Урок по изобразительному искусству "Книжная графика. Экслибрис". Выполнение экслибриса в технике линогравюры

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: обучение стилизованному изображению на основе экслибриса и буквицы.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить с элементами книжной графики, строением книги,
  • изучить понятие «экслибрис» и «буквица»,
  • познакомить с творчеством И.Я. Билибина,
  • напомнить разнообразные графические техники на основе анализа экслибриса,
  • познакомить с историей возникновения книги;

развивающие:

  • внимание и мышление,
  • память,
  • творческое воображение,
  • графическую технику,
  • способность к цельному восприятию образов,
  • способность анализировать и выделять свои главные черты характера;

воспитательные:

  • умение смотреть на себя со стороны,
  • аккуратность и внимательность,
  • любовь к искусству и людям искусства.

Оборудование:

для учителя:

  • магнитофон и кассеты,
  • репродукции И.Я. Билибина,
  • заготовленные форматы для детей (два вида),
  • рисунки – образцы,
  • цели и задачи на доске,
  • определение экслибриса и его образцы,
  • наглядность «графические приемы»;

для учащихся:

  • фломастеры и гелевые ручки,
  • простые карандаши,
  • стерка.

Оформление на доске:

Книжная графика.

Буквица (этапы рисования):

  1. Форма,
  2. Образ – характер,
  3. Графическое решение.

Экслибрис – это книжный знак, художественно исполненный ярлычок, виньетка с именем владельца книги, и, часто, с символическим рисунком, наклеенным на внутренней стороне переплета, обложки.

Экслибрис (этапы рисования):

  1. Композиция, текст,
  2. Система образов,
  3. Выбор графических средств выразительности.

Части оформления книги:

  1. Обложка,
  2. Переплет, оклад,
  3. Форзац,
  4. Фронтиспис,
  5. Красная строка.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Беседа.

Книга не всегда имела тот вид, к которому мы привыкли теперь. Первоначально тексты писались на длинных, порой до нескольких метров, полосах папируса и скручивались в свитки (известны свитки длинной больше 40 метров). Кроме этого тексты писали на глиняных табличках, которые потом обжигались. В Древнем Риме существовал другой вид книги – полиптих. Это были скрепленные между собой ремешком деревянные дощечки-таблицы, покрытые воском, на которых процарапывались буквы. Такую книгу можно было листать, но страниц в ней было немного.

С 11 века появился в применении новый материал – пергамент – особо выделанная кожа, а с 13 века узнали о бумаге. Появился новый тип книги – сшитые в тетрадь несколько листов. Позже возник и переплет. Старинные русские переплетами назывались окладами. Они украшались разнообразными драгоценными камнями и золотом, серебром. Примеры окладов хранятся в Оружейной палате.

С развитием книгопечатания изменился и переплет. Он перестает быть уникальным произведением ювелирного искусства, и в основном служит только практическим целям.

Книги выпускают не только в переплете, но и в обложках. Иногда на переплет надевают суперобложку – элемент художественного оформления.

Обратная сторона переплетной крышки заклеивается сложенным пополам листом бумаги – это форзац.

Книга начинается титульным листом. Ему иногда предшествует фронтиспис – автор книги или рисунок, выражающий идею книги.

Первая страница начинается со спуска, отступа. Этим по традиции оставляется место для художника, где он рисует заставку, украшение или иллюстрацию, начинающую книгу. Особое внимание уделялось и первой букве – буквице. Ее рисовали особенно нарядной, узорной, яркой. Чаще всего буквица была красной, отсюда и название первой строки – «красная строка».

Рисование буквицы как элемента оформления дошла и до наших дней. Она то появляется в изобразительном орнаменте окружения, то соседствует с изображением или вписывается в него, то сама становится фантастическим предметом.

Мастером книжного украшения был русский художник-иллюстратор И.Я. Билибин. Рассмотрите его буквицы и рисунки обложки. Основные принципы их изображения есть и в рисунках на доске.

III. Задание №1 – Буквица.

Разъяснение задания: изобразить первую букву своего полного имени, используя значение имени, свои интересы, способности и главное – свою фантазию.

Этапы выполнения:

  1. Представить форму буквы;
  2. Показать индивидуальный образ буквы через отображение своего характера;
  3. Графически завершить рисунок, опираясь на подсказку доски (наглядность – средства выразительности).

Практическая работа: создание азбуки класса; символы имени (приложены); имя накладывает отпечаток на характер человека.

IV. Задание №2 – Экслибрис.

Разъяснение задания: Раньше владельцы библиотек помечали книги по-своему – особым книжным знаком экслибрисом.

– Что могло быть изображено на экслибрисе?

– Чаще всего все это делалось печатными способами графики (гербовый, вензелевый, сюжетный экслибрисы). Ваша задача – поработать с примерами экслибрисов на партах, выделить графические приемы, которые вам ближе и составить свой книжный знак по задачам на доске. Помните, что это только ваш символ, своего рода герб, отражающий черты, наклонности своего владельца.

Практическая работа.

V. Анализ. Итог.

Презентация