Повторение по теме "Наречие". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели: (сл. 2 Презентация)

  1. Обобщить и расширить сведения о наречии как части речи; повторить орфограммы, связанные с изучением наречия; определить место наречий в языке.
  2. Развивать умение употреблять наречия в речи.
  3. Воспитывать чувство уважения к отваге и героизму советских воинов.

Тип урока: обобщение изученного.

Форма урока: урок-соревнование.

Оборудование: ноутбук, проектор, карточки для индивидуальной работы, таблицы для организации самоконтроля.

Краткое описание хода урока:

Главное на уроке – повторение и обобщение изученного по теме: «Наречие».

Урок состоит из 5 частей – модулей, которые составляют единое целое и направлены на достижение цели и задач урока.

Для активизации мыслительной деятельности учащихся использован метод «проблемной ситуации», который используется на разных этапах урока. С помощью анализа стихотворения ребята самостоятельно формулируют тему урока, определяют цели урока.

На уроке использованы разнообразные формы и методы работы:

  • формы работы: коллективная (фронтальная), групповая, индивидуальная,
  • методы проблемного и развивающего обучения: создание проблемной ситуации, частично-поисковый метод.
  • Лингвистические игры.

Виды работ:

  • анализ стихотворения,
  • постановка сценки,
  • орфографическая работа,
  • работа с фразеологизмами,
  • синтаксический разбор простого предложения,

Физминутка являются плавным продолжением по закреплению темы урока.

На уроке использованы такие формы работы, которые позволяют развивать ключевые компетентности обучающихся: познавательные, языковые, научные, социальные, которые помогут ребёнку ориентироваться в социуме, быть полноправным, полноценным гражданином нашего общества. Самоанализ урока в рамках системы личностно-ориентированного образования

Ожидаемые результаты:

  • Формулировка понятия «наречие»;
  • Нахождение наречий в тексте, определение их значений;
  • Обогащение словарного запаса.

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

В качестве домашнего задания вы должны были выписать словосочетания с наречиями.

Каждая команда по очереди озвучивают свои ответы. Максимальный балл – 1.

II. Объявление темы и целей.

(сл. 1) Послушайте стихотворение.

В большом доме светло,
Там огни горят.
Здесь наречия живут,
И все время говорят:
«Мы не склоняемся и не спрягаемся,
Попробуй нас изменить.
Ярко, светло и весело –
Вот так мы любим жить!»

Как вы считаете, о чём пойдёт речь на уроке? (Наречие).

Запишите в тетради число, классная работа и тему урока.

– Как вы понимаете фразу: «Мы не склоняемся и не спрягаемся»? (Неизменяемая часть речи)

– А какие задачи можно поставить сегодня на уроке?

– Для того чтобы достигнуть поставленных задач, нам предстоит отправиться в небольшое путешествие по городу Наречие.

III. Работа по теме урока.

(Сл. 3) Показ.

– Ребята! Цель нашего урока – попасть в Замок, который находится на окраине города. А для этого всем нам предстоит преодолеть несколько препятствий. (Сл. 4). Показ. Прочитать названия препятствий.

Но прежде заполните, пожалуйста, свой путевой лист.

До   После
  Наречие – какая часть речи? Общее грамматическое значение.  
  На какие вопросы отвечает?  
  Чем может являться в предложении?  
  Какие имеет смысловые группы имеет наречие?  
  Условия написания Ь?  
  Что такое фразеологизм?  
     

1-е препятствие – определить пароль и получить ключ (сценка 1)

1 – Привет, ты меня не узнаешь?
2 – Постой, где – то я тебя видел. Ты, по-моему, со мной в одном лагере был.
1 – Да нет, я теперь с тобой в параллельном классе учусь. Мы недавно переехали, живу бок о бок со школой.
2 – То-то я смотрю, лицо знакомое, едва-едва тебя узнал.
1 – А куда идешь?
2 – Так, кое-куда. Секрет. 

Вопросы:

– Определите стиль речи? (Разговорный). Докажите. (Диалогическая речь) Это пароль.

