Урок русского языка "Имена существительные с шипящими на конце". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель:

  • Обобщить знания учащихся об именах существительных.
  • Познакомить учащихся с правилом написания имён существительных с шипящими на конце.
  • Учить детей работать в паре.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Минутка чистописания. Повторение.

ж///ш///ч///щ

- Что знаете об этих буквах?

- Посмотрите на слова (воробьи, пальто, кровать, картофель). Что общего в этих словах? (ь – мягкий знак). Вспомните, что обозначает мягкий знак в каждом из этих слов? Давайте сделаем вывод

1. Мягкий знак показатель мягкости.

2.Разделительный мягкий знак.

- А какую роль ещё играет мягкий знак, вы узнаете на уроке.

- Что ещё объединяет написанные слова? (Имена существительные). А какие слова отвечают на вопрос - кто? А какие слова отвечают на вопрос что? Какие слова стоят в единственном числе, а какие во множественном?

- Давайте определим род у имён существительных (взаимопроверка в паре).

Давайте составим предложение со словом воробьи

Радос.ным криком встр.чают в.сну шумные вороб.и. (Вставить пропущенные буквы, объяснить написание)

_ Разберите по составу слова: шумные, весну. Разберите предложения по членам предложения. Надпишите части речи (взаимопроверка в паре).

3. Сообщение цели.

- Посмотрите на слова: сторож, рожь, малыш, мышь, луч, речь, плащ, вещь.

- Назовите последние звуки в словах. (Звуки одинаковые, обозначены одинаковыми буквами) Как объяснить написание мягкого знака?

- Давайте составим таблицу

Ж.Р – Ж,Ш,Ч, Щ – пишется мягкий знак

М.Р. - Ж,Ш,Ч, Щ – не пишется мягкий знак

- Давайте посмотрим на правило в учебнике.

4. Физминутка.

5. Закрепление.

1. Распределите слова в два столбика: ключ., помощ., товарищ., глуш., доч., грач., лещ.(проверка в паре)

2. Спишите пословицы, вставьте, где нужно Ь.

Книжка - лучший товарищ..

Без знаний и утро – ноч.. (объяснение пословиц)

3. Зрительный диктант.

Идёт силач. добывать калач.. Не печ. кормит, а нива.

(объяснение слова нива по толковому словарю).

- Давайте сделаем вывод, когда же у существительных с шипящими на конце пишется мягкий знак?

4. Творческая работа.

- Составить поздравительную открытку и вот вам опорные слова (карандаш., гуаш., туш., доч.).

Чтение учащимися текстов, их анализ. Объяснение написания имён существительных

6. Домашнее задание

7. Итог урока. Рефлексия.