План урока проблемно ориентированного обучения (PBL)

Разделы: Начальная школа


Система Л.В. Занкова

Урок Проблемно-ориентированного Обучения (PBL)

Название проблемы: можно ли болото назвать природным сообществом;

Результат обучения: исследовать возможность существования на болоте сообщества птиц, животных и растений;

Цели:

  • сформировать представления о роли болот в жизни человека;
  • с помощью полученных знаний сделать вывод о природном сообществе «Болото».

Ход урока

Расписание программы PBL
1. Формирование команд.

Таймд пэа-шэа Ребята, посмотрите на своего партнера по лицу, поприветствуйте его, пожелайте удачи партнеру по плечу.

– Что такое природное сообщество? (парт. по плечу) – стол №2 – 4 участник – что сказал твой партнер?

– О каком сообществе говорится в загадке? (отвечает партнер по лицу – под №А)

Это место для лягушек.
Здесь нет улиц, нет избушек.
Лишь – куда ни поглядишь –
Кочки, ряска и камыш.

– Что называют болотами? (парт. по плечу – №Б

Как объяснил термин твой партнер?

 

– Это среда обитания для животных, птиц и растений.

 

 

– Болото

– Избыточно увлажненные участки суши со слоем торфа не менее 30 см.

2. Запуск проблемы.

Нам с вами предстоит доказать, что и на болоте существует сообщество птиц, животных и растений. Как человек использует болото? Надо ли охранять болота?

Как вы думаете?

Используя обучающую структуру ЭЙ АР ГАЙД, ученики делают прогнозы, основанные на своих первоначальных знаниях, и оценивают их достоверность после получения новой информации (изучив положительный раздражитель)

Вы должны исследовать кто обитает в болотах и что растет;

до утверждения после
  на болоте существует сообщество птиц, животных и растений.  
  человек использует болото  
  Надо охранять болота  
3. Анализ проблемы: Составление таблицы ФИЛА.

Просмотр презентации «Растения, птицы, животные болота».

– Можно ли болото назвать природным сообществом?

Факты Идеи
  • болото – природное сообщество
  • человек использует болото
  • охраняют болота 
  • В болотах для жизни хватает места и пищи всем. Все они помогают друг другу. Это как одна цепочка.
  • Болота – хранилище воды. Добыча торфа, сбор ягод.
  • На территории отдельных естественных болот создаются заповедники.
Обучающие вопросы План действий
  • почему болото можно назвать природным сообществом?
  • как человек использует болото?
  • как надо охранять болота?
  1. прочитать в учебнике
  2. поискать в интернете
  3. Прочитать энциклопедии
  4. спрашивать учителя. родителей
4. Переоценка проблемы.

РАБОТА В КОМАНДЕ. Каждый член команды получает задание.

  • №1 – поискать материал в детской библиотеке
  • №2 – поискать в интернете
  • №3 – читать энциклопедии
  • №4 – спрашивать у учителя, родителей

обновление таблицы ФИЛа

5. Просмотр научного фильма.

Структура РАУНД РОБИН, ученики по очереди отвечают на вопрос устно в своих командах.

Природное сообщество «Болото»

ученики по очереди отвечают на вопросы устно в своих командах.

6. Презентация решения.

Конэрс. Ученики выбирают один из двух или более ответов на вопрос. Они встречаются в одном углу с учениками, которые думают так же, как и они, и обсуждают причины своего выбора.

Какое значение имеют болота для человека?

  • Угол №1 – пресная вода
  • Угол №2 – торф
  • Угол №3 – растения
  • Угол №4 – животные

Дети выбирают углы, обмениваются мнениями

7. Рефлексия и оценивание.
8. Продолжение обучающей структуры.

ЭЙ АР ГАЙД (после)

– Так что же такое болото? Какого его значение?

Структура РАУНД ТЭЙБЛ (по очереди на одном листе выполняют письменную работу)

Болота – это хранилища воды

  • очищают воду
  • остатки растений превращаются в торф
  • это место жизни растений и животных