Цель:
- сформировать представление о различных видах травм опорной системы;
- развивать умение оказывать первую помощь при повреждении суставов, костей и растяжении связок;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Оборудование: Модель скелета человека, таблицы “Строение костей”, “Типы соединения костей”, электронное приложение к учебнику “Дрофа. Биология. 8 класс”; простейшие шины, перевязочный материал, косынки. Раздаточные карточки (Приложение 1); презентация к уроку (Приложение 2), Приложение 3.
План урока
I. Оргмомент (приветствие обучающихся, проверка отсутствующих).
II. Повторение.
III. Изучение нового материала.
1. Актуализация знаний учащихся.
2. Повреждения костей и суставов – наиболее распространенные виды травм опорно-двигательного аппарата.
3. Меры доврачебной помощи при вывихах суставов.
4. Растяжение связок. Меры доврачебной помощи.
5. Виды переломов. Меры доврачебной помощи.
IV. Закрепление изученного материала.
V. Практическая работа.
Ход урока
I. Оргмомент (приветствие обучающихся, проверка отсутствующих).
Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на уроке в полном составе.
II. Повторение ранее изученного материала.
Мы с вами в течение последних уроков изучали тему “Скелет”, рассмотрели его строение, свойства и типы соединения костей.
Давайте с вами вспомним:
1) из каких отделов состоит скелет (скелет головы, скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей).
2) Что входит в состав верхних конечностей?
3) Что входит в состав нижних конечностей?
4) Выполнение творческого задания по группам.
1 – группа:
Задание 1: Выберите номера, под которыми обозначены кости скелета верхних конечностей, расположите их в порядке очередности сверху вниз.
Задание 2: Выберите номера, под которыми последовательно расположены составляющие образующие кость.
2 – группа:
Задание 1: Выберите номера, под которыми обозначены кости скелета нижних конечностей, расположите их в порядке сверху вниз.
Задание 2: Выберите номера, под которыми последовательно расположены составляющие образующие сустав.
суставная головка ...ера”. лопатки 30 тазовые кости писа... запястье семьдесят предплюсна ...писав... надкостница со ключица ноября бедро теля компактное вещество дня плечо исполня... большая берцовая кость Твена, фаланги пальцев кисти лет лучевая кость сто суставная впадина Сой... надколенник Марка локтевая кость ...ется суставная жидкость Тома фаланги пальцев стопы “Приклю... губчатое вещество рождения суставная сумка ...чения пястье пять малая берцовая на.. костный мозг американского плюсна. ... шего
Слайд №5
Правильные ответы
1 группа: задание №1: 2,7,10,16,13,4,21,12
Задание №2: 6,9,19,23
2 группа: задание №1: 3,8,15,11,22,5,24,18
Задание №2: 20,17,14,1
30 ноября исполняется 175 лет со дня рождения американского писателя Марка Твена, написавшего “Приключения Тома Сойера”.
Индивидуальные задания: подписать рисунок “Строение скелета”, вставить пропущенные буквы в слова, написанные на доске: пл...чевая кость, кр...стец, л...патка, большая бер...цовая кость, сво...чатая стопа, ам...ртизатор.
III. Изучение нового материала. Слайд №6
1. Актуализация знаний учащихся.
– Два ученика спорили. Один утверждал, что кость – сложный живой орган, другой отрицал это. Кто из них прав и почему?
– У молодого петуха удалили часть бедренной кости, оставив надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась. Что доказывает этот опыт?
Слайд № 7. – Какие особенности человека связаны с прямохождением?
изгибы позвоночника, мозговой отдел черепа больше лицевого, большой палец противопоставлен остальным, сводчатая стопа.
Слайд №8. – Каково строение сустава?
- Чем покрыты впадина лопатки и головка плечевой кости? (хрящами)
- Что находится в суставной полости? (суставная жидкость)
- Что обозначено цифрами 1 и 2? (сухожилие)
1. Повреждения костей и суставов – наиболее распространенные виды травм опорно-двигательного аппарата.
