УМК «Перспектива»
Класс: 4.
Тип урока: ОНЗ.
Цели урока: Выявить алгоритм сравнения дробей с одинаковыми знаменателями или одинаковыми числителями, создать условия для формирования умения сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями или одинаковыми числителями, используя алгоритм.
Планируемый результат (для выпускника): Читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа; устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу.
Планируемый результат урока: Сравнивают дроби с одинаковыми числителями или одинаковыми знаменателями, используя алгоритм.
Предметно-развивающая среда: Учебник (автор Л.Г. Петерсон), презентация, карточки с дробями.
Основные термины, понятия: Сравнение дробей, дробь, числитель, знаменатель.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование предметных и УД (в виде планируемых результатов) |
Организационный момент | ||
Приветствует уч-ся, проверяет готовность к уроку
– О чем нам говорит это стихотворение? Важна математика для нас? Где еще нам нужны знания из области математики? |
Приветствуют учителя, показывают свою готовность к уроку.
– О важности такого предмета, как математика Называют, где нужна математика в жизни, ориентируясь на жизненный опыт |
Р. Организует свое рабочее место под руководством учителя |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | ||
Дает задание открыть тетради, записать дату, классная работа 1. Организует игру «Цепочка», дает задание вычислить и записать в тетрадь только ответы через запятую – Найдите сумму 498 и 12, результат разделите на 3, полученное частное умножьте на 2, из полученного произведения вычтите 290. Найдите половину полученного результата Организует проверку (слайд 1) – Назовите 6 чисел, начиная с 25, так, чтобы каждое следующее было больше предыдущего в 2 раза – Назовите наибольшее число этого ряда – Назовите два натуральных числа, которые меньше 800, которые больше 800. Дает задание: сравнить числа (слайд 2)
– Как сравнить два натуральных числа с разным количеством знаков в записи, с одинаковым количеством знаков? – А как сравнить две дроби? |
Открывают тетради, записывают дату, классная работа Вычисляют устно, в тетрадь записывают ответы через запятую: 510, 170, 340, 50, 25 Проверяют – 25, 50, 100, 200, 400, 800 – 800 Называют 2 натуральных числа больше 800 и меньше 800 Сравнивают числа
– Где больше знаков, то и число и больше – Смотреть на цифры разрядов, начиная с большего – где цифра больше, то и число больше Затрудняются с ответом, высказывают свое мнение, предполагают |
Пр. Выполняет устные вычисления с записью ответов в тетради Пр. Устанавливает закономерность и составляет последовательность по заданному или правилу
П. Проводит сравнение
П. Строит рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях |
Постановка учебной задачи | ||
– Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? – Какую цель мы поставим? |
– Сравнение дробей – Научиться сравнивать дроби |
Р. Ставит учебные задачи |
Решение учебной задачи | ||
Учитель демонстрирует на карточке две дроби: и – Прочитайте дроби
– Что вы заметили в этих дробях? – Что показывает знаменатель у дроби? – Что показывает числитель? – Начертите числовой луч. На сколько частей удобно разделить единицу, чтобы отметить эти дроби? – Изобразите эти дроби на числовом луче – Какая дробь меньше? – Почему?
– Какая дробь больше? – Почему? – Какой вывод мы можем сделать, если сравниваем дроби с одинаковыми знаменателями? Учитель демонстрирует на карточке две дроби: и – Прочитайте дроби – Что вы заметили в этих дробях? – Начертите числовой луч. На сколько частей удобно разделить единицу, чтобы отметить эти дроби? – Изобразите эти дроби на числовом луче – Какая дробь меньше? – Почему?
– Какая дробь больше? – Почему?
– Какой вывод мы можем сделать, если сравниваем дроби с одинаковыми числителями? Дает задание открыть учебник на стр. 82 и прочитать правила – Верные выводы мы сделали? |
Читают дроби: – Две пятых и четыре пятых – У них одинаковые знаменатели – На сколько равных частей делили – Сколько частей взяли Чертят числовой луч – На 5 равных частей Изображают дроби на числовом луче – – Отрезок меньше, чем отрезок – – Отрезок больше, чем отрезок – Больше будет та дробь, у которой больше числитель Читают дроби: – Три пятых и три десятых – У них одинаковые числители – На 10 равных частей Изображают дроби на числовом луче – – Отрезок меньше, чем отрезок – – Отрезок больше , чем отрезок – Больше будет та дробь, у которой меньше знаменатель Читают правила в учебнике – Да |
Пр. Читает дробь
П. Анализирует
Пр. Изображает дробь на числовом луче П. Строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
П. Обобщает
Пр. Изображает дробь на числовом луче
П. Строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
П. Обобщает |
Физминутка | ||
|
Выполняют физминутку |
|
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | ||
– Сейчас мы закрепим полученные знания Дает задание открыть учебник на стр. 82, задание 1 – Выполняем задание в учебнике с комментированием у доски
– Задание 2 выполняем самостоятельно в тетрадях – После завершения задания обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте друг друга (слайд 2) – Выполните аналогично задание 4 на стр. 83 – Сейчас выполним задание 5 на стр. 83. Что нужно здесь сделать? – Какие дроби сравниваем?
– Приступаем к выполнению задания Организует проверку: спрашивает уч-ся по одному примеру – Оцените свою работу на уроке. Кто выполнил все задания верно, поставьте плюс, у кого одна ошибка, поставьте полплюса, у кого больше ошибок, поставьте восклицательный знак, нужно еще поработать |
Выполняют задание: один уч-ся у доски, остальные работают в тетрадях Выполняют задание 2 Проверяют правильность работы соседа
Выполняют задание, после завершения проверяют работу соседа – Сравнить дроби – С одинаковыми числителями, с одинаковыми знаменателями Выполняют задание самостоятельно Называют по одному ответу Оценивают себя |
Пр. Изображает дробь на числовом луче Пр. Сравнивает дроби Р. Осуществляет итоговый контроль по результату
Р. Оценивает правильность выполнения действия |
Включение нового в систему знаний и повторений | ||
– На что изначально смотрим, чтоб сравнить дроби? (слайд 3) – Если числители равны, то что? – А если равны знаменатели? – Давайте прочитаем получившийся алгоритм (слайд 3) |
– На числитель и знаменатель – Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой знаменатель меньше – Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше Читают получившийся алгоритм |
П. Обобщает |
Рефлексия учебной деятельности | ||
– Какая была тема нашего урока? – Какую цель мы ставили перед собой? Достигли ли мы ее? – Какие сложности возникли? Дает д/з – стр.82 №3, стр. 83 №7 |
– Сравнение дробей – Научиться сравнивать дроби Озвучивают сложности и трудности, возникшие при выполнении заданий Записывают д/з |
– Осуществлять итоговый контроль своей деят-ти (РУУД) – Сохранять учебную задачу (РУУД) |