Цели: (сл. 2 Презентация)
- Обобщить и расширить сведения о наречии как части речи; повторить орфограммы, связанные с изучением наречия; определить место наречий в языке.
- Развивать умение употреблять наречия в речи.
- Воспитывать чувство уважения к отваге и героизму советских воинов.
Тип урока: обобщение изученного.
Форма урока: урок-соревнование.
Оборудование: ноутбук, проектор, карточки для индивидуальной работы, таблицы для организации самоконтроля.
Краткое описание хода урока:
Главное на уроке – повторение и обобщение изученного по теме: «Наречие».
Урок состоит из 5 частей – модулей, которые составляют единое целое и направлены на достижение цели и задач урока.
Для активизации мыслительной деятельности учащихся использован метод «проблемной ситуации», который используется на разных этапах урока. С помощью анализа стихотворения ребята самостоятельно формулируют тему урока, определяют цели урока.
На уроке использованы разнообразные формы и методы работы:
- формы работы: коллективная (фронтальная), групповая, индивидуальная,
- методы проблемного и развивающего обучения: создание проблемной ситуации, частично-поисковый метод.
- Лингвистические игры.
Виды работ:
- анализ стихотворения,
- постановка сценки,
- орфографическая работа,
- работа с фразеологизмами,
- синтаксический разбор простого предложения,
Физминутка являются плавным продолжением по закреплению темы урока.
На уроке использованы такие формы работы, которые позволяют развивать ключевые компетентности обучающихся: познавательные, языковые, научные, социальные, которые помогут ребёнку ориентироваться в социуме, быть полноправным, полноценным гражданином нашего общества. Самоанализ урока в рамках системы личностно-ориентированного образования
Ожидаемые результаты:
- Формулировка понятия «наречие»;
- Нахождение наречий в тексте, определение их значений;
- Обогащение словарного запаса.
Ход урока
I. Организационный момент. Проверка домашнего задания.
В качестве домашнего задания вы должны были выписать словосочетания с наречиями.
Каждая команда по очереди озвучивают свои ответы. Максимальный балл – 1.
II. Объявление темы и целей.
(сл. 1) Послушайте стихотворение.
В большом доме светло,
Там огни горят.
Здесь наречия живут,
И все время говорят:
«Мы не склоняемся и не спрягаемся,
Попробуй нас изменить.
Ярко, светло и весело –
Вот так мы любим жить!»
– Как вы считаете, о чём пойдёт речь на уроке? (Наречие).
Запишите в тетради число, классная работа и тему урока.
– Как вы понимаете фразу: «Мы не склоняемся и не спрягаемся»? (Неизменяемая часть речи)
– А какие задачи можно поставить сегодня на уроке?
– Для того чтобы достигнуть поставленных задач, нам предстоит отправиться в небольшое путешествие по городу Наречие.
III. Работа по теме урока.
(Сл. 3) Показ.
– Ребята! Цель нашего урока – попасть в Замок, который находится на окраине города. А для этого всем нам предстоит преодолеть несколько препятствий. (Сл. 4). Показ. Прочитать названия препятствий.
Но прежде заполните, пожалуйста, свой путевой лист.
До | После | |
Наречие – какая часть речи? Общее грамматическое значение. | ||
На какие вопросы отвечает? | ||
Чем может являться в предложении? | ||
Какие имеет смысловые группы имеет наречие? | ||
Условия написания Ь? | ||
Что такое фразеологизм? | ||
1-е препятствие – определить пароль и получить ключ (сценка 1)
1 – Привет, ты меня не узнаешь?
2 – Постой, где – то я тебя видел. Ты, по-моему, со мной в одном лагере был.
1 – Да нет, я теперь с тобой в параллельном классе учусь. Мы недавно переехали, живу бок о бок со школой.
2 – То-то я смотрю, лицо знакомое, едва-едва тебя узнал.
1 – А куда идешь?
2 – Так, кое-куда. Секрет.
Вопросы:
– Определите стиль речи? (Разговорный). Докажите. (Диалогическая речь) Это пароль.
