Цель:
- способствовать закреплению и повторению правил правописания слов с разделительными Ъ и Ь;
- обеспечить развитие умения выполнять звуковую характеристику слова, разбор слова по составу;
- обеспечить развитие умения ставить цель и планировать свою деятельность;
- содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности;
- содействовать обогащению словарного запаса учащихся, развитию устной и письменной речи.
- организовать элементы исследовательской и учебно-поисковой деятельности на уроке с целью развития творческого мышления.
Оборудование:
- индивидуальные папки-помощницы; опорные схемы;
- карточки для дифференцированного задания;
- “ключи” для самопроверки.
Тип урока: урок – повторение изученного
Ход урока
I. Мобилизационная часть урока
– психологическая готовность;
II. Вводно-мотивационный этап.
Знакомство с планом урока:
- Определяем тему и цель урока.
- Вспоминаем правило.
- Определяем необходимые для урока опорные схемы.
- Учимся слышать звуки.
- Учимся писать слова с разделительными Ъ и Ь.
- Проверяем свои знания.
III. Познавательный этап.
Этап применения знаний, умений и навыков.
1. Мотивация-актуализация опорных знаний.
- Посмотрите на доску. Как называется следующее задание, которое мы будем с вами выполнять?
? -“хитрое” задание. Оно подскажет вам цель нашего урока.
- Необходимо вычеркнуть буквы парных звонких согласных звуков.
Следовательно, чтобы правильно выполнить это задание надо что вспомнить? (какие буквы обозначают парные звонкие согласные)
б с в ч а д г ж с з т ъ ь г б е
с ч а с т ь ъ е
Определение лексического значения слова:
- Как понимаете значение слова? Что значит быть счастливым?
- Когда после урока вы чувствуете себя счастливыми?
- Я желаю вам, чтобы вы чувствовали себя счастливыми после всех уроков.
Встал выбор – какой из двух знаков оставить?
- Кто догадался, что мы должны будем вспомнить сегодня на уроке?
(Правило написания Ъ и Ь)
- Какие знания нам понадобятся, чтобы сделать правильный выбор
Дети записывают слово “счастье”, разбирают по составу.
2. - А как на слух определить, что в слове есть разделительный знак?
(- Необходимо услышать, есть ли после согласного звука звук Й)
- Давайте послушаем стихотворение.
Ученик:
Было СЕЛИ, стало СЪЕЛИ.
Догадаться вы сумели
Почему случилось так?
Кто виновник?... (твёрдый знак!)
- В каком же из слов будет писаться Ъ?
- Как догадались?
- Сделаем звуковой анализ этих слов.
С Э Л И - сели
С Й Э Л И – съели
- Докажем графически. (разбор по составу слова СЪЕЛИ)
3. Физминутка.
Твёрдый знак!
Мягкий знак!
Их не спутаешь никак!
Знать приставку мы должны,
Корень, окончание.
Братья знаки нам важны,
Обрати внимание!
4. Учимся писать слова с Ъ и Ь.
Выполнение задания по группам.
- I гр. – тетрадь с.17, упр.2
- II гр. – упр. 1 (работа в парах)
- III гр. – по карточкам
5. Словарная работа. Проверка дом. задания (поисковая работа)
- Какие словарные слова с разделительным Ь
- Как определили значение этих слов? (толковый словарь; метод опроса)
воскресенье
компьютер
I гр. – образовать родственные слова, подходящие по смыслу. Записать получившиеся предложения:
В в.скрес... день к под.езду под.ехал грузовик.
Мой брат – опытный к.мп.ютер....
самопроверка
II гр. – составить предложение, подходящее по смыслу:
В.скр.сен.е – седьмой ... ... К.мп.ютер – современная электронная .... (на доске)
Взаимопроверка.
III гр. – запись слов по строчке по образцу с выделением орфограмм.
Взаимопроверка.
Самооценка детьми работ на полях:
6. Физминутка для глаз.
7. Комментированное письмо.
Весёлые воробьи объявили песней приход весны.
VI. Обобщение и систематизация полученных знаний.
VI. Рефлексия.