Строение и работа сердца

Разделы: Биология


Цель разработки: активизировать учебно-познавательную деятельность ученика, развитие коммуникативных навыков.

Задачи разработки:

  • развитие личности обучающегося, подготовка его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях современного информационного общества, развитие мышления.
  • интенсификация образовательного процесса во всех уровнях системы непрерывного образования;
  • активизация познавательной деятельности с использованием ИКТ;
  • углубление метапредметных компетенций через развитие навыков групповой и парной работы.

Возрастная категория: учащиеся 8-го класса.

Номинация: Естественнонаучные дисциплины.

Краткая характеристика содержания (обобщение)

Предлагаемая методическая разработка, содержащая 1 урок по теме «Строение и работа сердца» построена на основе системно-деятельностного подхода с применением групповой и парной формы работы.

В начале урока производится проверка домашнего задания по теме круги кровообращения в формате ОГЭ с использованием презентации и самопроверки.

Затем учащиеся переходят к изучению новой темы, самостоятельно формулируя цели урока. Новый материал изучается учащимися самостоятельно в групповой и парной работе, задача учителя состоит в том, чтобы направить учащихся на эту работу. На каждом этапе работы проводится закрепление знаний.

В данной разработке прописана деятельность учителя и учащихся, содержание этапов урока, задания для групповой и парной работы. Отличительной особенностью урока является способ получения учащимися новых знаний на уроке - «он сам их добывает, а не получает в готовом виде».

Результативность использования данной учебно-методической разработки

Данная разработка позволяет:

  • Обеспечить подготовку учащихся к ОГЭ на уроке;
  • Формировать мышление, логику, внимание, волю, воображение;
  • Повысить мотивацию обучающихся на учение;
  • Удовлетворить потребность подростков в общении, так как, урок позволяет организовать парную и групповую работу;
  • Выработать навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний.

Перспективы использования учебно-методической разработки: Данная разработка может быть использована учителями биологии при проведении урока по теме «Строение и работа сердца», этап проверки д/з может быть использован при подготовке к ОГЭ.

Новизна: На уроке используются различные виды деятельности групповая, фронтальная работа, работа в парах, применяются элементы информационной технологии. Это способствует развитию навыков мыслительной деятельности, формированию самостоятельности, развитию памяти так как в работу включаются различные виды памяти, формируется самооценка личности.

Цели урока: изучить строение и работу сердца.

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать знания о строении сердца, сердечном цикле, автоматизме сердца, регуляции работы сердца, о его значении.

Развивающие:

  • развивать общеучебные умения (понимать и запоминать услышанное, делать краткие записи, заполнять таблицу.);
  • развивать интеллектуальные умения (научить логически, мыслить (поиск ответов на вопросы творческого характера), составлять суждения, сравнивать, находить взаимосвязи (между строением и работой сердца);
  • развивать коммуникативные умения (Работать в группе, парах, умение понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них, слушать и сосредотачивать внимание).

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, групповой и парной работы, просмотра видеофрагмента, выполнения заданий.
  • воспитывать критическую и объективную самооценку знаний.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы учащихся: групповая работа, парная работа, индивидуальная работа.

Оборудование: мультимедийный проектор или интерактивная доска, ноутбук, экран, презентация «Строение и работа сердца» (Приложение 2), маршрутный лист (Приложение 1), информационный лист (Приложение 1), схема строения сердца (Приложение 4), видеофрагмент «Автоматизм сердца» (Приложение 3), учебник Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек: Учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений – М.: Дрофа, 2010. – 332 с.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания по теме «Круги кровообращения»

Тестирование по заданиям открытого банка ОГЭ (слайды 1-7)

  1. В организме человека превращение артериальной крови в венозную происходит в:
    1. желудочке сердца;
    2. капиллярах большого круга кровообращения;
    3. венах малого круга кровообращения;
    4. артериях большого круга кровообращения.
  2. В организме человека превращение венозной крови в артериальную происходит в:
    1. желудочке сердца;
    2. венах малого круга кровообращения;
    3. капиллярах малого круга кровообращения;
    4. артериях большого круга кровообращения.
  3. Какая кровь течет по артериям малого круга кровообращения:
    1. венозная;
    2. артериальная;
    3. смешанная;
    4. насыщенная кислородом.
  4. Какая кровь течет по венам малого круга кровообращения:
    1. смешанная;
    2. насыщенная углекислым газом;
    3. артериальная;
    4. венозная.
  5. На рисунке изображена схема строения сердца человека. Какой буквой на ней обозначено правое предсердие?
    1. А
    2. В
    3. Г
    4. Б
  6. На рисунке изображена схема строения сердца человека. Какой буквой на ней обозначен левый желудочек?
    1. А
    2. В
    3. Г
    4. Б
  7. Установите соответствие между признаком и типом кровеносного сосуда, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столба подберите позицию из второго столбца запишите в строчку выбранные цифры.
    ПРИЗНАК
    А) кровь движется от органа к сердцу
    Б) кровь движется от сердца к органу
    В) стенки образованны одним слоем плоских клеток
    Г) через стенку сосуда происходит обмен веществ
    Д) внутри сосуда находятся кармановидные клапаны
    ТИП КРОВЕННОСНОГО СОСУДА
    1. Артерия
    2. Вена
    3. Капилляр
  8. Установите соответствие между признаком и типом круга кровообращения, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столба подберите позицию из второго столбца запишите в строчку выбранные цифры.
    ПРИЗНАК
    А) начинается в левом желудочке
    Б) начинается в правом желудочке
    В) кровь проходит по сосудам тела
    Г) кровь проходит по сосудам легких
    Д) кровь насыщается кислородом
    Е) кровь насыщается углекислым газом
    ТИП КРУГА КРОВООБРАЩЕНИЯ
    1. Большой круг
    2. Малый круг

