Технологическая карта урока математики на тему "Сравнение дробей". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


УМК «Перспектива»

Класс: 4.

Тип урока: ОНЗ.

Цели урока: Выявить алгоритм сравнения дробей с одинаковыми знаменателями или одинаковыми числителями, создать условия для формирования умения сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями или одинаковыми числителями, используя алгоритм.

Планируемый результат (для выпускника): Читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа; устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу.

Планируемый результат урока: Сравнивают дроби с одинаковыми числителями или одинаковыми знаменателями, используя алгоритм.

Предметно-развивающая среда: Учебник (автор Л.Г. Петерсон), презентация, карточки с дробями.

Основные термины, понятия: Сравнение дробей, дробь, числитель, знаменатель.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование предметных и УД (в виде планируемых результатов)
Организационный момент

Приветствует уч-ся, проверяет готовность к уроку

– Без счёта не будет
На улице света,
Без счёта не сможет
Подняться ракета,
Без счёта письмо
Не найдёт адресата
И в прятки сыграть
не сумеют ребята.

– О чем нам говорит это стихотворение? Важна математика для нас? Где еще нам нужны знания из области математики?

Приветствуют учителя, показывают свою готовность к уроку.

 

 

– О важности такого предмета, как математика

Называют, где нужна математика в жизни, ориентируясь на жизненный опыт

Р. Организует свое рабочее место под руководством учителя

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Дает задание открыть тетради, записать дату, классная работа

1. Организует игру «Цепочка», дает задание вычислить и записать в тетрадь только ответы через запятую

– Найдите сумму 498 и 12, результат разделите на 3, полученное частное умножьте на 2, из полученного произведения вычтите 290. Найдите половину полученного результата

Организует проверку (слайд 1)

– Назовите 6 чисел, начиная с 25, так, чтобы каждое следующее было больше предыдущего в 2 раза

– Назовите наибольшее число этого ряда

– Назовите два натуральных числа, которые меньше 800, которые больше 800.

Дает задание: сравнить числа (слайд 2)

  • 750312  99999
  • 48560096  48057096
  • 1% 

– Как сравнить два натуральных числа с разным количеством знаков в записи, с одинаковым количеством знаков?

– А как сравнить две дроби?

Открывают тетради, записывают дату, классная работа

Вычисляют устно, в тетрадь записывают ответы через запятую: 510, 170, 340, 50, 25

Проверяют

– 25, 50, 100, 200, 400, 800

– 800

Называют 2 натуральных числа больше 800 и меньше 800

Сравнивают числа

  • 750312 > 99999
  • 48560096 > 48057096
  • 1% <

– Где больше знаков, то и число и больше

– Смотреть на цифры разрядов, начиная с большего – где цифра больше, то и число больше

Затрудняются с ответом, высказывают свое мнение, предполагают

 

 

Пр. Выполняет устные вычисления с записью ответов в тетради

Пр. Устанавливает закономерность и составляет последовательность по заданному или правилу

 

 

П. Проводит сравнение

 

 

 

 

П. Строит рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

Постановка учебной задачи

– Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

– Какую цель мы поставим?

– Сравнение дробей

– Научиться сравнивать дроби

 

Р. Ставит учебные задачи

Решение учебной задачи

Учитель демонстрирует на карточке две дроби: и

– Прочитайте дроби

 

– Что вы заметили в этих дробях?

– Что показывает знаменатель у дроби?

– Что показывает числитель?

– Начертите числовой луч. На сколько частей удобно разделить единицу, чтобы отметить эти дроби?

– Изобразите эти дроби на числовом луче

– Какая дробь меньше?

– Почему?

 

– Какая дробь больше?

– Почему?

– Какой вывод мы можем сделать, если сравниваем дроби с одинаковыми знаменателями?

Учитель демонстрирует на карточке две дроби: и

– Прочитайте дроби

– Что вы заметили в этих дробях?

– Начертите числовой луч. На сколько частей удобно разделить единицу, чтобы отметить эти дроби?

– Изобразите эти дроби на числовом луче

– Какая дробь меньше?

– Почему?

 

– Какая дробь больше?

– Почему?

 

– Какой вывод мы можем сделать, если сравниваем дроби с одинаковыми числителями?

Дает задание открыть учебник на стр. 82 и прочитать правила

– Верные выводы мы сделали?

 

Читают дроби:

– Две пятых и четыре пятых

– У них одинаковые знаменатели

– На сколько равных частей делили

– Сколько частей взяли

Чертят числовой луч

– На 5 равных частей

Изображают дроби на числовом луче

– Отрезок меньше, чем отрезок

– Отрезок больше, чем отрезок

– Больше будет та дробь, у которой больше числитель

Читают дроби:

– Три пятых и три десятых

– У них одинаковые числители

– На 10 равных частей

Изображают дроби на числовом луче

– Отрезок меньше, чем отрезок

– Отрезок больше , чем отрезок

– Больше будет та дробь, у которой меньше знаменатель

Читают правила в учебнике

– Да

 

Пр. Читает дробь

 

П. Анализирует

 

 

 

 

Пр. Изображает дробь на числовом луче

П. Строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

 

П. Обобщает

 

 

 

 

 

Пр. Изображает дробь на числовом луче

 

П. Строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

 

 

П. Обобщает

Физминутка

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.

Выполняют физминутку

 

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

– Сейчас мы закрепим полученные знания

Дает задание открыть учебник на стр. 82, задание 1

– Выполняем задание в учебнике с комментированием у доски

 

– Задание 2 выполняем самостоятельно в тетрадях

– После завершения задания обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте друг друга (слайд 2)

– Выполните аналогично задание 4 на стр. 83

– Сейчас выполним задание 5 на стр. 83. Что нужно здесь сделать?

– Какие дроби сравниваем?

 

– Приступаем к выполнению задания

Организует проверку: спрашивает уч-ся по одному примеру

– Оцените свою работу на уроке. Кто выполнил все задания верно, поставьте плюс, у кого одна ошибка, поставьте полплюса, у кого больше ошибок, поставьте восклицательный знак, нужно еще поработать

 

 

Выполняют задание: один уч-ся у доски, остальные работают в тетрадях

Выполняют задание 2

Проверяют правильность работы соседа

 

Выполняют задание, после завершения проверяют работу соседа

– Сравнить дроби

– С одинаковыми числителями, с одинаковыми знаменателями

Выполняют задание самостоятельно

Называют по одному ответу

Оценивают себя

 

 

Пр. Изображает дробь на числовом луче

Пр. Сравнивает дроби

Р. Осуществляет итоговый контроль по результату

 

 

 

 

 

 

Р. Оценивает правильность выполнения действия

Включение нового в систему знаний и повторений

– На что изначально смотрим, чтоб сравнить дроби? (слайд 3)

– Если числители равны, то что?

– А если равны знаменатели?

– Давайте прочитаем получившийся алгоритм (слайд 3)

– На числитель и знаменатель

– Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой знаменатель меньше

– Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше

Читают получившийся алгоритм

 

П. Обобщает

Рефлексия учебной деятельности

– Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?

– Какая была тема нашего урока?

– Какую цель мы ставили перед собой? Достигли ли мы ее?

– Какие сложности возникли?

Дает д/з – стр.82 №3, стр. 83 №7

 

 

– Сравнение дробей

– Научиться сравнивать дроби

Озвучивают сложности и трудности, возникшие при выполнении заданий

Записывают д/з

– Осуществлять итоговый контроль своей деят-ти (РУУД)

– Сохранять учебную задачу (РУУД)

Презентация, Приложение.