Урок "Алгоритмы с повторениями"

Разделы: Математика, Информатика


Раздел программы: Алгоритмы и исполнители.

Цели урока: изучение понятие циклического алгоритма, расширение представления об исполнителях алгоритмов, изучение свойств многоугольников.

Задачи урока:

Развивающая:

  • развитие познавательного интереса у обучающихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать;
  • развитие логического мышления;
  • выполнение заданий, требующих исследовательского подхода к решению.

Обучающая:

  • изучение циклических алгоритмов;
  • изучение геометрии на интуитивном уровне.

Воспитательная:

  • воспитание интереса к учению и формирование познавательной активности.
  • формирование навыков самостоятельной деятельности.

Тип урока: интегрированный – урок формирования новых знаний.

Оборудование: интерактивная доска, компьютерный класс.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

№19 стр. 89 рабочей тетради (анимация построения в Презентации).

II. Актуализация знаний учащихся

Кроссворд.


  1. Конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к конечному результату.
  2. Кто может разрабатывать алгоритмы?
  3. Устройство, человек, животное, способное выполнять заданные команды.
  4. СКИ расшифровывается как … команд исполнителя

Давайте повторим геометрические фигуры, которые используют для обозначения шагов алгоритма

  1. Начало или конец …
  2. Ввод или вывод…
  3. Принятие решения…
  4. Выполнение действия…
  5. Алгоритм, в котором команды выполняются последовательно друг за другом
  6. Алгоритм, в котором в зависимости от выполнения некоторого условия совершается одна или другая последовательность шагов
  7. На каком уроке вы изучали геометрические фигуры?
  8. У какой фигуры все стороны равны, как у ромба, и все углы прямые, как у прямоугольника?

Какую программу для построения квадрата можно создать в среде Scratch?

(Собирается на интерактивной доске)

Какой это тип алгоритмов? Как можно упростить данную программу?

Какое слово проявилось в закрашенном столбце?

Формулируется Тема урока: АЛГОРИТМЫ С ПОВТОРЕНИЯМИ

III. Работа с учебником

§3.4. Типы алгоритмов (Алгоритмы с повторениями).

  1. Разобрать определение:
    • Форма организации действий, при которой выполнение одной и той же последовательности команд повторяется, пока выполняется некоторое заранее установленное условие, называется циклом (повторением)
    • Алгоритм, содержащий циклы, называется циклическим алгоритмом или алгоритмом с повторениями
  2. Разобрать и зарисовать в тетради блок-схему действий школьника, которому перед вечерней прогулкой следует выполнить домашнее задание по математике

IV. Циклический алгоритм в среде Scratch

Собрать циклический алгоритм построения квадрата

V. Геометрическое исследование

Все построения выполняются учителем на доске и учащимися в тетрадях в процессе объяснения

1) Чему равна градусная мера развернутого угла?

2) Если один угол равен 30°, то чему равен смежный ему угол?


3) Сумма углов треугольника 180°. Чему равен угол в равностороннем треугольнике?

4) На сколько градусов должен повернуться исполнитель при построении равностороннего треугольника? (Обратить внимание, что 120°*3=360°)

5) Может ли исполнитель построить правильный пятиугольник (в правильном многоугольнике все стороны и все углы равны)?

Проведем диагонали из одной вершины. Сумма углов пятиугольника 180°*3=540°, угол правильного пятиугольника 540°:5=108°

Значит повернуть нужно 5 раз по 72°. Заметим, что 72°*5=360°


6) Можно заметить, что суммарный угол поворота всегда равен 360°. Выпишите делители 360:

 

360 180 120 90 72 60 45 40 36 30 24 20
1 2 3 4 5 6 8 9 10 12 15 18

Значит, можно построить правильный 9-угольник, поворачивая каждый раз на 40°, и т. д.

7) В какую фигуру превратится многоугольник, если увеличивать количество сторон и уменьшать угол поворота?

VI. Компьютерный практикум

1) Выполни построение квадрата с помощью циклического алгоритма

2) Добавь блок для построения пятиугольника


Увеличивая число повторений (делители 360) и, устанавливая градусную меру угла поворота как результат деления числа 360 на количество сторон многоугольника, последовательно добавляй блоки для построения шести-, восьми- , 10- и 20-угольника.

3) Для нового Спрайта напишите программу построения звездочки, используя циклический алгоритм

VII. Подведение итогов урока

VIII. Задание на дом

  1. №19 (вариант 4) стр. 89 рабочей тетради,
  2. § 3.4
  3. Составь циклический алгоритм построения фигуры в среде Scratch

Литература:

  1. Информатика: Учебник для 6 класса / Л.Л. Босова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  2. Геометрия 7-9: учебник для общеобразовательных учреждений/Атанасян Л.С., Бутусов, В.Ф., Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2008.
  3. scratch.mit.edu
  4. urok.1sept.ru/articles/562791/