Цели и задачи:
- На основе ненецкой сказки «Белый и бурый медведь» продолжать знакомить детей с ненецким народным фольклором.
- Формировать умение пересказывать сказку близко к тексту.
- Развивать творческие способности детей, интонационно выразительность речи, умение вести ролевой диалог посредством инсценирования отрывка сказки.
- Развивать познавательную активность, любознательность, слуховое восприятие.
- Развивать связную речь детей, умение отвечать на заданные вопросы распространенными предложениями, употребляя в речи глаголы, умение улавливать суть содержания сказки.
- Обогащать словарный запас детей (ловчее, увёртливее).
- Совершенствовать умение образовывать слова-определения от имени существительного.
- Воспитывать культуру общения детей, любовь и интерес к народному фольклору коренный жителей Ямала.
Материал: компьютер, аудиозапись, маски-шапочки: белого и бурого медведя.
Ход урока
– Здравствуйте ребята! Сегодня к нам в группу пришло много гостей. Я предлагаю повернуться к ним и дружно поздороваться. (Здороваются)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на наш детский сад пришла бандероль, и она даже подписана 5 группа. Значит, ее доставили по адресу. Интересно, что же там внутри? Как вы думаете? (Ответы детей)
Воспитатель: (открываем, а там флэш карта – карта памяти)
– Что же на ней может быть? Как вы думаете? (Ответы детей)
– А может та сказка?
– А вы любите сказки?
– Какие сказки вы знаете? (русские народные сказки)
– Кто сочинил эти сказки? (народ)
– Почему они называются русскими народными?
– Ребята, в нашей стране много живут людей разной национальностей и у каждого народа есть свои сказки. Вот если это украинцы, то народные сказки мы как назовем … (украинские народные сказки);
Белорусы – …(белорусские народные сказки),
Татары – …(татарские народные сказки),
Молдаване – …(молдавские народные сказки),
Грузины – …(грузинские народные сказки),
Казахи – …(казахские народные сказки) и т.д.
– Молодцы. Ребята, ну все же что на карте памяти, проверим? (включается аудиозапись со сказкой).
Белый медведь и бурый медведь
Однажды лесной бурый медведь пошёл на север, к морю. В это время морской белый медведь пошёл по льду на юг, к земле. У самого берега моря они встретились. У белого медведя шерсть встала дыбом.
Он сказал:
– Ты что это, бурый, по моей земле ходишь?
Бурый ответил:
– Когда она у тебя была, земля-то? Твоё место в море! Твоя земля – льдина!
Белый медведь встал на дыбы. Бурый медведь встал на дыбы. Они схватились, и началась борьба. Боролись до полудня – никто не одолел. Боролись до вечера. Оба устали, сели. Молчат. Первым заговорил бурый. Он сказал:
– Ты, белый, оказывается, сильнее. Но я – ловчее, увёртливее. Поэтому никто из нас верха не возьмёт. Да и что нам делить? Ведь мы с тобой братья.
Белый медведь сказал:
– Верно, мы братья. И делить нам нечего. Земли наши неоглядны.
Лесной медведь сказал:
– Да, мои леса огромны. Мне нечего делать в твоих льдах.
Морской медведь сказал:
– А мне нечего делать в твоих лесах. Да я туда никогда и не заходил! Давай жить каждый на своём месте и не мешать друг другу.
Лесной медведь пошёл назад, в лес. Морской медведь остался на берегу моря.
С тех пор хозяин леса живёт в лесу, хозяин моря живёт в море. И никто друг другу не мешает.
Воспитатель: Ребята, как называется сказка? Кто ее написал?
– А кто является коренными жителями Ямала? (Ханты, ненцы, селькупы).
– А какие ненецкие сказки вы знаете? («Кукушка», «Айога», «Хозяин ветров», «Хозяин и работник»)
– Назовите героев сказки?
– Что произошло в этой сказке?
– Как разрешился спор медведей?
– А какие новые слова вы услышали в сказке для себя? (Ловчее, увертливее) Как вы их понимаете?
– Как вы думаете, почему в сказке белого медведя называют морским?
– Я предлагаю вам еще раз послушать сказку. (Повторное рассказывание)
ФИЗМИНУТКА «МЕДВЕЖАТА».
Вышли медвежата из берлоги,
Потянулись на пороге,
Влево, вправо повернулись,
Раз – нагнулись, разогнулись.
И пошли себе гулять,
Мед на завтрак добывать.
Воспитатель: Молодцы, размялись медвежата. Ребята, я предлагаю вам пересказать сказку. Но перед рассказыванием проговорим с вами чистоговорку:
ме-ме-ме – мы скучали по зиме;
мё-мё-мё – мишка заготовил мед.
– Кто желает? Будем по очереди рассказывать: один – начинает, другой – продолжает. (Рассказы детей)
– А вы знаете, что сказку можно не только рассказать, но и показать?
– Вот у меня есть две маски: белого и бурого медведей. Если вы не возражаете, я возьму на себя роль ведущего сначала? Не переживайте, я буду вам помогать. (Пересказывание по ролям).