– Запишите наречия, которые вы услышали в речи ребят. Это будет ключ.

(Где-то, по-моему, едва-едва, кое-куда) Проверьте себя (Сл. 5)

– Что общего в правописании данных наречий? (Они пишутся через дефис)

– Назовите условия дефисного написания наречий. (Сл. 6)

2-е препятствие

– Чтобы пройти на Центральную площадь города, нужно выполнить работу, связанную с исправлением ошибок

в написании наречий.

Сл. №7 Списать, исправляя ошибки в написании слов.

Чуть чуть, не брежно, по гусиному, бок-о-бок, коекак, не от куда, в перед, от части, напере гонки, безумолку, вобмен, точ в точь, слово-в-слово, надвоих, где либо.

Сейчас проверьте себя.

3-е препятствиеРов на пути в замок

– Чтобы справиться с этим препятствием посмотрим небольшую сценку «Рецепт»

Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика:
– В каком классе ты учишься, молодой человек?
– В седьмом «Бы».
– «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?
– Нормально. Жутко дружно, ужасно весело…
– Жутко и дружно. Ужасно и весело! А учитесь-то хорошо?
– Нормально! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.
– Нормально… В пух и прах хвалит… Да, болезнь серьезная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет.
Вылечиться ты можешь только сам.
Врач дает рецепт – учебник русского языка.

– Да, такой рецепт нужен всем, помните об этом.

– Какие же ошибки допустил ученик и как их исправить?

Жутко дружно, ужасно весело – очень дружно, очень весело; жутко хвалит – очень хвалит)

– Ну что ж, мы ещё раз убедились, что для того, чтобы произвести на окружающих приятное впечатление и вас поняли, необходимо соблюдать речевые нормы и употреблять слова в свойственном им значении.

– А как называется одним словом выражение в пух и прах? (Фразеологизм) (Сл. 9)

– Что значит фразеологизм в пух и прах?

В пух и прах (разг.) — совершенно, окончательно, до основания

Творческая работа. Игра «Замени наречие» (Сл. №10)

– Замените фразеологизм наречием

Ни свет ни заря – рано
Яблоку негде упасть – тесно
С минуты на минуту – вмиг
Рука об руку – рядом
На скорую руку – быстро
На край света – далеко
Как снег на голову – внезапно
Кот наплакал – мало
Душа в душу – мирно

Физминутка. (сл. 11)

Перед тем как подойти к стражнику, нам стоит немного отдохнуть.

– Чтобы немного отдохнуть, необходимо вспомнить написание в наречиях О-Е после шипящих.

(Под ударением – О, без ударения – Е, искл. – еще)

Если пишем О – руки поднимаем и тянемся вверх. Если Е – руки опускаем и наклоняемся вниз.

Горячо, волнующе, колюче, свежо, зловеще, хорошо, заискивающе, ещё.

4-е препятствие

– А для того чтобы пройти мимо Стражника, нужно выполнить задание, касающееся синтаксиса.

Синтаксический разбор простого предложения.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое.)

Морфологический разбор наречия мужественно.

  1. Нареч.; общ. грамм. знач.– признак действия.
    1. Неизм.
  2. Стоит (как?) мужественно, обстоятельство образа действия

– Ребята, мы успешно добрались до Замка. Но чтобы в него войти, нужно выполнить ещё одно задание – выполнить тест «Правописание наречий» (Раздать листочки)

– Проверьте и оцените себя

«5» – нет ошибок
«4» – 1–2 ош.
«3» – 3–4 ош.
«2» – 5 и более ошибок

IV. Подведение итогов.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Теперь вы знаете каждый уголок в таком огромном и красивом городе – Наречие.

Нашей задачей было обобщить знания, которые вы получили в ходе предыдущих занятий. Мы справились с этим? Благодаря новым закреплённым знаниям, какими мы стали? (Грамотными)

– Какое место занимают наречия в языке?

– А теперь отметьте плюсом и минусом в колонке «После»

V. Домашнее задание.

И чтобы вернуться из этого города обратно в Нефтекамск, вам необходимо выполнить индивидуальную работу. Её вы будете делать дома.