ОТВЕТЫ (слайд 8)

1 вариант 2 вариант
1. 2 (1 балл)
3. 1 (1 балл)
5. 3 (1 балл)
7. 21332 (2 балла, если все правильно, 1 балл, если одна ошибка)
2. 3 (1 балл)
4. 3 (1 балл)
6. 4 (1 балл)
8. 121221 (2 балла, если все правильно, 1 балл, если одна ошибка)

По окончании теста проводится взаимопроверка по ключу (слайд 9):

  • «5» – 5 баллов;
  • «4» – 4 балла;
  • «3» – 3 балла;
  • «2» – 1-2 балла.

Учитель: Откройте дневники и поставьте полученные оценки за домашнюю работу.

III. Объяснение нового материала.

1. Целеполагание.

Учитель: Ребята я хочу предложить вашему вниманию несколько интересных фактов, ваша задача состоит в том, чтобы определить о каком органе идет речь (слайд 10).

  1. Каждый день этот орган вырабатывает достаточно энергии, чтобы проехать на машине 32 км. За всю жизнь это эквивалентно тому, чтобы съездить на Луну и обратно!
  2. Этот орган вырабатывает свои собственные электрические импульсы, поэтому он может биться даже тогда, когда он отделен от тела, до тех пор, пока будет получать достаточное количество кислорода!
  3. Этот орган начинает биться через 4 недели после зачатия и не останавливается до самой смерти!

Учитель: Так о каком органе идет речь?

Ответы учащихся.

Учитель: Речь, конечно же, идет о сердце!

Давайте вспомним, что мы знаем об этом органе из курса изучения зоологии:

  1. К какому классу животных относится человек? (млекопитающих)
  2. Сколько камер в сердце у млекопитающих? (четыре)
  3. Какую функцию выполняет сердце? (сердце это насос)

Можем ли мы объяснить представленные факты на основании тех знаний, которыми мы обладаем, что нам для этого надо узнать, какие цели перед собой поставить?

Учащиеся выводят цели урока (слайд 11):

  1. Изучить строение сердца;
  2. Изучить работу сердца.

2. Объяснение нового материала.

 Учитель: Записываем тему урока в тетради «Строение и работа сердца» (слайд 12).

Учащиеся: Записывают тему в тетрадях.

Учитель: Начать урок я хочу стихотворением литовского поэта Эдуардаса Межелайтиса «Сердце» (слайд 13).

«Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой
Бьется шар,
На шар земной похожий.
Так или иначе – все земное
Умещается в его пределах.
Потому, что нет ему покоя
До всего ему есть дело!»

Люди говорят горячее сердце и холодное, бескорыстное и жадное, доброе и жестокое, гордое и злое. Какое же оно наше сердце? На этот вопрос, может дать ответ только сам человек или люди, которые его окружают.

Но одно несомненно – сердце, один из самых удивительных органов человеческого тела.

Обратите внимание ещё на несколько интересных фактов (слайд 14):

  • Сердце среднего взрослого человека ударяет примерно 72 раза в минуту, 100000 раз в день, 3600000 раз в год и 2,5 млрд. в течение жизни;
  • За жизнь средней продолжительности перекачивает около 5,7 млн. литров крови;
  • Кухонный кран должен быть включен во весь напор на протяжении 45 лет, чтобы вылить количество воды, равное количеству крови, перекачанной сердцем за человеческую жизнь средней продолжительности.

Как же устроен орган, который способен совершать такую титаническую работу? Поиском ответа на этот вопрос мы сейчас и займемся. Предлагаю вам на этом этапе урока поработать в группе. На столах у вас находятся учебники, информационные листы, схема строения сердца и маршрутный лист, в котором указан путь, пройдя по которому до конца вы достигнете целей урока.

Работа в группах:

Задание №1 (слайд 15): Участники групп под номером 1 и 2 откройте учебники на странице 110 и внимательно прочитайте раздел «Положение сердца в грудной клетке», участники под номером 3 и 4 текст информационного листка «Строение сердца», затем совместно обсудите предлагаемые вопросы и выполните задание, на работу вам дается 5 минут.

