Обобщающий урок по теме "Цветок и плод"

Разделы: Биология


Цель урока: обобщить знания учащихся о строении цветка – органа семенного размножения растений, углубить знания о процессах опыления и оплодотворения, образование плодов и семян и на основе этого подвести учащихся к выводу о материальном единстве мира, о познаваемости живой природы.

Задачи урока.

Учебные:

  • Систематизировать знания о строении и функции цветка.
  • Познакомиться с процессами: опыления, оплодотворения и образования плодов.
  • Сформулировать навыки практического применения знаний.

Развивающие:

  • Формировать умение применять полученные знания на практике: проводить наблюдения в природе за цветением, опылением, образованием плодов, распознавать части цветка, определять типы соцветий.
  • Развивать познавательный интерес.
  • Развитие речи и мышления.

Воспитательные:

  • Воспитывать стремление к получению новых знаний, обобщению знаний из различных областей жизни.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: урок обобщения учебного материала по пройденной теме.

Оборудование: проектор, компьютер, таблицы “Строение цветка”, “Плоды”.

Ход урока

  1. Организационный момент. Объявление темы и цели урока. Правила игры.
  2. Проведение игры
  3. Вступительное слово учителя.
  4. Представление команд.
  5. Этап подготовки учащихся к активному закреплению материала. Стихотворение – загадка.
  6. Этап выполнения конкурсных заданий.
  7. Этап применения знаний. Проблемные вопросы.
  8. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Выставление оценок.
  9. Рефлексия.

1. Организационный момент.

1 слайд. Тема нашего урока “Обобщающий урок по теме “ Цветок и плод”.

2 слайд. Мы знаем.......

3 слайд. Цель нашего урока.....

Вступительное слово учителя. Здравствуйте, ребята. Я рада вас снова видеть. А у нас сегодня гости. Давайте, ребята, покажем свои знания по биологии и порадуем наших гостей хорошими ответами.

Сегодня, ребята, наш урок будет соревнованием и смотром знаний. В нем примут участие 3 команды: “Тюльпан”, “Роза”, “Нарцисс”. Представление команд.

По ходу урока вам придется выполнять различные задания, которые будут оцениваться количеством баллов. Все заработанные баллы пойдут в зачет команде. Будет учитываться и личная активность ученика.

А теперь будьте внимательными и активными.

4 слайд. Стихотворение – загадка.

Хотите поднять себе настроение? Поверьте, нет лучшего средства, чем свидание с цветами.

5 слайд. Вы проходите мимо цветка.......

Цветы. Это слово у нас произносится с любовью. Мир цветов чудесен. Ярки и разнообразны их краски, приятны их запахи. Поэтому цветы являются постоянными спутниками нашей жизни. Они учат познавать мир, украшают дома и сады, парки и улицы, делают жизнь красивее и богаче Человек издавна стремился украсить жизнь цветами. В народе говорят: “Кто выращивает цветы, тот не может быть злым человеком”.

Если б в поле расцвели только белые цветы
Любоваться бы устали ими вскоре я и ты
Если б в поле расцвели только желтые цветы
Мы с тобой скучать бы стали от подобной красоты
Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки
Одуванчики и кашки, незабудки и жарки Слайд 6.
Как прекрасен шар цветной, разноцветный шар земной

Слайд 7. Цветы распространены по всему земному шару.

8 слайд. Родина пионов – долина Японии и Китая

9 слайд. Родина георгинов – Мексика и Гватемала. В России появились в середине 19 века. Свое имя получили в честь профессора Петербургской академии Иоганна Георги.

10 слайд. Во Франции, во времена Наполеона девушки дарили букеты гвоздик идущим на войну солдатам, чтобы те возвращались с победой.

С древних времен цветы сопровождали все значительные события в жизни человека. Ни один праздник не обходился без цветов. В разное время и у разных народов цветы не только были участниками событий, но и в честь самих растений устраивали праздники. Например, в Турции праздновали – праздник тюльпанов, во Франции – роз и ландышей, в Древней Греции – гиацинтов.

11 слайд. Римляне использовали этот цветок на праздниках, посвященной богине весны – Флоре.

Во Франции лилия была помещена на Знамени французских королей.

12 слайд. Цветы способны задеть самые сокровенные струны души человека. Цветы превращают нашу жизнь в праздник.

Учитель. Итак, что же такое цветок – с точки зрения биологии?

Ученик. Цветок – орган семенного размножения.

Учитель. Ну, а теперь, давайте вспомним строение цветка.

Задание 1 “Строение цветка”. Названия частей цветка обозначить на рисунке.

13 слайд. Проверка задания.

Задание 2 “Лесная азбука”.

Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ягода. Но не бери ее в рот – она ядовита. (Ландыш)

Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра - бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые “ головки”, а с головок слетают легкие пушинки. (Одуванчик)

Стоит он задумчивый в желтом венце, темнеют веснушки на круглом лице. (Подсолнечник).

Учитель. Скажите, если растение не имеет крупного, яркого цветка, как оно приспособилось, чтобы быть заметным? Что такое соцветие?

14 слайд. Цветок одиночный и соцветия.

Задание 3. “Соцветия”. Каждой команде по очереди показываются открытки с изображением различных растений. Они должны сказать названия соцветий.

15 слайд. “Соцветия” (каждой команде по 2 растения).

Учитель. Цветы всегда привлекали внимание людей. Вспомните, как хорош цветущий луг: тут и ромашка, и донник, и клевер. Колючий татарник машет яркой головкой, как бы приглашая посмотреть на него. Но оказывается, красота дана цветам вовсе не для того, чтобы радовать глаз человека. А для чего же?

Ученик. Чтобы привлечь насекомых - опылителей.

Учитель. Что такое опыление? Какие виды опыления мы знаем? 16 слайд.

Учитель. Да, растения, по-разному приспосабливаются к распространению своей пыльцы. Вспомните признаки растений, которые опыляются насекомыми и ветром. Ребята поднимают карточки с названиями “опыление насекомыми” или “опыление ветром”.

Задание 4 “Опыление”

  1. Цветки мелкие, невзрачные, околоцветник слабо развит.
  2. В цветках имеется нектар.
  3. Пыльца крупная, имеет поверхность с выростами.
  4. Пыльца сухая, мелкая.
  5. Цветки имеют сильный запах.
  6. В цветках нектар отсутствует.
  7. Цветки крупные с ярким околоцветником.
  8. Цветки без запаха.
  9. Цветки мелкие, собраны в крупные соцветия.
  10. Растения растут группами, зарослями.

Задание 5. Слайд 17. Определите по внешним признакам. Какой из этих цветков является насекомоопыляемым, а какой ветроопыляемым?

Учитель. После того, как пыльца попала на рыльце пестика, какой еще процесс должен произойти, чтобы образовались плоды?

Ученик. Оплодотворение.

Учитель. Что это за процесс?

Ученик. Процесс слияния половых клеток гамет.

Проблемный вопрос. Могут ли образоваться плоды и семена, если пыльца попала на рыльце пестика, а оплодотворение не произошло?

Слайд 18 “Собери логическую цепочку”

Слайд 19 Проверка.

Учитель. Ну, а теперь, давайте вспомним, какие бывают плоды и как они называются. Слайд 20-21

“Загадки о плодах” (выбрать из лукошка названные плоды)

Хоть жжет его солнце, одет он в суконце.
А сукно золотистое, тонкое и чистое. (Персик)

Ягода красна, ягода вкусна.
Режь да соли, ешь да хвали. (Томат)

Раскололся тесный домик на две половинки
И посыпались в ладошки бусинки дробинки. (Горох)

22 слайд. Распредели плоды на сухие и сочные.

Познавательная задача.

Мама сказала дочери: “Я сейчас тебя угощу ягодой, только помоги мне вынуть ее из сумки”. Ягода весила больше 5 кг. Какую ягоду купила мама?

В контрольной работе ребята написали: “Семена находятся внутри плода”. “ Плод находится внутри семени”. Где ошибка? Что не понял учащийся?

Объясните, почему продолжительные дожди и сильные ветры, часто сопровождающие период цветения растений, могут сильно снизить урожай плодов и семян?

Заключение. Растения, цветущие ранней весной, всегда привлекают к себе внимание, потому что они красивы, и потому что после долгой зимы это первые цветущие растения. К сожалению, их нередко собирают, составляют большие букеты. Часто губят растения целиком, вырывая с корнями. Многие из растений стали большой редкостью, например, сон-трава, ландыш. Нельзя допустить полного их исчезновения. Мы обязаны заботиться о сохранении растений, не рвать их ради того, чтобы через день выбросить, не повреждать дикорастущие растения и активно охранять природу.

Леса топорщатся, и степь клубиться. Жара изводит и снега блестят.
Богаты мы! Но считанные птицы, над считанными рощами летят.
Дрожит камыш на считанных озерах, и считанные рыбы ждут в реке.
И восковые считанные зерна, неслышно зреют в малом колоске.
Над запахом таежной земляники, полночный филин ухает из тьмы.
Не уж то внуки лишь по Красной книге узнают, как богаты были мы!
Р.Рождественский.

Слайд 23 Домашнее задание. Выставление оценок.

Слайд 24. Рефлексия (составляем цветок из лепестков)

Мы создали наш великолепный цветок.

Лети, лети, лепесток.
Через запад, на восток, через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли, будь по-моему вели.
Вели, чтобы все дети на свете были здоровыми.

Презентация.