  1. ____________________ не болеть.
  2. ________________________ выглядеть.
  3. ____________________ улыбаться.
  4. ______________________готовиться к урокам.
  5. _________________писать в тетрадях по русскому языку.
  6. _________________________ быть преданным своему делу.
  7. Живите ______________________.
  8. ____________________________учить орфограммы.

Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно, аккуратно, тщательно, серьёзно, чисто.

Домашняя работа по карточкам

Свеж.. . Сплош.. густая тьма. Ещ.. остро и холодно сверкали звёзды. Ночь (по) тихоньку отступала. Небо на востоке стало слегк.. светлеть. Деревья (по) немногу выступали из тьмы. В вершинах их вдруг ожил ветер, зашумел полнозвучно, звонко, тревожно. (С) прав.. мигал одинокий огонь, (в) дали у..кой полосой св..тилась заря. Рассвет наступал медле(н/нн)о и (не) торопливо. Далеко (далеко) пропели петухи. И ожидание счастья овладевала им мало (по) малу.

1 – Привет, ты меня не узнаешь?
2 – Постой, где – то я тебя видел. Ты, по-моему, со мной в одном лагере был.
1 – Да нет, я теперь с тобой в параллельном классе учусь. Мы недавно переехали, живу бок о бок со школой.
2 – То-то я смотрю, лицо знакомое, едва-едва тебя узнал.
1 – А куда идешь?
2 – Так, кое-куда. Секрет.

Сценка «Рецепт»

Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика:
Вр. – В каком классе ты учишься, молодой человек?
Уч. – В седьмом «Бы».
Вр. – «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?
Уч. – Нормально. Жутко дружно, ужасно весело…
Вр. – Жутко и дружно. Ужасно и весело! А учитесь-то хорошо?
Уч. – Нормально! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.
Вр. – Нормально… В пух и прах хвалит… Да, болезнь серьезная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам.

Остановка на этой станции оказалась совсем небольшой. И мы успешно добрались до последней станции – «Словообразовательная».

Скажите, пожалуйста, какая часть речи изображена на доске?

Как вы догадались? (отсутствие окончания)

А сейчас вам из предложенных наречий нужно выстроить словообразовательные цепочки. Пример перед вами.

Надо быть ясным умственно (н.), чистым нравственно (н.), опрятным физически (н.). Вперед! (н.) Мы идем неудержимо (н.) к яркой звезде, которая горит там (н.) вдали! (н.) Вперед (н.)! Не отставайте, друзья!

А так же: еле-еле, нехорошо, творчески, никуда, досуха, чуть-чуть.

Нравственно – нравственный (суф-й); физически – физический (суф-й); Вперёд – перед (приставочный); неудержимо – неудержимый (суф-й); еле-еле (сложение), нехорошо (приставочный), творчески (суф-й), никуда (приставочный), досуха (прист.-суффиксальный), чуть-чуть (сложение).

VI. Рефлексия.

Мы говорили в начале урока, что одна из особенностей наречий – образность, наречия помогают выразить чувства точнее, выразительнее. Подберите наречия к пожеланиям и скажите, кому адресовано ваше пожелание: себе, ребятам, гостям:

СЛАЙД 10

– Оцените себя за урок (несколько оценок послушать)

VII. Итоги.

– Что повторили на уроке?

– Спасибо за вашу работу на уроке. Надеюсь, что всё сказанное и сделанное не будет напрасным.

 «Билетик на выход 3-2-1».

Ну, а чтобы лучше узнать, с каким чувством вы уйдете с урока, какие впечатления, комментарии, пожелания у вас есть, заполните, пожалуйста, « билетики на выход». Подписывать листочки не обязательно.

3 самых важных момента для тебя на сегодняшнем уроке:

  1. ________________________________________________
  2. ________________________________________________
  3. ________________________________________________

2 момента, на которые тебе необходимо уделить внимание

  1. ________________________________________________
  2. ________________________________________________

1 пожелание учителю на следующий урок

  1. ________________________________________________