Духовно-нравственное развитие ребенка – это очень востребованная на сегодняшний день и в то же время очень сложная тема. Образование и воспитание ставят своей главной задачей восприятие и усвоение истины. Восприятие истины всегда неразрывно связано с уровнем духовного развития человека. Знание должно даваться на втором месте, на первый план традиционно должно становиться воспитание, с малых лет нужно развивать в ребёнке богатый внутренний мир (т. е. сердечные качества). В процессе обучения человек, имеющий врожденную потребность к познанию, стремится к высотам, а, значит, осознает свое несовершенство и старается преобразовать себя. Идеалы добра, истины, красоты должны преобладать в развитии человека и превалировать над содержанием образования. Для познания же нужны следующие условия: чистый источник знания (истинность знания), правильно организованный педагогический процесс, правильная среда и сфера деятельности (в т. ч. природа).
Все эти требования в достаточной мере могут соблюдаться в условиях православной гимназии. В православной гимназии есть возможность перейти от отдельных инноваций к преобразованию педагогических процессов в целом, в результате чего начинает восстанавливаться единство Церкви и школы, прерванное в начале ХХ века, Церковь начинает играть роль воспитательной среды. Святитель Тихон Задонский, святой, который создал замечательную систему воспитания, писал, что вера – это “око души”. Православная Церковь учит истинам веры, направляет по истинному пути. Вера влияет на знание человека, а знание, в свою очередь, влияет на веру. Недаром многие великие ученые, обладавшие гениальной интуицией, были верующими людьми. Одна из главных педагогических задач, очень актуальная и сегодня – помочь ребенку пропустить знание через себя: через ум, сердце, характер. На сегодняшний день в условиях надвигающейся глобализации, несущей с собой ценности потребительского общества, сложившегося на Западе в середине 20 века (т. н. “общество благосостояния”) современное образование испытывает некий дефицит духовности. Если в поведении ученика проявляется грубость и безнравственность (т.е. невоспитанность), то задача учителя суметь найти и искоренить внутреннюю причину безнравственного состояния, кроющуюся в его сердце. А в самовоспитании и самосовершенствовании помогут пост (когда удерживаются от плохих мыслей, дел, слов) и молитва (дает умиротворение, утешение, надежду, спокойствие).
История русского народа – это история народа, призванного хранить православную веру. История нашего Отечества имеет в основе религиозный фундамент. Это относится и к истории русской государственности, и к истории великих побед русского оружия, и к истории русской культуры, и к истории русского быта. Для учителя истории каждый урок – это повествование о великой истории нашей страны, о деяниях предков, о героях, поэтому патриотическое воспитание происходит на каждом уроке. В процессе обучения на уроках истории и обществознания главной задачей является выработка правильного мировоззрения. Этому способствует:
- Правильный выбор учебников по истории России. Прекрасным изданием является учебник под редакцией С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой (6-10 классы) и рабочие тетради к нему.
- Предмет “Краеведение”, дополняющий курс истории России.
- Факультативы (по церковной истории, церковнославянскому, древнегреческому и латинскому языкам и другие) и кружки (кружок “История в лицах”, кружок по истории “Исследовательско – проектная деятельность” для старших классов, кружок по обществознанию и др.).
- Участие в олимпиадах и конкурсах по истории, ОПК, обществознанию.
- Внеклассные мероприятия по истории (ко Дню освобождения Воронежа, ко Дню православной книги, ко Дню Победы и др.).
- Создание школьного музея, проведение уроков в музее. Сотрудничество со школьной библиотекой (книжные выставки, беседы).
- Деятельность школьного научного общество “Эврика”.
- Поездки по историческим и святым местам, посещение музеев и выставок.
Модули, включающиеся в уроки по истории России и краеведению:
1. Подвиги русских князей в Орде.
2.Ученики святого Сергия Радонежского и основанные ими монастыри.
3. Роль духовенства в истории Смутного времени.
4. Основание русского флота. Святитель Митрофан Воронежский и Пётр I.
5. Жизнь и творчество святителя Тихона Задонского.
6. Подвиг священника Василия Васильковского в Отечественной войне 1812 года.