– Запишите наречия, которые вы услышали в речи ребят. Это будет ключ.
(Где-то, по-моему, едва-едва, кое-куда) Проверьте себя (Сл. 5)
– Что общего в правописании данных наречий? (Они пишутся через дефис)
– Назовите условия дефисного написания наречий. (Сл. 6)
2-е препятствие
– Чтобы пройти на Центральную площадь города, нужно выполнить работу, связанную с исправлением ошибок
в написании наречий.
Сл. №7 Списать, исправляя ошибки в написании слов.
Чуть чуть, не брежно, по гусиному, бок-о-бок, коекак, не от куда, в перед, от части, напере гонки, безумолку, вобмен, точ в точь, слово-в-слово, надвоих, где либо.
Сейчас проверьте себя.
3-е препятствие – Ров на пути в замок
– Чтобы справиться с этим препятствием посмотрим небольшую сценку «Рецепт»
Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика:
– В каком классе ты учишься, молодой человек?
– В седьмом «Бы».
– «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?
– Нормально. Жутко дружно, ужасно весело…
– Жутко и дружно. Ужасно и весело! А учитесь-то хорошо?
– Нормально! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.
– Нормально… В пух и прах хвалит… Да, болезнь серьезная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет.
Вылечиться ты можешь только сам.
Врач дает рецепт – учебник русского языка.
– Да, такой рецепт нужен всем, помните об этом.
– Какие же ошибки допустил ученик и как их исправить?
Жутко дружно, ужасно весело – очень дружно, очень весело; жутко хвалит – очень хвалит)
– Ну что ж, мы ещё раз убедились, что для того, чтобы произвести на окружающих приятное впечатление и вас поняли, необходимо соблюдать речевые нормы и употреблять слова в свойственном им значении.
– А как называется одним словом выражение в пух и прах? (Фразеологизм) (Сл. 9)
– Что значит фразеологизм в пух и прах?
В пух и прах (разг.) — совершенно, окончательно, до основания
Творческая работа. Игра «Замени наречие» (Сл. №10)
– Замените фразеологизм наречием
Ни свет ни заря – рано
Яблоку негде упасть – тесно
С минуты на минуту – вмиг
Рука об руку – рядом
На скорую руку – быстро
На край света – далеко
Как снег на голову – внезапно
Кот наплакал – мало
Душа в душу – мирно
Физминутка. (сл. 11)
– Перед тем как подойти к стражнику, нам стоит немного отдохнуть.
– Чтобы немного отдохнуть, необходимо вспомнить написание в наречиях О-Е после шипящих.
(Под ударением – О, без ударения – Е, искл. – еще)
Если пишем О – руки поднимаем и тянемся вверх. Если Е – руки опускаем и наклоняемся вниз.
Горячо, волнующе, колюче, свежо, зловеще, хорошо, заискивающе, ещё.
4-е препятствие
– А для того чтобы пройти мимо Стражника, нужно выполнить задание, касающееся синтаксиса.
Синтаксический разбор простого предложения.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое.)
Морфологический разбор наречия мужественно.
- Нареч.; общ. грамм. знач.– признак действия.
-
- Неизм.
- –
- Стоит (как?) мужественно, обстоятельство образа действия
– Ребята, мы успешно добрались до Замка. Но чтобы в него войти, нужно выполнить ещё одно задание – выполнить тест «Правописание наречий» (Раздать листочки)
– Проверьте и оцените себя
«5» – нет ошибок
«4» – 1–2 ош.
«3» – 3–4 ош.
«2» – 5 и более ошибок
IV. Подведение итогов.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Теперь вы знаете каждый уголок в таком огромном и красивом городе – Наречие.
Нашей задачей было обобщить знания, которые вы получили в ходе предыдущих занятий. Мы справились с этим? Благодаря новым закреплённым знаниям, какими мы стали? (Грамотными)
– Какое место занимают наречия в языке?
– А теперь отметьте плюсом и минусом в колонке «После»
V. Домашнее задание.
И чтобы вернуться из этого города обратно в Нефтекамск, вам необходимо выполнить индивидуальную работу. Её вы будете делать дома.
