“Беспримерный героизм был проявлен и в крупных сражениях, и в боях на безымянных высотах.
Стояли насмерть и боролись за каждый дом, каждую улицу, за каждый населенный пункт. Сотни российских городов стали полем ожесточенных битв. Они были настоящей крепостью, остановившей врага. Это поистине города-герои, города воинской славы.
Величайшие трагические события выпали на долю наших ветеранов. И с высоты прошедших десятилетий мы еще лучше, еще глубже осознаем, что им пришлось пережить и с чем пришлось столкнуться. Ведь по жестокости, по количеству жертв и масштабу разрушений этой войне тоже нет равных в истории. В этот день мы преклоняем головы перед всеми, кто не дожил до Дня Победы.
Мы благодарим вас, наши дорогие ветераны. Мы гордимся величием ваших судеб. И рады, что сегодня вы рядом с нами, что мы вместе встречаем Великую Победу. Ваш подвиг бессмертен...”
В.В.Путин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сегодня одной из актуальных задач государства и общества является проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения и школа является важным элементом в этом звене. В президентской инициативе Наша новая школа говорится: “Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире”. Задача современной школы является воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины. Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должной трудовой, физической и военно-профессиональной готовности к безупречному несению военной службы, выполнению священного долга по вооруженной защите нашей Родины.
Стержнем деятельности педагогического коллектива школы по гражданско-патриотическому воспитанию детей и подростков, является формирование морально-психологических качеств и специальных прикладных знаний навыков и умений, необходимых патриоту своей страны.
Школьная программа "Подвиг бессмертен” рассчитана на 2013-2015гг. Данная программа разработана с целью совершенствования системы мероприятий с детьми и молодёжью по патриотическому воспитанию, увековечению памяти павших и заботы о живых победителях, преемственности поколений. Формирование у учащихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации в рамках Государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.”, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 г. № 795, а также на основе программы патриотического воспитания учащихся в образовательных учреждениях Буйнакского района РД, посвящается 70-летию Великой Победы в Отечественной войне 1941-1945 гг., руководствуется нормативно-правовыми документами:
- Законом “Об образовании”;
- Конвенцией ООН “О правах ребенка”;
- Конституцией и законами Российской Федерации;
Программа представляет собой объединённый замыслом и целью комплекс досуговых, социально-воспитательных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий с учащимися, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотического воспитания учащихся образовательного учреждения.
Основным элементом данной Программы по патриотическому воспитанию учащихся является взаимодействие педагогического коллектива и родителей, школьной общественной организаций “Наследники”, Буйнакского районного центра развития одарённости, музея Боевой Славы г.Буйнакска под руководством Магомедова А.А.
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель Программы - совершенствование и развитие системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у учащихся высокой социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, увековечение памяти павших и заботы о живых победителях, преемственности поколений. Формирование у учащихся, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.
Основные задачи:
- развивать и углублять знания об истории и культуре родного края;
- активно участвовать в районных мероприятиях по патриотическому воспитанию;
- реализовать механизмы, направленных на координацию действий по вопросам патриотического, гражданского воспитания учащихся школы;
- активно участвовать во Всероссийских акциях к 70 - летию победы;
- обновить содержание патриотического воспитания, совершенствовать его формы и методы;
- усилить роль семьи в патриотическом воспитании детей;
- формировать у школьников патриотические ценности, взгляды и убеждения, уважение к культурному и историческому прошлому России и Дагестана, к традициям народов;
- формировать у учащихся активную жизненную позицию, профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества;
- формировать у школьников потребности в здоровом образе жизни и повышение престижа государственной службы;
- развивать и совершенствовать материально-техническую базу патриотического воспитания в образовательном учреждении.
2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа предназначена для учащихся 7–11 классов (13 – 17 лет) МКОУ “Дурангинская СОШ”.
Сроки реализации программы: 2013-2015 годы.
Механизм реализации Программы опирается на новую основу взаимосвязей сотрудничества общественных организаций по осуществлению государственной политики в области патриотического воспитания молодежи, пропаганды патриотизма в образовательном учреждении МКОУ “Дурангинская СОШ” через СМИ и органы самоуправления.
Основополагающие принципы и направления реализации.
Среди основополагающих принципов патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются
- научность;
- гуманизм;
- демократизм;
- приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
- системность, преемственность и непрерывность в развитии школьников;
- многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
- направленность воспитания на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
- тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.
Программа может быть реализована при помощи следующих форм:
- Участие в общешкольных и районных мероприятиях.
- Чтение и обсуждение книг, периодической печати.
- Посещение ветеранов на дому.
- Демонстрация фильмов (художественных и публицистических) с последующим обсуждением.