7. Россия в начале ХХ века. ( Вопрос: Какие ценности (традиционные, социалистические, демократические) необходимы в нашей стране сегодня?)
Задания (морально-нравственного характера) по истории на примере 5 класса:
1. О чём свидетельствуют захоронения, зачем строили пирамиды? (О вере в загробный мир)
2. Опишите семью фараона по рельефу
3. Опишите суд Осириса по рисунку папируса
4. Чем для нас важен Древний Египет сегодня (Бегство Девы Марии в Египет, отцы-пустынники и т.д.)
5. При каком фараоне была попытка ввести единобожие в Египте? ( Эхнатон)
6. Какие символы, как и в наши дни, относились к религии в Древнем Египте? (Масло, солнце и др. символы)
7. Чему наставляет своего сына отец в папирусе “Речение Ипувера”? (Будь писцом! Т.е. грамотным, культурным человеком. О если б я мог заставить сына полюбить книги как родную мать! )
8. Чей труд прославляет автор (В.Брюсов) в стихотворении “Египетский раб”? (Простого человека)
9. Так ли бы добр Вавилонский царь Хаммурапи, когда ограничивал рабство 3 годами?
10. Рассказать: законы Моисея, о царе Давиде и т.д.
11. Приведите примеры доброго отношения к животным в Индии
Вопросы по краеведению:
1) Какую икону принесли донские казаки Дмитрию Донскому?
2) Почему место в центре Воронежа называлось Девичок?
3) Где находился Митрофановский монастырь? Какова его судьба?
4) Объясните название “Терновое кладбище”.
5) Какой архитектор спроектировал здание Управления Ю. – В. ж. д.?
6) Где был до революции в Воронеже Кадетский корпус?
7) Что было в годы Великой Отечественной войны в Кольцовском сквере?
8) Где похоронены наши поэты – земляки Кольцов и Никитин?
9) У какого храма свт. Митрофан Воронежский освящал корабли, построенные Петром 1 в Воронеже?
Поездки с учащимися:
1) К Дарам волхвов в Москву
2) В Центральный выставочный зал “Манеж” г. Москва на мультимедийные выставки по истории ( к 400-летию дома Романовых, о династии Рюриковичей, выставка по истории России 1914-1945)
3) В Троице-Сергиеву Лавру
4) В Белогорский, Дивногорский, Задонский, Толшевский и др. монастыри Воронежского края
5) По местам, связанным с именем св. Митрофана Воронежского
6) В храмы Архангела Михаила (село Ячейка Воронежской области, Мордово и др.) и другие храмы Воронежского края
Внеклассные мероприятия:
1. Устный журнал, посвященный освобождению Воронежа от немецко-фашистских захватчиков
2. Блиц-турнир “Вторая мировая война 1939-1945. Неизвестные страницы”
3. “Русская ярмарка”
4. Встреча-соревнование мальчиков и девочек “По-латыни между прочим”
Темы докладов и исследовательских работ (выступления на конкурсе им. Вернадского в Москве, в Воронежском Государственном Университете, на конкурсе “Край Воронежский Православный”, на школьном научном обществе “Эврика” и т.д.):
- “О чем рассказал погост?”
- “А.В.Кольцов и его социальное окружение”
- “Расстрелянная воронежская учительница А.М. Нечаева”
- “Альбом выпускника Воронежской Учительской семинарии”
- “Св. Сергий Сребрянский – участник русско - японской войны”
- “Подвиги воронежцев в годы Великой Отечественной войны”
- “Малоизвестные подвиги русских моряков в годы русско- японской войны”
- “Под эгидой Архангела Михаила” (о храмах Воронежского края)
- “Моя родословная”
- “Утраченные святыни Воронежского края”
Ответы учащихся на уроках (ответы на вопросы, проблемные задания, по карточкам, работа в группах, составление планов и т.д.), участие во внеклассных мероприятиях, подготовка докладов, исследовательских работ и других материалов, участие в конкурсах и олимпиадах, занятия в кружках, участие в интересных поездках позволяют наблюдать развитие и совершенствование личности ребенка.