовидная форма в виде пластин участвуют в образовании стенок туловища. в) ромбовидная, г) трапециевидная, д) квадратная |
а) двуперистые -пучки мышц прилегают к
продольному сухожилию с двух сторон. б) одноперистые – мышечные пучки лежат с одной стороны от сухожилия. |
Двуглавая; Трехглавая; Четырехглавая |
Мышцы-антагонисты: Сгибатель (бицепс); Разгибатель (трицепс); Мышцы-синергисты. Вращатели; Подниматели; Сжиматели (сфинктер); Отводящие Приводящие Напрягатели |
Поверхностные Глубокие |
Ш. Физкультминутка
(с музыкальным сопровождением и динамическими паузами)
IV. Самостоятельное применения знаний
Основные группы мышц. Работа в группах.
В нашем теле принято выделять 3 группы мышц: мышцы головы и шеи, туловища и конечностей.
Нам предстоит выяснить, где они располагаются и какие функции выполняют?
Для этого используйте текст и рисунки учебника, с. 118-121
Работаем в группах. Каждая группа будет работать над своим мини проектом.
- 1 группа работает с текстом и рисунками учебника “Мышцы головы и шеи” с. 118-119. Заполняет таблицу в тетради с. 68. Методом наложения, нанести контуры мышц на макет. “Скелет головы” (череп), (вырезанные контуры мышц лежат на столе) (слайд № 12,13)
- 2 группа работает с текстом и рисунками учебника “Мышцы туловища” с. 119-120. Заполняет таблицу в тетради с. 69. Способом наложения, нанести контуры мышц на макет “Скелет туловища” (вырезанные контуры мышц лежат на столе) (слайд № 14,15)
- 3 группа работает с текстом и рисунками учебника “Мышцы конечностей” с. 120-121. Заполняет таблицу в тетради с. 69. Методом наложения, нанести контуры мышц на макет “Скелет конечностей”. (вырезанные контуры мышц лежат на столе). (слайд № 16,17)
Основные группы мышц и их функции
Название мышцы или мышечной группы | Выполняемые функции (значение) |
Мышцы головы: 1.Мимические____________________ 2.Жевательные____________________ Мышцы шеи: |
Представление работ группами.
По окончанию работы каждая группа защищает свой мини проект. Один представитель каждой группы рассказывает о результатах работы, а остальные члены команды на доску вывешивают сборку контуров скелетных мышц своей группы.
Итог урока.
1. В результате работы групп, на доске появляется схема человека с основными группами скелетных мышц, (т. е, соединяется весь макет с наклеенными на нем мышцами). Анализ схемы. Обмен мнениями по заданиям. Сравниваем со слайдами № 10-15 презентации. Верно, ли собраны основные группы мышц? (конечный продукт проекта) Сделать вывод.
2. Вернемся к пятому слайду и ответим на вопросы, которые ставили в начале урока. Ответы.
Сделать вывод по уроку
Домашнее задание: учебник с. 116-122, р.т. с.68 (105). (слайд № 18)
Литература.
1. Учебник. Сонин Н.И. Сапин. М.Р. “Биология. Человек” 8 класс: учеб. для общеобразовательных заведений, - Дрофа, 2015-272.с
2. Рабочая тетрадь к учебнику “Биология. Человек” автор: Н.И. Сонин Издательство “Дрофа”. М 2015г
3. Учебник Биология. Человек. Под редакцией А.С. Батуева М “Просвещение” 1995г
4. Методическое пособие к учебнику автор: Н.И. Сонин Издательство “Дрофа”. М 2011г
5. Рабочая тетрадь для учителя “Биология. Человек” автор: Н.И. Сонин Издательство “Дрофа”. М 2014г.
6. Биологические карты. Дидактический материал к учебнику. В.Б.Захаров, Н.И.Сонин “Биология”. Автор П.Е.Старцев, А.А Наумов Издательство “Дрофа”. М 2011г
7. Поурочное планирование. Биология “Технологические карты уроков” 8кл. Автор В.Н.Семенцева С- Петербург “Паритет-2009г”
8. Т.А Шустова Пособие - репетитор для подготовки к ЕГЭ по биологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 544с (серия “Абитуриент”)
Медиаресурсы:
1. Биология. 1С: Репетитор.
2. Биология 6-11 класс. “Физикон”
3. http://www.youtube.com. видео