Объект труда: сувенир “Клоун”
Время работы: 2 урока
Цель: повторение и закрепление полученных ранее знаний (формирование навыка) контроль и проверка знаний учащихся, их умений.
Задачи:
- Создать условия для развития мыслительной деятельности учащихся: умения сравнивать, выделять главное, целеполагания, планирования, организации контроля, самоконтроля, анализа, самоанализа, обобщения;
- Создать условия для высокого уровня коммуникативной культуры: развитие речи, умение слышать и слушать, быть терпимым к мнению других;
- Создать условия для высокого уровня развития памяти, наблюдательности, эмоционально-нравственной сферы, развития моторики мелких мышц;
- Упражнять в аккуратном наклеивании нити на шарик, резании, наклеивании бумажных деталей разной формы на нитяной кокон;
- Проверять умение самостоятельно соблюдать правила работы и техники безопасности на рабочем месте.
Оборудование для учителя: образец изделия, шаблон, памятки Т/Б, презентация, включающая фотографии различных сувениров из “волшебной паутинки”, инструкционный чертёж, план выполнения изделия.
Оборудование для ученика: канцелярский клей, игла, карандаш, ножницы, кисточка, надувной шарик, баночка для катушки с нитками.
Материалы: нитки № 40-60, цветная бумага.
Ход урока
I. Организация на работу: приветствие, проверка рабочего места.
II. Вступительная беседа
- Посмотрите на материал, который вы принесли. Интересно, что же можно сделать из всего этого?
- Мы сегодня будем делать вот такого необычного и красивого клоуна (демонстрация изделия).
- Каким видом искусства занимаются клоуны?
- С радостью ждём мы появления клоуна на арене. С лёгкостью выполняет он самые сложные трюки. Это результат его труда и мастерства. А знаете ли вы, как произошло слово клоун? В латинском языке было слово “колонус”, т.е. сельский житель. Горожане часто смеялись над неловкостью и наивностью селян. К нам слово клоун пришло из английского языка.
- На что похожа основа изделия? (на паутинку).
- Вы видели, как серебрится на солнце паутинка? Так вот, её можно сделать из обыкновенной ниточки. Да-да, не удивляйтесь! И будет она прочнее естественной, и вы сможете сделать из неё многие красивые вещи: цветы, сувениры, ёлочные игрушки (Демонстрация инструкционного чертежа).
III. Подготовка рабочего места
- Какую форму имеет голова клоуна? Мы изготовим нитяной кокон.
- Какие детали изготовлены из цветной бумаги?
- Какие инструменты и материалы пригодятся вам в процессе выполнения работы? Разместите их в порядке очерёдности.
- Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать на данном уроке? (Общие правила Т/Б, правила обращения с ножницами, с иглой).
IV. Предварительное планирование работы
- Определите последовательность операций.
1. Надуем шарик и завяжем ниткой.
2. Проколем иголкой тюбик с клеем ближе ко дну, протянем нитку, катушку положим в банку, иголку снимем, вытрем и уберём на место.
3. Обмотаем шарик ниткой поплотнее – сделаем кокон.
4. Обрезая нить, оставим внутри кусочек – замочек.
5. Подвесим кокон на скрепке для просушки.
6. В сухом коконе проколем шарик и вытащим остатки.
7. Украсим кокон аппликацией из цветной бумаги.
- Обратите внимание! То место, где надувается шарик, нитками не заклеивается, но и большое отверстие тоже делать не нужно. Чем больше ниток вы намотаете на кокон, тем плотнее он будет. На этом уроке мы выполняем только 5 первых пунктов плана.
V. Практическая часть
Ученики работают самостоятельно, учитель следит за последовательностью выполнения операций, соблюдением правил Т/Б.
Отдельных учеников учитель просит комментировать свои действия: что делают, как, для чего.
VI. Итог урока
- Что мы сегодня успели сделать на уроке?
- С какими трудностями столкнулись?
На втором уроке дети украшают изделие бумажными деталями. Необходимые детали размечают по шаблонам, добавляя свои элементы. В конце урока проводится выставка работ.
Список литературы
1. Гуляева, В. Волшебная паутинка [Текст]/В.Гуляева, Т.Геронимус, Волшебная паутинка: самоделки. М.: СП“Интербук”. - 1991 г.