- Встречи с интересными людьми (вдовами ветеранов, участниками локальных войн)
- Посещение музея Боевой славы г Буйнакска.
- Беседы, классные часы, диспуты.
- Организация внеклассных мероприятий (викторина, ток-шоу, музыкальный вечер, круглый стол, конкурс песни и чтение стихов и т.д.).
- Различные Всероссийские акции к 70-летию Победы.
3. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I этап: проектный – сентябрь – ноябрь 2013 год
Цель: подготовка условий создания программы патриотического воспитания.
Задачи:
- Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
- Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
- Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
- Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
- Создать и утвердить Программу.
II этап: практический - 2013-2015 годы.
Цель: реализация программы “Подвиг бессмертен” в школе.
Задачи:
- Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
- Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания.
- Развивать классное ученическое самоуправление.
- Расширять и укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными школами города.
- Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
- Проводить мониторинг реализации программы.
III этап: аналитический – апрель – май 2015 год
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
- Обобщить результаты работы.
- Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
- Спланировать работу на следующий период.
Основное содержание деятельности:
- отработать содержание деятельности, опробовать наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия;
- обогатить содержание гражданско-патриотического воспитания через участие в международных, всероссийских, региональных проектах;
- расширять и укреплять связи школы с образовательными учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры, спорта района, города;
- вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
- проводить мониторинг реализации программы.
4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ИХ СОЦИАЛЬНАЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
В школе как в образовательной системе:
- создание системы гражданско-патриотического воспитания;
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
- снижение уровня правонарушений и преступлений с участием учащихся;
- пропаганда здорового образа жизни; снижение уровня социальной напряженности и уровня тревожности в подростковой и молодежной среде;
- повышение ответственности за выполнение конституционных обязанностей перед обществом и государством (служба в армии).
В образе выпускника:
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
- в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
5. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных качественными и количественными параметрами.
Качественные параметры
- Сформированность гражданских навыков.
- Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям.
- Сформированность уважительного отношения детей к школе, классу, учителю, совместным делам, традициям.
Количественные параметры:
- Включённость учащихся в воспитательные дела.
- Активность деятельности всех субъектов ОУ в реализации программы патриотического воспитания.
- Массовость и активность участия в конкурсах по гражданско–патриотической тематике.
6. ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ:
1. Литература для учителей:
- Агапова И.А., Давыдова М А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. М.: “ВАКО”, 2006
- Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. М.: “Айрис-пресс”, 2005.
- Гасанов З. Т. Патриотическое воспитание граждан // Народное образование – 2005. - №6. – С. 59.
- Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. – С. 17.
- Ерёменко Н.И. Классные часы. Волгоград: “Корифей”, 2005.6. Савкина И.Ю. Воспитание патриотизма, дружбы народа и веротерпимости. Материалы второй Всероссийской научно-практической конференции “Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности”, Москва, 14-15 ноября 2001 –М.: “Межвузовского центра воспитания межнационального общения Министерства образования России”, 2003.
2. Литература для обучающихся:
- Берггольц О.Ф. Дневные звезды. Говорит Ленинград. М.: “Правда”,1990.
- Была война...: Четыре главы из книги, написанной поэтами послевоенных лет. М.: “Детская литература”, 1987
- Великая Отечественная: стихотворения и поэмы в 2-х томах. М.: “Художественная литература, 1995.
- Великая Отечественная война в лирике и прозе. В 2-х т.- М.: “Дрофа”, 2002.
- Высоцкий В.С. Черное золото. 1990.
- Друнина Ю.В. Избранные произведения: В 2-х т. Т.1. Стихотворения (1942-1969).- М.: “Художественная литература”, 1991.
- Друнина Ю.В. Светлокосый солдат: Избранное.- Калининградское кн. изд-во, 1973.
- Джалиль Мусса Избранное. Казань, 1968.
- Лицом к Победе: Сборник стихотворений. М.: “Современник”, 1995.
- Курганова В.М. Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет . М.: “Советская Россия”, 1990.
- Фатьянов А.И. Соловьи, соловьи. Песни и стихи.- Тула: Приокское кн. изд-во, 1977
- Час мужества. Поэзия периода Великой Отечественной войны 1941-1945гг.- М.: просвещение, 1990г
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации программы “Подвиг бессмертен” школа имеет необходимую материально – техническую базу: компьютеры, интерактивную доску, учебно-методический комплекс на электронных носителях, сиди – диски (художественные фильмы Николая Лебедева “Звезда” и Андрея Малюкова “Грозовые ворота”), научно – методическую литературу, стенды для выставок, тематические баннеры и буклеты, спортивный зал спорт инвентарь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебно-методическая литература:
- Вяземский Е.Е. Следзевский И. В. Концепция гражданского образования в образовательных учреждениях // журнал “История и обществознание в школе. 2002. № 4.