- ____________________ не болеть.
- ________________________ выглядеть.
- ____________________ улыбаться.
- ______________________готовиться к урокам.
- _________________писать в тетрадях по русскому языку.
- _________________________ быть преданным своему делу.
- Живите ______________________.
- ____________________________учить орфограммы.
Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно, аккуратно, тщательно, серьёзно, чисто.
Домашняя работа по карточкам
Свеж.. . Сплош.. густая тьма. Ещ.. остро и холодно сверкали звёзды. Ночь (по) тихоньку отступала. Небо на востоке стало слегк.. светлеть. Деревья (по) немногу выступали из тьмы. В вершинах их вдруг ожил ветер, зашумел полнозвучно, звонко, тревожно. (С) прав.. мигал одинокий огонь, (в) дали у..кой полосой св..тилась заря. Рассвет наступал медле(н/нн)о и (не) торопливо. Далеко (далеко) пропели петухи. И ожидание счастья овладевала им мало (по) малу.
1 – Привет, ты меня не узнаешь?
2 – Постой, где – то я тебя видел. Ты, по-моему, со мной в одном лагере был.
1 – Да нет, я теперь с тобой в параллельном классе учусь. Мы недавно переехали, живу бок о бок со школой.
2 – То-то я смотрю, лицо знакомое, едва-едва тебя узнал.
1 – А куда идешь?
2 – Так, кое-куда. Секрет.
Сценка «Рецепт»
Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика:
Вр. – В каком классе ты учишься, молодой человек?
Уч. – В седьмом «Бы».
Вр. – «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?
Уч. – Нормально. Жутко дружно, ужасно весело…
Вр. – Жутко и дружно. Ужасно и весело! А учитесь-то хорошо?
Уч. – Нормально! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.
Вр. – Нормально… В пух и прах хвалит… Да, болезнь серьезная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам.
Остановка на этой станции оказалась совсем небольшой. И мы успешно добрались до последней станции – «Словообразовательная».
Скажите, пожалуйста, какая часть речи изображена на доске?
Как вы догадались? (отсутствие окончания)
А сейчас вам из предложенных наречий нужно выстроить словообразовательные цепочки. Пример перед вами.
Надо быть ясным умственно (н.), чистым нравственно (н.), опрятным физически (н.). Вперед! (н.) Мы идем неудержимо (н.) к яркой звезде, которая горит там (н.) вдали! (н.) Вперед (н.)! Не отставайте, друзья!
А так же: еле-еле, нехорошо, творчески, никуда, досуха, чуть-чуть.
Нравственно – нравственный (суф-й); физически – физический (суф-й); Вперёд – перед (приставочный); неудержимо – неудержимый (суф-й); еле-еле (сложение), нехорошо (приставочный), творчески (суф-й), никуда (приставочный), досуха (прист.-суффиксальный), чуть-чуть (сложение).
VI. Рефлексия.
Мы говорили в начале урока, что одна из особенностей наречий – образность, наречия помогают выразить чувства точнее, выразительнее. Подберите наречия к пожеланиям и скажите, кому адресовано ваше пожелание: себе, ребятам, гостям:
СЛАЙД 10
– Оцените себя за урок (несколько оценок послушать)
VII. Итоги.
– Что повторили на уроке?
– Спасибо за вашу работу на уроке. Надеюсь, что всё сказанное и сделанное не будет напрасным.
«Билетик на выход 3-2-1».
Ну, а чтобы лучше узнать, с каким чувством вы уйдете с урока, какие впечатления, комментарии, пожелания у вас есть, заполните, пожалуйста, « билетики на выход». Подписывать листочки не обязательно.
3 самых важных момента для тебя на сегодняшнем уроке:
- ________________________________________________
- ________________________________________________
- ________________________________________________
2 момента, на которые тебе необходимо уделить внимание
- ________________________________________________
- ________________________________________________
1 пожелание учителю на следующий урок
- ________________________________________________