Цели:
- Повторить изученный материал по теме.
- Закрепить умение находить деепричастия в текстах и отличать их от других частей речи.
- Совершенствовать умение употреблять деепричастия в речи.
Ход урока
I. Организационный момент
1. Добрый день! А что это значит?
Это значит, что день был по-доброму начат,
Это значит, что день был по-доброму прожит…
Хотя наш день еще только начался, я вам желаю прожить его по-доброму. А как вы думаете, что значит для меня добрый день? Правильно, ваши хорошие оценки, дружные ответы на уроке, примерное поведение и ваше светлое настроение.
2. Проверить рабочее место.
Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу по теме «Деепричастие»
II. Проверка ДЗ
Откройте, пожалуйста, ваши тетради, я посмотрю, как вы выполнили ДЗ:
- Просмотреть тетради;
- Собрать буклеты по теме «Деепричастие» (2-3 ученика продемонстрируют)
III. Этап целеполагания и постановки задач
Итак, уже в течение нескольких уроков мы изучаем «Деепричастие». Что такое деепричастие? (Самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном, выраженным глаголом)
Что вы узнали об этой части речи? После изучения этой части речи нам предстоит написать с вами контрольную работу. Что мы должны сделать? (повторить и обобщить знания по этой теме). Какова же цель нашего сегодняшнего урока? Правильно, обобщить и систематизировать знания по теме «Деепричастие». Для чего нам необходимо это сделать? (чтобы заполнить пробелы в знаниях и быть успешными)
Итак, цель нашего урока – обобщить и систематизировать знания по теме «Деепричастие».
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
- Повторить определение, закрепить умение нахождения в тексте;
- Образование, морфемный состав
- Орфография
- Пунктуация и синтаксис
- Морфологический разбор
Я для вас приготовила карту памяти. Все намеченные нами задачи прописаны в ваших картах. По ходу их решения мы заполним карты и выясним, готовы ли мы к контрольной работе
Задача | Я это знаю | Я это повторил | Остались пробелы |
Повторить определение, закрепить умение нахождения в тексте | |||
Образование, морфемный состав | |||
Пунктуация и Синтаксис | |||
Орфография | |||
Морфологический признаки |
IV. Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие»
Знаки препинания при ДО и синтаксическая функция в предложении
1. «Ромашка». Из слов, записанных на ромашке, составьте предложение и запишите его для синтаксического разбора (работают в парах, отрывают лепесток, записывают предложение). Жёлтый клён глядится в озеро, просыпаясь на заре. Выполняют синтаксический разбор, морфологический разбор деепричастия. (Проверка: один ученик записывает на доске предложение)
2. Один ученик работает на компьютере по карточке: расставьте знаки препинания в предложении. Работу проверяет другой ученик, сам ставит оценку.
А) Ночью в полях под напевы метели
Дремлют, качаясь, берёзы и ели.
(И. Бунин)
Б) То разрастаясь, то слабея, гром за усадьбой грохотал.
В) Вьётся речка небольшая,
Средь полей и рощ петляя.
(Ю. Вронский)
3. Остальные записывают несколько предложений, расставляя знаки препинания и объясняя их, подчеркивая как член предложения ДО. Никогда не совершай поступка, не обдумав последствий. Иди по жизни, включив голову. Произноси слова, обдумывая заранее их значение. (Проверяем с помощью интерактивной доски: ученик расставляет запятые, остальные проверяют в тетради).
Когда ДО обособляется? Каким членом предложения он является? От чего зависит Д и ДО?
Образование деепричастий и морфемный состав
Один ученик у доски по схемам рассказывает об образовании деепричастий, объясняя на конкретных примерах.
Все остальные образуют деепричастия на местах, выделяя морфемы. Даны глаголы: улыбаться, записывать, думать, размышлять.
Итак, как образуется деепричастие, из каких морфем оно состоит? На что указывает отсутствие окончания и с какой частью речи роднит данную?
Молодцы! Не забывайте заполнять карту памяти
Выборочный диктант
Из пословиц выпишите слова с НЕ и разделите их на 2 группы, а по какому принципу вы сделаете, подумайте сами.
- Не зная броду, не суйся в воду.
- Не думая, сказку не сложишь.
- Не говори “гоп”, пока не перепрыгнешь.
- Ненавидя соседа, себе счастья не заработаешь.
Итак, каким образом вы разделили слова? Чем вы руководствовались? Что общего в написании данной орфограммы у деепричастий и глаголов?
Вывод: НЕ с деепричастиями пишется раздельно. Слитно, когда без НЕ не употребляется.
V. Самостоятельная работа по карточкам, игра “Вставь словечко”
В отрывке из “Сказки о попе и о работнике его Балде” А.С. Пушкина сбежали деепричастия. Верните беглецов на место, обозначьте вид деепричастий.
Пустились бесёнок и зайка:
Бесёнок по берегу морскому,
А зайка в лесок до дому.
Вот море кругом …,
…. язык, мордку …,
Прибежал бесёнок, …,
Весь мокрёхонек, лапкой …,
…: дело с Балдою сладит.
Глядь, а Балда братца гладит,
…: “Братец мой любимый,
Устал, бедняжка! Отдохни, родимый!”
(Слова для справок: высунув, обежавши, задыхаясь, поднявши, мысля, утираясь, приговаривая)
Прочитайте выразительно восстановленный текст.
Укажите вид деепричастий.
А теперь проверим, правильно ли вы справились с заданием. Просмотр фрагмента сказки.
Проверка: обменявшись тетрадями, проверяют друг у друга, ставят + или – и оценку
VI. Игра “Буриме”
Групповая работа
Придумайте четверостишье, используя для рифмы данные слова-деепричастия: собираясь – улыбаясь, шурша – не спеша (эти слова записаны на доске).
Примеры детского творчества:
- Я иду по парку, не спеша.
Лёгкий ветерок навстречу мне.
И, тихонько листьями шурша,
Деревце качается во сне.
- Собираясь, улыбаясь,
В школу мы идём опять.
Там мы знанья получаем
И хотим умнее стать.
- И каждый день, куда-то собираясь,
На праздник или просто будний день,
Иду по жизни, гордо улыбаясь,
И жить на белом свете мне не лень!
VII. Подведение итогов урока
Подводя итог урока, давайте вспомним, что мы сегодня повторили:
- морфологические признаки деепричастия;
- знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами;
- правописание НЕ с деепричастиями;
- употребление деепричастий в речи.
Комментирование и выставление отметок.
А в качестве отклика на урок составьте синквейн со словом урок.
Урок
Обобщающий, интересный
Учит, развивает, дополняет
Здесь узнаешь много нового
Знания
VIII. Домашнее задание
- стр. 91 отв. на вопр;
- упр. 193;
- по желанию: написать сказку по теме «Деепричастие».
Письменное задание по выбору учащегося.