- Гершунский Б.С. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития. Пособие для самообразования. М.: “Педагогическое общество России”, 2001.
- Дежникова Н.С. Пути демократизации школы // Советская педагогика. 1991.
- Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М., 1999.
- Зарецкая И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя. М.: “Сентябрь”, 2002.
- Культура мира, права человека, толерантность, ненасилие и миролюбие. Методическое пособие для учителя / под редакцией А.С. Прутченкова. М. “АПКиПРО”, 2003.
- Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание – будущее России. Пособие для педагогов. М.: “Фонд Адрея Первозданного”, 1999.
- Омарова А.Г. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 5.
- От нетерпимости к согласию. Проблемы перехода от гражданского и религиозного противостояния к общественному согласию. М.: “Весь мир”, 1999.
- Пчёлов Е.В.государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие для старших классов. М.: “Русское слово”, 2007.
- Тисленкова. И.А. Нравственное воспитание в средней школе. М.: “Учитель”, 2007.
- Сгибнева.Е.П. Классные часы в средней школе. М.: “ Айрис-Пресс”, 2007.
- Хасан Б.И. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. Учебно – методическое пособие. М.: “Мирос”, 2002.
- Пчёлов Е.В.государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие для старших классов. М.: “Русское слово”, 2007.
Документы и правовые акты
- Законом “Об образовании”, п. 2 ст. 32;
- Конвенцией ООН “О правах ребенка”;
Проект
Федерального закона “О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации” от 5 марта 2012 года.Нормативная и информационно – инструктивная литература
Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы”;
О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации: Инструктивное письмо Министерства образования РФ № 13-51-08 от 15.01.2003 // журнал “Преподавание истории и обществознания в школе”. 200№ 6.
Интернет-ресурсы
- Порталы Минобразования России – http:/www.informika.ru; htt://www.gov.edu.ru (методическое обеспечение образовательного процесса и патриотического воспитания);
- Портал Минобороны России htt://www.mil/ru (нормативно – правовые основы воинской службы)
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
1. Организационно-методическая работа | |||
1. | Разработка нормативных документов по подготовке и проведению мероприятий, посвящённых 70 – летию Победы ВОВ 1941 - 1945 | Сентябрь – ноябрь 2013 | Зам директора по УР Магомедов Б.Н., зам директора по ВР Сулейманова А.А. |
2. | Оформление стендов: “Помним, скорбим, гордимся”; “Участники, локальных войн”; “Герои Дагестанцы”; “Патриотическое воспитание” | Январь – май 2014 – 2015гг. | Зам директора по ВР Сулейманова А.А., учитель истории Хайбулаева А.М. |
3. | Конкурс рисунков, плакатов, буклетов. | Январь – май 2013 – 2015 | Зам директора по ВР Сулейманова А.А., классные руководители, библиотекарь Салахбекова А.М. |
4. | Конкурс Патриотической песни | Апрель – май 2013 – 2015 |
Зам директора по ВР Сулейманова А.А.,
вожатая Рабаданова Г.А. |
5. | Конкурс на лучшее чтение стихотворения | Февраль 2014, 2015 |
Учитель истории Хайбулаева А.М. |
6. | “Гражданские инициативы” сбор предложений от населения о подготовке к празднованию 70-летия Победы в ВОВ. | В теч. 2015г | Зам директора по ВР Сулейманова А.А. |
2. Гражданско-патриотическая работа | |||
1. | Уроки истории Мужества, посвящённые Всероссийской общественно – государственной инициативе “Горячее сердце” | Ежеквартально | Учителя истории |
2. | Всероссийский урок мужества, приуроченный 100 – летию Первой мировой войны | Сентябрь 2014г |
Классные руководители 8 – 11 классов |
3. | Уроки истории на популяризацию среди молодёжи знаний о Сталинградской битве | Февраль 2015 | Уч.истории Хайбулаева А.М. |
4. | Уроки мужества “России славные сыны” | В течение учебного года | Кл.руководители 1-11 классов |
