Цель: Совершенствовать знания детей о значении воды
Задачи:
- дать представление о том, какой путь проходит вода, прежде чем прийти в дом;
- учить беречь и охранять родную природу;
- развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
- воспитывать бережливое и экономное отношение к воде;
- создавать условия для развития и умения анализировать, обобщать,
- приводить доказательство высказанной мысли (познавательные)
- развивать умение выражать свои мысли с помощью речи (коммуникативные);
- способствовать формированию интереса к занятию;
- готовности использовать полученные знания в жизненной ситуации; (личностные)
- закреплять, активизировать речевой словарь.
Материал к занятию (ресурсы):
- Глобус, яблоко, трехлитровая банка, подносы и стаканчики с соленой и пресной водой, таблицы
- Презентация
Предварительная работа
- знакомство с глобусом, рассмотреть моря, реки, океаны, заучивание стихов, потешек о воде
- чтение рассказа А.Н.Толстого “Куда девается вода из моря”
- разучивание игры “Для чего нам нужна вода”
Организационный момент
Все расселись по местам,
Никому нетесно,
По секрету вам скажу-
Будет интересно.
Вы готовы слушать? (ответы детей)
Вы готовы думать?
Вы готовы говорить?
Молодцы!
- Как думаете, что будем делать на занятии?
- А хотите узнать? (Ответы детей)
Тогда давайте отгадаем загадку:
Она и в озере, она и в лужице,
Она и в чайнике у нас кипит,
Она и в реченьке бежит, шумит
Угадали? Правильно, это вода
Итак, сегодня мы поговорим о воде, о ее значении в нашей жизни. Послушайте стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
(Н.А.Рыжова)
- Да, мы с вами привыкли, не замечаем даже, что вода всегда с нами. Что вы знаете про воду?
- Какая она? (ответы детей)
- Где вы видели воду?
- А кому нужна вода? (ответы детей: животным, птицам, людям, деревьям, рыбам)
Показ слайдов “ Кому нужна вода”
- А нам нужна вода в школе?
- Для чего? (мыть руки, умываться, пить, повару - готовить обед, мыть полы, стирать, поливать цветы и т.д.
Обобщение: Без воды на Земле все живое погибнет, засохнет. Человек без пищи может прожить 3 месяца(90 дней), а без воды 1 неделю – 7 дней. Вода – это жизнь. Воду надо беречь, правильно, экономно расходовать. А как вы думаете, много ли воды на Земле? Хватит ли ее всем – людям, растениям, животным (ответы детей)
(Вношу глобус, уточняю название “глобус”)
Глобус – это модель земного шара – это наша планета – Земля.
- Скажите, а каким цветом мы рисуем воду? (синим)
- На глобусе тоже синим цветом обозначена вода
- Давайте посмотрим на глобус, где вода - ...... (вызываю несколько детей – покажи....)
- Посмотрите еще раз внимательно так много или мало воды на Земле на нашей планете? (много).
Экспериментальная деятельность
- Что у меня в руке? (яблоко)
- Какое яблоко? (круглое). Яблоко круглое, как наша Земля. Вот эта ? часть Земли – это суша (т.е. Земля, на которой мы живем, растут деревья, живут разные животные), а вот эта большая часть –
Как вы думаете, что это? – вода
Так много или мало воды на планете? (Много)
А сейчас немножко отдохнем
Физминутка:
Рыбки плавали, ныряли
В чистой голубой воде
То сожмутся - разожмутся
То зароются в воде.
- У меня для вас есть угощение. Хотите попробовать? (раздаю стаканчики с водой)
- Попробуйте воду? Какая она? (вкусная, чистая, пресная)
- Кто знает, где такая вода бывает? (в реках, озерах)
- Попробуйте эту воду? Какая она? (соленая, невкусная)
(повторить с несколькими детьми - вода соленая).
- Можно ее пить? Готовить еду? (ответы детей) Такая вода бывает в морях и океанах.
- Давайте представим, что если всю воду на нашей планете нальем в эту 3-х литровую банку, то пресной воды будет всего лишь полстакана. (показываю банку, красной полосой отмечена соленая вода, синей пресная вода)
Обобщение: Так много ли или мало воды пресной? (мало). Поэтому как мы должны относиться к воде? (бережно, экономно, закрывать краны, не лить попусту, а взрослым следить, чтобы краны всегда были исправны)
- Кто из вас сегодня утром умывался?
Чистил зубы, мыл руки (все ребята) Значит, вы все открывали кран и видели, как из него течет вода. Видели? Мы каждый день пользуемся водой, а она все бежит, течет из крана и не кончается.
А кто знает, откуда вода приходит к нам? (из речки)
Презентация “Как вода приходит в дом?”
1 слайд. Вода попадает из реки, из- под земли
2 слайд. Вода попадает в кран из речки, но пить такую воду нельзя, в ней много микробов. Человек может заболеть, попив такой воды
3 Слайд. Воду долго очищают на специальных станция, чистая вода по трубам приходит в наш дом
Обобщение: Вот так долго вода из реки добирается к нам в дом. Много людей трудится, чтобы помочь воде пройти такой путь. Много сил затрачивается, чтобы очистить ее.
- Так как надо относиться к воде? (бережно, экономно, надо беречь воду)
- Ребята, а вы знаете, как ласково называют воду? (водичка, водица)
Речевая зарядка водица
- Ва-дица
- Вади-ца
- Вадица
- Водица
Про воду люди придумали загадки, стихи, песни, потешки. А кто знает, кто хочет рассказать? (Вызываю Валерию)
- Подождите!
У меня есть волшебная палочка, сейчас мы превратим.... В кого? (в воду)
Вы считайте-ка до...... (быстро надеваю синий кокошник, голубую накидку)
(Ребёнок “вода” читает стихотворение “Я вода, водица”)
Я, вода, водица кто захочет - дам напиться
И травинке, и овечке
Напою поля и речки
Воспитатель обращается к “Воде, водице”
- А наши ребята сейчас ещё расскажут стихи (рассказывание стихов про воду). Молодцы!
Давайте вспомним, для чего человеку нужна вода?
Запомните правила
Берегите воду
закрывайте краны
Релаксация
- Ребята, с вами кто-то хочет поговорить? Закройте глаза. Послушайте! (прослушание музыки “Шум ручейка, реки, океана”).
- Вы узнали? Кто с вами говорил?
- Вам понравилось занятие? Что нового узнали?
Итог: Всем спасибо за занятие, за старание, поведение хорошее. Вот подарки вам за это, мы поделим их на всех!!! (“Вода - водица” раздает сладости)
Литература.
- Лопатина А. А., Скрепцова М. В. 600 творческих игр для больших и маленьких. – М. : ООО “Книжный Дом Локус”, 2002
- Толстой Л. Н. Как ходят деревья: рассказы, сказки, басни. – М. : ООО “Издательство Астрель”, 2000
- Кислова Н. М. Работа с детьми в летний период. – М. : ТЦ Сфера, 2007
- Шорыгина Т. Н. Беседы о природных объектах и явлениях. – М. : ТЦ Сфера, 2014
- Зенина Т. Н Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными явлениями и объектами. – М. : Педагогическое общество России, 2006