Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках истории в православной гимназии. Из опыта работы

Разделы: История и обществознание


Духовно-нравственное развитие ребенка – это очень востребованная на сегодняшний день и в то же время очень сложная тема. Образование и воспитание ставят своей главной задачей восприятие и усвоение истины. Восприятие истины всегда неразрывно связано с уровнем духовного развития человека. Знание должно даваться на втором месте, на первый план традиционно должно становиться воспитание, с малых лет нужно развивать в ребёнке богатый внутренний мир (т. е. сердечные качества). В процессе обучения человек, имеющий врожденную потребность к познанию, стремится к высотам, а, значит, осознает свое несовершенство и старается преобразовать себя. Идеалы добра, истины, красоты должны преобладать в развитии человека и превалировать над содержанием образования. Для познания же нужны следующие условия: чистый источник знания (истинность знания), правильно организованный педагогический процесс, правильная среда и сфера деятельности (в т. ч. природа).

Все эти требования в достаточной мере могут соблюдаться в условиях православной гимназии. В православной гимназии есть возможность перейти от отдельных инноваций к преобразованию педагогических процессов в целом, в результате чего начинает восстанавливаться единство Церкви и школы, прерванное в начале ХХ века, Церковь начинает играть роль воспитательной среды. Святитель Тихон Задонский, святой, который создал замечательную систему воспитания, писал, что вера – это “око души”. Православная Церковь учит истинам веры, направляет по истинному пути. Вера влияет на знание человека, а знание, в свою очередь, влияет на веру. Недаром многие великие ученые, обладавшие гениальной интуицией, были верующими людьми. Одна из главных педагогических задач, очень актуальная и сегодня – помочь ребенку пропустить знание через себя: через ум, сердце, характер. На сегодняшний день в условиях надвигающейся глобализации, несущей с собой ценности потребительского общества, сложившегося на Западе в середине 20 века (т. н. “общество благосостояния”) современное образование испытывает некий дефицит духовности. Если в поведении ученика проявляется грубость и безнравственность (т.е. невоспитанность), то задача учителя суметь найти и искоренить внутреннюю причину безнравственного состояния, кроющуюся в его сердце. А в самовоспитании и самосовершенствовании помогут пост (когда удерживаются от плохих мыслей, дел, слов) и молитва (дает умиротворение, утешение, надежду, спокойствие).

История русского народа – это история народа, призванного хранить православную веру. История нашего Отечества имеет в основе религиозный фундамент. Это относится и к истории русской государственности, и к истории великих побед русского оружия, и к истории русской культуры, и к истории русского быта. Для учителя истории каждый урок – это повествование о великой истории нашей страны, о деяниях предков, о героях, поэтому патриотическое воспитание происходит на каждом уроке. В процессе обучения на уроках истории и обществознания главной задачей является выработка правильного мировоззрения. Этому способствует:

  1. Правильный выбор учебников по истории России. Прекрасным изданием является учебник под редакцией С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой (6-10 классы) и рабочие тетради к нему.
  2. Предмет “Краеведение”, дополняющий курс истории России.
  3. Факультативы (по церковной истории, церковнославянскому, древнегреческому и латинскому языкам и другие) и кружки (кружок “История в лицах”, кружок по истории “Исследовательско – проектная деятельность” для старших классов, кружок по обществознанию и др.).
  4. Участие в олимпиадах и конкурсах по истории, ОПК, обществознанию.
  5. Внеклассные мероприятия по истории (ко Дню освобождения Воронежа, ко Дню православной книги, ко Дню Победы и др.).
  6. Создание школьного музея, проведение уроков в музее. Сотрудничество со школьной библиотекой (книжные выставки, беседы).
  7. Деятельность школьного научного общество “Эврика”.
  8. Поездки по историческим и святым местам, посещение музеев и выставок.

Модули, включающиеся в уроки по истории России и краеведению:

1. Подвиги русских князей в Орде.

2.Ученики святого Сергия Радонежского и основанные ими монастыри.

3. Роль духовенства в истории Смутного времени.

4. Основание русского флота. Святитель Митрофан Воронежский и Пётр I.

5. Жизнь и творчество святителя Тихона Задонского.

