Срок реализации: 2 года.
I. Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа по познавательному развитию для детей 3-5 лет «Чудо – песочница», в гостях у пчёлки Майи (далее Программа) муниципального автономного образовательного учреждения «Детский сад № 30 «Жемчужина» комбинированного вида» предусматривает дополнительное образование детей младшего дошкольного возраста по познавательно-эстетическому развитию.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
- Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг».
- Приказ Минобразования России от 10.07.2003 № 2994 «Об утверждении примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования».
- Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».
- Письмо Миноборнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
- Приказ по МКУ «Управления образования» № 163 от 31.08.2012 «Об утверждении перечня услуг (работ), оказываемых учреждениям плату и размера платы физических и юридических лиц».
- Устав МАДОУ «Детский сад № 30 «Жемчужина».
Программа направлена на:
- Развитие познавательных способностей детей 3-5 лет
- Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие «тактильной» чувствительности.
- Совершенствование творческих навыков, умение экспериментировать.
- Учит усидчивости и аккуратности.
- Стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка.
II. Общая характеристика работы с песком.
Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
Цель программы: Развитие познавательных способностей и коммуникативных навыков. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Реализация программы: В форме игры, познавательной активности и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка (ФГОС).
Задачи: учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учётом развития сюжета; учить выстраивать композиции на песке по образцу; развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику; развитие связной речи; обогащение словарного запаса; вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми; воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.
Организация работы:
Режим оказания дополнительных образовательных услуг устанавливается в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049 – 13
Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом и расписанием занятий, утверждаемых руководителем МАДОУ.
Программа рассчитана на 2 года обучения (дети 3-5 лет).
Подгруппа может насчитывать 6-7 детей.
Форма организации занятий – групповая. Периодичность занятий – 1 раз в неделю (итого 32 занятия за учебный год), во второй половине дня.
Длительность занятий
- 15 минут – дети 3-4 лет;
- 20 минут – дети 4-5 лет.
Ожидаемые результаты:
После проведения совместной деятельности с использованием песочницы дети научаться последовательно и точно передавать увиденное, с учётом развития сюжета; умеют выстраивать композиции на песке по образцу; после проведённой совместной деятельности у всех детей заметно эмоционально положительное состояние, дети получают удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми; внимательно относятся к коллективу при организации групповой деятельности.
Способы определения результативности:
В начале учебного года – сентябрь и в конце учебного года – май проводится диагностика познавательной сферы, разработанная группой педагогов – психологов МКУ «Управления образования» ГО «Город Лесной» (см. приложение). Оценка познавательного развития определяется по трём уровням: сформирован, не сформирован, на стадии формирования.
Условия работы с детьми:
- Согласие и желание ребенка.
- Специальная подготовка педагога-психолога, его творческий подход к проведению занятий.
Формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования: наблюдение на занятиях, свободное общение с ребёнком, индивидуальные игровые упражнения, диагностические беседы.
III. Содержание дополнительной образовательной программы.
Оборудование «педагогической песочницы»
- Пластиковый прямоугольный поднос, дно и борта которых голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Высота бортов не менее 3-5 см.
- Кинетический песок – инновационный материал для детского творчества. Абсолютно безопасен для детей – аллергиков.
- Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями):
- лопатки, стеки;
- разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;
- миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);
- бросовый материал: камешки, ракушки, большие пуговицы.
- Формочки "Castle Molds".
Организация игр-занятий с песком
1. Ориентировочный этап (при проведении адаптационных игр-занятий в песке действия и объяснения психолога соотносятся с возрастом детей).
Игры-занятия проводятся с подгруппой детей нескольких малых песочницах.
Психолог знакомит детей со своей игрушкой-посредником в играх с песком — это может быть пчёлка Майя. Игрушка должна быть красивой и интересной для детей. Данную игрушку можно использовать только в песочнице или в некоторых исключительных случаях на занятиях в группе, так как через эту игрушку воспитатель объявляет все правила поведения, запреты и поощрения.
Психолог в ходе проведения игр обращает внимание детей на изменение тактильных ощущений, побуждая их высказываться, сравнивать.
Ведущий сначала показывает в песке все движения, затем дети их повторяют; старшие при желании предлагают также свои варианты игры, а младшие выполняют вместе со взрослым — «рука в руке».
2. Игра с пчёлкой Майей. Пчёлка Майя приглашает детей к себе в гости, в песочницу. Дети внимательно рассматривают саму песочницу (ее форму, цвет, материал, из которого она сделана), символическое обозначение неба, воды и земли. При работе со старшими дошкольниками можно сразу придумать ритуал приветствия (звук колокольчика, определенное движение и т.п.). Также дети с помощью Пчёлки Майи обозначают для себя некоторые правила поведения в песочнице.
Затем дети говорят о том, какие игры и занятия в песке могут приносить удовольствие и радость. Пчёлка хвалит каждого высказавшегося ребенка и предлагает поиграть с ней в разные игры. Занятия в песочнице заканчивается ритуалом прощания. Для детей с особенностями в развитии обязательны тактильные маркеры начала и окончания занятия.
Способы работы с песком:
- Лепка объёмных фигур.
- Вырезание формами (конструирование).
- Наполнение фигурных форм.
Организационный момент:
Введение в игровую среду. Для активизации внимания ребёнка в начале игры предлагается стихотворное вступление:
В ладошки наши посмотрите,
В них доброту, любовь найди.
Чтоб злодеев побеждать
Мало просто много знать.
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.
А ещё желательноДелать всё внимательно!
(А. Густышкин)
3. Правила поведения в песочнице
- Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
- Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
- После игры надо помочь Майе убрать все игрушки на свои места.
- После игры в песке надо помыть ручки.
4. Упражнение вводное «Здравствуй, Песок!»
Цель: снизить психофизическое напряжение.
Ведущий от имени пчелы просит по-разному поздороваться с песком, то есть различными способами дотронуться до песка.
Ребёнок:
- Дотрагивается до песка поочерёдно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно
- Легко/с напряжением сжимаем кулачки с песком, затем высыпаем в песочницу
- Дотрагиваемся до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной
- Перетираем песок между пальцами и ладонями
- В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка…»
Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения:
- «приятно – неприятно»
- «колючее – шершавое – гладкое»
Катаем гладкий и массажный мяч
4. Ритуал прощания
– Наше занятие окончено. Спасибо! Но прежде чем уходить, мы расскажем пчёлке Майе, чем мы занимались.
Дети припоминают ход занятия и рассказывают о проделанной работе.
– Пчёлка Майя любит вас, а вы её?
Дети обнимают пчёлку и говорят: «Как я тебя люблю».
– До свидания, я буду вас ждать.
Полностью Программа представлена в Приложении.