Дайте ответы на следующие вопросы

  1. Определите положение сердца в грудной клетке и его примерные размеры;
  2. Почему биение сердца ощущается слева?
  3. Чем покрыто сердце?
  4. Какую функцию выполняет околосердечная сумка и серозная жидкость?
  5. Почему стенка левого желудочка больше правого?
  6. Какую функцию выполняют клапаны сердца?
  7. Подпишите на схеме строения сердца его слои, камеры и клапаны используя рисунок 53 учебника и схему информационного листа (слайд 16).

По окончании групповой работы осуществляется проверка: каждая группа отвечает на 1-2 вопроса..

Учитель: Вы прекрасно справились с изучением строения сердца, а теперь продолжим нашу работу.

Внимание на экран (слайд 17, демонстрация видео автоматизм сердца Приложение 3). После просмотра видео учитель задает учащимся вопрос:

– О каком свойстве сердца шла речь в видеофрагменте? (об автоматизме)

– Вы можете объяснить, как осуществляется автоматизм сердца на основании тех знаний которыми обладаете? (скорее всего, учащиеся ответят, что не могут)

Учитель: Чтобы найти ответ на этот вопрос мы продолжим нашу групповую работу. Найдите в маршрутном листе задание №2 и выполните его, на работу вам дается 5 минут.

Работа в группах:

Задание №2: В информационном листе прочитайте текст « Автоматия сердца», затем участники групп под номером 1 и 2 ответьте устно на вопросы, а участники 3 и 4 на схеме строения сердца отметьте его проводящую систему, затем обменяйтесь полученными знаниями (слайд 18).

Ответьте на вопросы:

  1. Что такое автоматизм сердца?
  2. В какой части сердца находятся клетки, обеспечивающие автоматию сердца?
  3. Из каких частей состоит проводящая система сердца?

По окончании групповой работы осуществляется проверка: участники групп отвечают по очереди на вопросы.

Физкультминутка

Учитель: Мы с вами уже засиделись, наши мышцы затекли, пришло время их размять. Попрошу всех встать, займите удобное положение, поставьте ноги на ширину плеч, руки на пояс. А теперь поднимите руки вверх, опустите руки, наклонитесь вперед и вниз, касаясь кончиками пальцев своих ног, выпрямитесь. Повторите это упражнение 2 раза. А теперь сделайте 10 приседаний. Молодцы! Прошу всех занять свои места.

Что сейчас вы ощущаете в мышцах ног? (учащиеся, скорее всего ответят – усталость)

Учитель: Выполнив 10 приседаний, вы ощутили усталость в мышцах ног. А ведь сердце это мышечный орган. Это значит, что оно тоже устает. Почему тогда мы не замечаем эту усталость? Вам интересно узнать ответы на эти вопросы, тогда давайте продолжим нашу работу. Только на этот раз мы поработаем в парах. Найдите в маршрутном листе задание №3 и выполните его. На работу вам дается 5 минут.

Работа в парах:

Задание №3: Откройте учебники на странице 112 и внимательно прочитайте раздел «Сердечный цикл», затем заполните таблицу, работая в парах (слайд 20).

Таблица. Сердечный цикл

Фазы сердечного цикла Продолжительность фаз (с) Состояние клапанов Движение крови
Сокращение предсердий (систола) 0,1 створчатые открыты,
полулунные закрыты
предсердие – желудочек
Сокращение желудочков (систола) 0,3 створчатые закрыты,
полулунные открыты
желудочек – предсердие
Пауза. Расслабление предсердий и желудочков (диастола) 0,4 створчатые открыты,
полулунные закрыты
вены – предсердие, желудочек

По окончании парной работы осуществляется устная проверка по вопросам.

Учитель

  1. Сколько фаз выделяют в сердечном цикле?
  2. Назовите фазы сердечного цикла?
  3. Сколько времени занимает один сердечный цикл?

По окончании устной проверки, на доске открывается заполненная таблица, и ученики самостоятельно проверяют ее правильность, и производится оценивание.

Учитель: Те из вас кто безошибочно заполнил таблицу, поставьте себе в дневник оценку «5», те, кто допустил ошибки, не расстраивайтесь. Вам надо дома ещё раз внимательно поработать с текстом учебника.

Учитель: Итак, подведем итоги. Ребята вспомните, какие цели мы ставили вначале урока? Как вы считаете, мы достигли наших целей?

IV. Рефлексия

(слайд 21)

V. Домашнее задание

(слайд 22)

Изучить материал о строении и работе сердца в учебнике п. № 22, решить задачу.

Задача. Известно, что сердце человека сокращается в среднем 70 раз в 1 мин., при каждом сокращении выбрасывая около 150 см3 крови. Какой объем крови перекачивает ваше сердце за 6 уроков в школе?