Слайд №9. В различных житейских ситуациях внезапно происходят несчастные случаи. Именно внезапно, вдруг. Если произошло несчастье, то как поступить? Поскорее вызвать врача, фельдшера, медицинскую сестру... А как помочь пострадавшему во время прогулки, в походе, да просто на улице? Надежда только на себя и тех людей, которые оказались поблизости.
Слайд №10,11,12
Проанализируйте ситуации.
Ситуация 1.
Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Девчонки торопились, им нужно было зайти перед уроками в библиотеку. Когда они поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Девчонки не знали, что делать.
– Что бы вы сделали на месте девочек? (Предполагаемый ответ – вывих)
Ситуация 2.
Прозвенел звонок с урока. Впереди большая перемена, поэтому весь класс выбежал на школьный двор. Здесь каждый занимался своим делом. Мальчики разошлись в разные стороны, а девочки увлеклись игрой “Попрыгай со мной”.
Она было очень модной в этой четверти среди девчонок. Ирина развеселилась и захотела непременно победить. Когда она прыгнула, ее нога зацепилась за что-то, и Ира упала. Ей было ужасно стыдно перед одноклассниками за свою неловкость. Но боль в коленке была сильнее всего. Девочка, прихрамывая, отошла в сторону. Ее подруга могла только утешить Иру. Они не знали, что делать. (Предполагаемый ответ – растяжение связок )
Ситуация 3.
Юля каждое лето отдыхала у бабушки в деревне. Этим летом она поехала туда с младшим братишкой Пашкой. Здесь их ждали друзья и веселые игры. Однажды кто-то из ребят принес книгу про индейцев. С этого дня девчонки и мальчишки много времени проводили, лазая по деревьям. Они думали, что именно так живут их любимые герои — индейцы.
Как-то раз, в момент ожесточенной схватки между враждебными племенами, Пашка свалился с дерева. Но так как он был еще маленький индеец, боли не выдержал и заплакал. Да так громко, что сбежались все краснокожие. У Пашки сильно болело плечо. Никто из ребят не знал, что делать. Только мальчик, которого все называли Мудрая Голова, мрачно сказал: “Перелом”. От этого слова Юле стало плохо, и она повела братика к бабушке на работу. “Я очень боялась, что с ним случилось что-нибудь серьезное. Ему было ужасно больно, а я ничем не могла ему помочь!” — вспоминает Юля...
(Предполагаемый ответ – перелом)
Слайд №13
Задача нашего урока рассмотреть и обсудить различные повреждения скелета, а также научиться оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему. (Записать в тетради тему урока)
2-4. Меры доврачебной помощи при повреждении скелета.
Слайд № 14. Определение видов повреждения скелета.
Рассмотрите рисунки и определите, где здесь перелом, вывих и растяжение связок
- Попробуйте охарактеризовать каждое повреждение скелета
Слайд №15
– Чем сопровождается вывих сустава? Что ощущает человек при этом?
– Какую помощь необходимо оказать пострадавшему при вывихе?
Если вам недостаточно имеющихся знаний, обратитесь к учебнику с. 256 ( Обучающиеся внимательно читают и записывают в тетради, что такое вывих)
Вывих - неловкое движение в суставе, сопровождающееся смещением костей. При вывихе суставная головка выходит из суставной впадины. Происходит растяжение, а иногда и разрыв связок, что сопровождается сильной болью. Попытка вправить вывих без врача может повлечь за собой еще более серьезные повреждения.
Первая помощь при вывихе заключается в том, чтобы прежде всего обеспечить полный покой суставу. Руку следует подвесить на косынке или бинте, а на ногу наложить шину, используя подручные средства. Для уменьшения боли к травмированному суставу следует приложить пузырь со льдом или холодной водой. Затем пострадавшего необходимо доставить к врачу.
Слайд №16
– Какие симптомы наблюдаются при растяжении связок?
– Какую помощь необходимо оказать пострадавшему?
Растяжения: В результате неловких движений или ушибов могут повреждаться связки, соединяющие кости в суставе. Вокруг сустава появляется отечность, иногда кровоизлияние, возникает сильная боль. Такое повреждение сустава называется - растяжением.