5. | Республиканский урок к 70 - летию победы в ВОВ | Март 2015 | Учитель истории Хайбулаева А.М., библиотекарь Салахбекова А.М. |
6. | Общешкольные уроки истории “Блокада Ленинграда” | Январь – февраль 2014 - 2015 | Уч.истории Хайбулаева А.М., библиотекарь Салахбекова А.М. |
7. | Районное мероприятие “Брейн – ринг” к 70 – летию Победы в ВОВ | Февраль 2015 | Зам директора по ВР Сулейманова А.А. |
8. | Районное мероприятие “Брейн – ринг” “Блокада Ленинграда” | Февраль 2014 | Зам директора по ВР Сулейманова А.А., уч.истории Хайбулаева А.М. |
9. | Экскурсии для учащихся: в музеи Боевой Славы г. Буйнакска | Ноябрь 2013 - 2014 |
Вожатая Рабаданова Г.А., уч.истории Хайулаева А.М. |
10. | Районный конкурс “Растим патриотов России” | Апрель 2013 - 2014 | Зам директора по ВР Сулейманова А.А. |
11. | Круглый стол ко Дню единства народов Дагестана | Сентябрь 2013- 2015 |
Кл.руководители 6 – 11 классов, библиотекарь Салахбекова А.М. |
12. | Встреча с выпускниками, отслужившими в рядах ВС РФ “Мой армейский альбом” | Февраль 2015 |
Вожатая Рабаданова А.А. |
13. | Конкурс юных фотолюбителей к 70 –летию Победы в ВОВ | Январь 2015 | Зам директора по ВР Сулейманова А.А. |
14. | Конкурс педагогов и школьников “В зеркале истории” к 70 –летию Победы в ВОВ | Январь 2015 | Уч.истории Хайбулаева А.М. |
15. | Конкурс “Юный краевед” к 70 – летию Победы в ВОВ | Февраль, 2015 | Уч.истории Хайбулаева А.М. |
16. | Круглый стол членов детской общественной организации “Наследники” “Этих дней не смолкнет слава” | Апрель 2013 - 2015 |
Вожатая Рабаданова Г.А. |
17. | Мероприятия “Галерея памяти” | Февраль 2013 - 2015 |
Зам директора по УР Магомедов Б.Н., уч.истории Хайбулаева А.М. |
18. | Мероприятия (круглые столы, диспуты) в связи с памятными датами военной истории отечества | Февраль 2015 | Зам директора по ВР Сулейманова А.А.,
вожатая Рабаданова Г.А., библиотекарь Салахбекова А.М. |
19. | Тимуровское движение. Шефская помощь вдовам ветеранов. | Весь период | Вожатая Рабаданова Г.А., кл.руководители 1-11 классов |
3. Культурно-массовые мероприятия | |||
1. | Районный конкурс неделя добра | Апрель 2013 - 2015 |
Вожатая Рабаданова Г.А. |
2. | Конкурс военно-патриотической песни к 70-летию Победы в ВОВ | Май 2015 |
Вожатая Рабаданова Г.А. |
3. | Музыкальный вечер-встреча с ветеранами педагогического труда, ветеранами ВОВ и тружениками тыла. | Октябрь 2014, 2015 |
Профком Хаджимурадов Х.М. |
4. | Конкурс сочинений, рефератов, альбомов. | Январь – май 2014, 2015 | Уч.русского языка |
5. | Конкурс исследовательских, творческих работ “Война в истории моей семьи”, “Дети войны” | Февраль 2014, 2015 |
Уч.русского языка |
6. | Школьный конкурс “А ну-ка, парни!” | Февраль 2013 - 2015 |
Кл.руководители, вожатая Рабаданова Г.А. |
7. | Акция “70 саженцев к 70 – летию победы” | Март – май 2015 | Руководитель экологического кружка Сулейманова А.А. |
8. | Всероссийская акция “Сирень победы” | Март-Май 2014-2015 |
Сулейманов М.Г. |
9. | Военно- патриотическая акция “Георгиевская ленточка” | Май 2014, 2015 |
Вожатая Рабаданова Г.А. |
10. | Концерт, посвященный Дню Победы | Май 2014, 2015 |
Зам.директора по ВР Сулейманова А.А.,
вожатая Рабаданова Г.А. |
11. | 70 пятерок – это моя Победа! | Апрель, 2015 | Кл.руководители 1-11 классов |
12. | Общешкольная игра “По праву памяти” | Ноябрь-февраль 2013-2014 |
Психолог Азизова М.М. |
4. Военно-спортивные мероприятия | |||
1. | Военно-спортивная игра “Зарница” | Апрель, 2015 |
Уч.физкультуры Абдулаев М.М. |
2. | Спортивные состязания “Весёлые старты” | Октябрь, апрель 2013 - 2015 |
Уч.физкультуры |
3. | Конкурс “А ну-ка, парни!” | Февраль 2014, 2015 |
Вожатая Рабаданова Г.А. |
4. | Спартакиада школьников по военно-прикладным и техническим видам спорта | Март 2014, 2015 |
Уч.физкультуры |
5. | Весенняя легкоатлетическая эстафета “Эстафета памяти” | Апрель 2014, 2015 |
Уч.физкультуры |
6. | Школьный смотр строя и песни | Апрель 2014, 2015 |
Уч.ОБЖ Абдулаев М.М. |