Авторская дополнительная образовательная программа для детей 3–5 лет "В гостях у пчелки Майи" (кинетический песок)

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Срок реализации: 2 года.

I. Пояснительная записка.

Дополнительная образовательная программа по познавательному развитию для детей 3-5 лет «Чудо – песочница», в гостях у пчёлки Майи (далее Программа) муниципального автономного образовательного учреждения «Детский сад № 30 «Жемчужина» комбинированного вида» предусматривает дополнительное образование детей младшего дошкольного возраста по познавательно-эстетическому развитию.

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
  • Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг».
  • Приказ Минобразования России от 10.07.2003 № 2994 «Об утверждении примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования».
  • Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».
  • Письмо Миноборнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
  • Приказ по МКУ «Управления образования» № 163 от 31.08.2012 «Об утверждении перечня услуг (работ), оказываемых учреждениям плату и размера платы физических и юридических лиц».
  • Устав МАДОУ «Детский сад № 30 «Жемчужина».

Программа направлена на:

  • Развитие познавательных способностей детей 3-5 лет
  • Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие «тактильной» чувствительности.
  • Совершенствование творческих навыков, умение экспериментировать.
  • Учит усидчивости и аккуратности.
  • Стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка.

II. Общая характеристика работы с песком.

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Цель программы: Развитие познавательных способностей и коммуникативных навыков. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Реализация программы: В форме игры, познавательной активности и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка (ФГОС).

Задачи: учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учётом развития сюжета; учить выстраивать композиции на песке по образцу; развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику; развитие связной речи; обогащение словарного запаса; вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми; воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.

Организация работы:

Режим оказания дополнительных образовательных услуг устанавливается в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049 – 13

Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом и расписанием занятий, утверждаемых руководителем МАДОУ.

Программа рассчитана на 2 года обучения (дети 3-5 лет).

Подгруппа может насчитывать 6-7 детей.

Форма организации занятий – групповая. Периодичность занятий – 1 раз в неделю (итого 32 занятия за учебный год), во второй половине дня.

Длительность занятий

  • 15 минут – дети 3-4 лет;
  • 20 минут – дети 4-5 лет.

Ожидаемые результаты:

После проведения совместной деятельности с использованием песочницы дети научаться последовательно и точно передавать увиденное, с учётом развития сюжета; умеют выстраивать композиции на песке по образцу; после проведённой совместной деятельности у всех детей заметно эмоционально положительное состояние, дети получают удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми; внимательно относятся к коллективу при организации групповой деятельности.

Способы определения результативности:

В начале учебного года – сентябрь и в конце учебного года – май проводится диагностика познавательной сферы, разработанная группой педагогов – психологов МКУ «Управления образования» ГО «Город Лесной» (см. приложение). Оценка познавательного развития определяется по трём уровням: сформирован, не сформирован, на стадии формирования.

Условия работы с детьми:

  1. Согласие и желание ребенка.
  2. Специальная подготовка педагога-психолога, его творческий подход к проведению занятий.

Формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования: наблюдение на занятиях, свободное общение с ребёнком, индивидуальные игровые упражнения, диагностические беседы.

III. Содержание дополнительной образовательной программы.

Оборудование «педагогической песочницы»

  1. Пластиковый прямоугольный поднос, дно и борта которых голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Высота бортов не менее 3-5 см.
  2. Кинетический песок – инновационный материал для детского творчества. Абсолютно безопасен для детей – аллергиков.
  3. Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями):
    • лопатки, стеки;
    • разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;
    • миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);
    • бросовый материал: камешки, ракушки, большие пуговицы.
    • Формочки "Castle Molds".

Организация игр-занятий с песком

1. Ориентировочный этап (при проведении адаптационных игр-занятий в песке действия и объяснения психолога соотносятся с возрастом детей).

Игры-занятия проводятся с подгруппой детей нескольких малых песочницах.

Психолог знакомит детей со своей игрушкой-посредником в играх с песком — это может быть пчёлка Майя. Игрушка должна быть красивой и интересной для детей. Данную игрушку можно использовать только в песочнице или в некоторых исключительных случаях на занятиях в группе, так как через эту игрушку воспитатель объявляет все правила поведения, запреты и поощрения.

Психолог в ходе проведения игр обращает внимание детей на изменение тактильных ощущений, побуждая их высказываться, сравнивать.

Ведущий сначала показывает в песке все движения, затем дети их повторяют; старшие при желании предлагают также свои варианты игры, а младшие выполняют вместе со взрослым — «рука в руке».

2. Игра с пчёлкой Майей. Пчёлка Майя приглашает детей к себе в гости, в песочницу. Дети внимательно рассматривают саму песочницу (ее форму, цвет, материал, из которого она сделана), символическое обозначение неба, воды и земли. При работе со старшими дошкольниками можно сразу придумать ритуал приветствия (звук колокольчика, определенное движение и т.п.). Также дети с помощью Пчёлки Майи обозначают для себя некоторые правила поведения в песочнице.

Затем дети говорят о том, какие игры и занятия в песке могут приносить удовольствие и радость. Пчёлка хвалит каждого высказавшегося ребенка и предлагает поиграть с ней в разные игры. Занятия в песочнице заканчивается ритуалом прощания. Для детей с особенностями в развитии обязательны тактильные маркеры начала и окончания занятия.

Способы работы с песком:

  1. Лепка объёмных фигур.
  2. Вырезание формами (конструирование).
  3. Наполнение фигурных форм.

Организационный момент:

Введение в игровую среду. Для активизации внимания ребёнка в начале игры предлагается стихотворное вступление:

В ладошки наши посмотрите,
В них доброту, любовь найди.
Чтоб злодеев побеждать
Мало просто много знать.
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.
А ещё желательноДелать всё внимательно!
(А. Густышкин)

3. Правила поведения в песочнице

  • Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
  • Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
  • После игры надо помочь Майе убрать все игрушки на свои места.
  • После игры в песке надо помыть ручки.

4. Упражнение вводное «Здравствуй, Песок!»

Цель: снизить психофизическое напряжение.

Ведущий от имени пчелы просит по-разному поздороваться с песком, то есть различными способами дотронуться до песка.

Ребёнок:

  • Дотрагивается до песка поочерёдно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно
  • Легко/с напряжением сжимаем кулачки с песком, затем высыпаем в песочницу
  • Дотрагиваемся до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной
  • Перетираем песок между пальцами и ладонями
  • В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка…»

Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения:

  • «приятно – неприятно»
  • «колючее – шершавое – гладкое»

Катаем гладкий и массажный мяч

4. Ритуал прощания

– Наше занятие окончено. Спасибо! Но прежде чем уходить, мы расскажем пчёлке Майе, чем мы занимались.

Дети припоминают ход занятия и рассказывают о проделанной работе.

– Пчёлка Майя любит вас, а вы её?

Дети обнимают пчёлку и говорят: «Как я тебя люблю».

– До свидания, я буду вас ждать.

Полностью Программа представлена в Приложении.

Презентация.