6. Подвиг священника Василия Васильковского в Отечественной войне 1812 года.

7. Россия в начале ХХ века. ( Вопрос: Какие ценности (традиционные, социалистические, демократические) необходимы в нашей стране сегодня?)

Задания (морально-нравственного характера) по истории на примере 5 класса:

1. О чём свидетельствуют захоронения, зачем строили пирамиды? (О вере в загробный мир)

2. Опишите семью фараона по рельефу

3. Опишите суд Осириса по рисунку папируса

4. Чем для нас важен Древний Египет сегодня (Бегство Девы Марии в Египет, отцы-пустынники и т.д.)

5. При каком фараоне была попытка ввести единобожие в Египте? ( Эхнатон)

6. Какие символы, как и в наши дни, относились к религии в Древнем Египте? (Масло, солнце и др. символы)

7. Чему наставляет своего сына отец в папирусе “Речение Ипувера”? (Будь писцом! Т.е. грамотным, культурным человеком. О если б я мог заставить сына полюбить книги как родную мать! )

8. Чей труд прославляет автор (В.Брюсов) в стихотворении “Египетский раб”? (Простого человека)

9. Так ли бы добр Вавилонский царь Хаммурапи, когда ограничивал рабство 3 годами?

10. Рассказать: законы Моисея, о царе Давиде и т.д.

11. Приведите примеры доброго отношения к животным в Индии

Вопросы по краеведению:

1) Какую икону принесли донские казаки Дмитрию Донскому?

2) Почему место в центре Воронежа называлось Девичок?

3) Где находился Митрофановский монастырь? Какова его судьба?

4) Объясните название “Терновое кладбище”.

5) Какой архитектор спроектировал здание Управления Ю. – В. ж. д.?

6) Где был до революции в Воронеже Кадетский корпус?

7) Что было в годы Великой Отечественной войны в Кольцовском сквере?

8) Где похоронены наши поэты – земляки Кольцов и Никитин?

9) У какого храма свт. Митрофан Воронежский освящал корабли, построенные Петром 1 в Воронеже?

Поездки с учащимися:

1) К Дарам волхвов в Москву

2) В Центральный выставочный зал “Манеж” г. Москва на мультимедийные выставки по истории ( к 400-летию дома Романовых, о династии Рюриковичей, выставка по истории России 1914-1945)

3) В Троице-Сергиеву Лавру

4) В Белогорский, Дивногорский, Задонский, Толшевский и др. монастыри Воронежского края

5) По местам, связанным с именем св. Митрофана Воронежского

6) В храмы Архангела Михаила (село Ячейка Воронежской области, Мордово и др.) и другие храмы Воронежского края

Внеклассные мероприятия:

1. Устный журнал, посвященный освобождению Воронежа от немецко-фашистских захватчиков

2. Блиц-турнир “Вторая мировая война 1939-1945. Неизвестные страницы”

3. “Русская ярмарка”

4. Встреча-соревнование мальчиков и девочек “По-латыни между прочим”

Темы докладов и исследовательских работ (выступления на конкурсе им. Вернадского в Москве, в Воронежском Государственном Университете, на конкурсе “Край Воронежский Православный”, на школьном научном обществе “Эврика” и т.д.):

  1. “О чем рассказал погост?”
  2. “А.В.Кольцов и его социальное окружение”
  3. “Расстрелянная воронежская учительница А.М. Нечаева”
  4. “Альбом выпускника Воронежской Учительской семинарии”
  5. “Св. Сергий Сребрянский – участник русско - японской войны”
  6. “Подвиги воронежцев в годы Великой Отечественной войны”
  7. “Малоизвестные подвиги русских моряков в годы русско- японской войны”
  8. “Под эгидой Архангела Михаила” (о храмах Воронежского края)
  9. “Моя родословная”
  10. “Утраченные святыни Воронежского края”

Ответы учащихся на уроках (ответы на вопросы, проблемные задания, по карточкам, работа в группах, составление планов и т.д.), участие во внеклассных мероприятиях, подготовка докладов, исследовательских работ и других материалов, участие в конкурсах и олимпиадах, занятия в кружках, участие в интересных поездках позволяют наблюдать развитие и совершенствование личности ребенка.