При оказании помощи к поврежденному месту нужно приложить пузырь со льдом или смоченное холодной водой полотенце. Охлаждение облегчает боль, предупреждает развитие отека, уменьшает объем внутреннего кровоизлияния. При растяжении связок нужна и тугая фиксирующая повязка. Вытягивать, дергать или нагревать поврежденную конечность нельзя. После оказания первой помощи нужно обратиться к врачу.
Слайд №17 – Что такое перелом? Каковы симптомы при переломе? Как оказать помощь?
Переломы костей: Несмотря на прочность, при ранениях, сильных ушибах, падениях кости иногда ломаются. Чаще происходят переломы костей конечностей.
При подозрении на перелом полная неподвижность поврежденной части тела облегчит боль и предупредит смещение обломков кости, которые могут повредить острыми краями окружающие ткани.
Сломанную конечность обездвиживают шинной повязкой. Специальные шины есть в лечебных учреждениях и аптеках. На месте происшествия их можно изготовить из досок, веток, картона. Чтобы шина не давила на перелом, под нее подкладывают мягкую подстилку. Шина должна находиться не только на поврежденном участке, но и на соседних. Так, при переломе костей предплечья шина должна заходить и на плечо, и на кисть. В этом случае части сломанной кости не смещаются. Шину плотно прибинтовывают к конечности широкими бинтами. Если нет шины, сломанную руку прибинтовывают к туловищу, а поврежденную ногу – к здоровой.
При открытых переломах острые концы сломанной кости разрывают мышцы, кровеносные сосуды, нервы, кожу. Тогда надо обработать рану, наложить чистую повязку, а затем шину.
Не при всяком переломе можно наложить шину. При подозрении на перелом ребра пострадавшему предлагают выдохнуть из легких как можно больше воздуха и после этого – дышать неглубоко. При таком дыхании грудную клетку туго забинтовывают.
При переломах позвоночника необходимо уложить пострадавшего на твердую поверхность лицом вниз и вызвать скорую помощь. Ни в коем случае нельзя перевозить пострадавшего в сидячем положении, так как под тяжестью тела позвоночник может сдвинуться и повредить спинной мозг.
При переломах черепа пострадавшего надо уложить на спину, голову слегка приподнять во избежание внутричерепного кровоизлияния и немедленно вызвать врача.
Слад №18. Схема: “Виды повреждения скелета”.
Подведем итог. Сегодня мы узнали как оказать первую помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.
Закрепление изученного материала
Практическая работа.(Слайд №19)
Окажите первую помощь однокласснику с переломом костей предплечья, голени (подручный материал для оказания помощи на столах).
(дополнительно, если останется время, то следующий слайд)
Слайд №20
– Какая травма изображена на рисунке?
– Как оказать первую помощь?
– Чем отличается закрытый перелом от открытого?
– Какие меры первой помощи необходимо оказать пострадавшему при открытом переломе?
Вы сегодня все молодцы! Оцените свои ощущения (Слайд №21)
Желаю вам, ребята, чтобы никогда в вашей жизни не возникла ситуация “и вдруг...”
Домашнее задание.
Кроссворд, с256 учебника читать (Слайд №22)
(Слайд №23)
Источники информации:
- http://www.alenka.jam-station.ru/a_clinic/1/show/3?comment=1
- http://pktutorials.ucoz.ru/publ/8-1-0-3
- http://www.doktorvisus.ru/medarticle/articles/33015.htm
- Электронное пособие Биология, 8 класс. Человек. Издательский центр “Дрофа”.
- Семенцова В.Н. Биология. 8 класс. Технологические карты уроков: методическое пособие. – СПб: “Паритет”, 2003. 240 с. (Серия “Поурочное планирование”.)
- Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам “Биология. Человек”, 8 класс, Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.И. Беляева, А.С. Батуева и др.; – ВАКО, 2005. – 416 с. (В помощь школьному учителю).
- Конспект урока Атнагуловой Марины Александровны, учителя биологии
- Презентация Гладковой Татьяны Владимировны
- Презентация и разработка урока Ларионовой Светланы Константиновны