Цель урока: познакомить учащихся с основными правилами оформления текстовых документов и приёмами редактирования.
Задачи
образовательные:
- помочь учащимся получить представление об основных понятиях, используемых при редактировании и форматировании текстовых документов, дать основные понятия, необходимые для работы на компьютере, научить выполнять простое форматирование документов;
развивающие:
- способствовать развитию познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, умения применять полученные знания при выполнении практических заданий;
воспитательные:
- способствовать воспитанию информационной культуры учащихся, целеустремленности, внимательности, самостоятельности.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник [1], раздаточный материал [2], персональные компьютеры, доска, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент
- На предыдущем уроке, мы с вами познакомились с преимуществами и недостатками файлового хранения текстов, использовали таблицу кодировки для кодирования и раскодирования информации, а также рассмотрели возможности, которые предоставляет гипертекст пользователю. Сегодня мы познакомимся с основными правилами оформления текстовых документов, приёмами редактирования, закрепим практически умения при работе с текстом, используя компьютер.
- Тема урока “Основные приемы ввода и редактирования текста”.
2. Активизация опорных знаний
А) Самостоятельная работа / индивидуальная работа /
Раскодируйте девиз нашего урока на русском языке.
Знать, уметь, хотеть и действовать. (слайд 2)
199 205 192 210 220 44 32 211 204 197 210 220 44 32 213 206 210 197 210 220 32 200 32 196 197 201 209 210 194 206 194 192 210 220 46
Б) Вопросы: / устный опрос/
- В чем преимущества хранения текстов в файлах по сравнению с бумажным способом хранения? А неудобства?
- Что такое гипертекст?
- Какие возможности предоставляет гипертекст пользователю?
- Каков размер алфавита, используемого в компьютерах для представления текстов?
- Сколько места в памяти компьютера занимает код одного символа?
- Что такое таблица кодировки?
- Как называется таблица кодировки, используемая в большинстве современных персональных компьютеров?
- Закодируйте свою фамилию, записанную латинскими буквами
В) Проверка домашнего задания / взаимопроверка/ (слайд 3)
Как вы справились с домашним заданием [2]? Оцените работу друг друга, поменяйтесь тетрадями. За каждое правильно выполненное задание – 1 балл.
- Какой объем памяти займет приведенный ниже
текст, если известно, что в нем используется
кодировочная таблица ASCII?
Happy New Year? Dear friends!! - С помощью приведенного в конце задания
фрагмента кодировочной таблицы ASCII раскодируйте
заданный текст:
98 121 99 107 32 105 115 32 109 121 32 100 111 103 46 - С помощью приведенного в конце задания
фрагмента кодировочной таблицы ASCII закодируйте
заданный текст:
Was born in 1975. - Сколько символов содержится в тексте, использующем таблицу ASCII, если известно, что он занимает 24576 бит памяти?
3. Изучение нового материала (слайд 4)
Ребята, мы с вами уже встречались с текстовыми редакторами, работа в 7 классе с текстовыми документами. Сегодня мы подробно рассмотрим основные правила оформления текстовых документов, приёмы редактирования, покажем, как нужно работать с текстовой информацией используя компьютер.
Текстовый редактор – прикладная программа, позволяющая создавать текстовые документы, редактировать их, просматривать содержимое документа на экране, распечатывать документ.
Текстовый процессор – текстовый редактор с широкими возможностями форматирования текста, включения графики, проверки правописания.
Какой вы знаете стандартный текстовый редактор? / блокнот
Здесь вы можете редактировать текст, осуществлять простейшее форматирование текста.
Более совершенные текстовые редакторы (например, Microsoft Word и OpenOffice Writer), которые называют иногда текстовыми процессорами, имеют широкий спектр возможностей по созданию документов (вставка списков и таблиц, средства проверки орфографии, сохранение исправлений и др.).
Для подготовки к изданию книг, журналов и газет в процессе макетирования издания используются мощные программы обработки текста — настольные издательские системы (например, Adobe PageMaker, Microsoft Office Publisher).
Для подготовки к публикации в Интернете Web-страниц и Web-сайтов используются специализированные приложения (например, Microsoft FrontPage).
Структурные единицы текста. (слайд 5)
Данные, с которыми работают текстовые редакторы, - это символьная информация. Наименьшим элементом текста является один символ. Информационный вес символа из алфавита мощностью 256 символов равен 1 байту. Слова – это символьные последовательности, отделяемые друг от друга пробелами и знаками препинания. Структурными единицами текста являются: символ, слово, строка, абзац, страница, раздел.
Рассмотрим окно текстового редактора. (слайд 6)
Правила оформления текстовых документов: (слайд 7-8)
- Слова в строках должны быть разделены одним пробелом.
- Интервалы между словами могут увеличиваться автоматически при выравнивании по ширине. В случае, когда необходимо оставить интервалы между словами равными величине одного пробела, применяют неразрывный пробел: Ctrl + Shift + Пробел. Используется для отделения фамилии от инициалов, при этом инициалы друг от друга не отделяются. Также он используется перед единицами измерения и после знаков № и параграф.
- Для начала нового абзаца используется клавиша Enter.
- Для принудительного разрыва строки в текущем абзаце используется комбинация клавиш Shift + Enter.
- Перед точкой, запятой, точкой запятой, двоеточие, после открывающихся кавычек и перед закрывающимися кавычками (кавычки прилегают к тексту) пробел не ставится, а после них ставится.
- Перед тире и после него ставятся пробелы. Перед дефисом – нет. Дефис используется в сложных словах в качестве разделителя.
- В формулах знаки арифметических операций обрамляются пробелами. Знаки % и градуса от предыдущего текста пробелом не отделяются. Показатели степени также не отделяются пробелом.
- Громоздкие и важные формулы принято выносить в отдельную строку (отдельный абзац).
Редактирование — преобразование, обеспечивающее добавление, удаление, перемещение или исправление содержания документа.
Форматирование – процесс преобразования внешнего вида текста с целью сделать его наиболее удобным для чтения.
Фрагмент текста – это непрерывная часть текста.
Копирование и перемещение фрагментов текста. (слайд 9)
- При копировании исходный фрагмент сохраняется, копия фрагмента может быть помещена в другое место этого же документа, в другой документ или в другое приложение.
- Перемещение фрагмента от копирования отличается тем, что фрагмент не сохраняется на прежнем месте.
- Для копирования и перемещения фрагментов документа используется буфер обмена.
Буфер обмена (англ. Clipboard) – область оперативной памяти компьютера, в которой могут сохраняться данные различных форматов для переноса или копирования их между приложениями или частями одного приложения.
Последовательность действий при копировании или перемещении фрагментов:
Выделить фрагмент документа;
Выделенный фрагмент скопировать в буфер обмена с сохранением на прежнем месте или забрать в буфер обмена без сохранения на прежнем месте;
Курсор поместить на требуемое место в документе и вставить фрагмент из буфера.
4. Физкультминутка (слайд 10)
5. Практическая работа
Вспомним технику безопасности. (слайд 11-20)
Практическая работа [2].
- Запустить программу текстового редактора Microsoft Word.
- Открыть файл GORACIO.
- Привести текст в соответствие с образцом
Горацио
Стой! Отвечай! Ответь! Я заклинаю
Марцелл
Ушел, и говорить не пожелал.
Бернардо
Ну что, Гораций? Полно трепетать.
Одна ли тут игра воображенья?
Как ваше мненье?
Горацио
Богом поклянусь: Я б не поверил, если б не увидел.
Марцелл
А с королем как схож!
Горацио
Как ты с собой.
И в тех же латах, как в бою с норвежцем,
И так же хмур, как в незабвенный день,
Когда, при ссоре с выборными Польши,
Он из саней их вывалил на лед.
Невероятно.
В. Шекспир
Сохранить файл в той же папке под именем MARCELL.
Завершить работу текстового редактора.
Примечание. Перед началом работы необходимо подготовить файл GORACIO в следующем виде:
Горацио Стой! Отвчай!
Ответь! я закленаю
Марцел Ушел, и гворить не пожелал.
Бернардо Ну что Гораций?
Полно трепетать. Одна ли тут игра вображенья?
Как ваше мнение? Горацио
Богом поклянус: Я б не поверил, если б не увидел.
Марцелл А с королем как схожь!
Горацио Как ты собой.
И ф тех же латах,
как в бою с новешцем,
и так же хмур,
как в незабвенный день,
когда, при соре
с выборными Поольши,
он из саней их вывалил на лед.
Невероятно. В. Шекспир
6. Творческое задание /индивидуальная работа/
Используя возможности текстового, графического редакторов, Интернет создать новогоднюю открытку с поздравлением.
7. Итоги урока
Подведение итогов урока. Обобщение деятельности учащихся на уроке (степень выполнения поставленных задач). Выставление оценок, с комментированием.
8. Домашнее задание
п.14, вопросы (слайд 22)
9. Рефлексия
Какое впечатление о нашем уроке? Оцените свою деятельность на уроке?
В какой степени вам понятна тема? (слайд 23)
Оценивают себя и прикрепляют к доске кружочки из трех цветов:
- “Отлично” - красный
- “Хорошо” - синий
- “Нормально” - оранжевый
Используемая литература.
- Ииформатика и ИКТ: учебник для 8 класса / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. – 4-е изд. – М. Бином. Лаборатория знаний, 2010 г.
- Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие / И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина. – 4-е изд. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 г.