Цель:
- Обобщить знания учащихся об именах существительных.
- Познакомить учащихся с правилом написания имён существительных с шипящими на конце.
- Учить детей работать в паре.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Минутка чистописания. Повторение.
ж///ш///ч///щ
- Что знаете об этих буквах?
- Посмотрите на слова (воробьи, пальто, кровать, картофель). Что общего в этих словах? (ь – мягкий знак). Вспомните, что обозначает мягкий знак в каждом из этих слов? Давайте сделаем вывод
1. Мягкий знак показатель мягкости.
2.Разделительный мягкий знак.
- А какую роль ещё играет мягкий знак, вы узнаете на уроке.
- Что ещё объединяет написанные слова? (Имена существительные). А какие слова отвечают на вопрос - кто? А какие слова отвечают на вопрос что? Какие слова стоят в единственном числе, а какие во множественном?
- Давайте определим род у имён существительных (взаимопроверка в паре).
Давайте составим предложение со словом воробьи
Радос.ным криком встр.чают в.сну шумные вороб.и. (Вставить пропущенные буквы, объяснить написание)
_ Разберите по составу слова: шумные, весну. Разберите предложения по членам предложения. Надпишите части речи (взаимопроверка в паре).
3. Сообщение цели.
- Посмотрите на слова: сторож, рожь, малыш, мышь, луч, речь, плащ, вещь.
- Назовите последние звуки в словах. (Звуки одинаковые, обозначены одинаковыми буквами) Как объяснить написание мягкого знака?
- Давайте составим таблицу
Ж.Р – Ж,Ш,Ч, Щ – пишется мягкий знак
М.Р. - Ж,Ш,Ч, Щ – не пишется мягкий знак
- Давайте посмотрим на правило в учебнике.
4. Физминутка.
5. Закрепление.
1. Распределите слова в два столбика: ключ., помощ., товарищ., глуш., доч., грач., лещ.(проверка в паре)
2. Спишите пословицы, вставьте, где нужно Ь.
Книжка - лучший товарищ..
Без знаний и утро – ноч.. (объяснение пословиц)
3. Зрительный диктант.
Идёт силач. добывать калач.. Не печ. кормит, а нива.
(объяснение слова нива по толковому словарю).
- Давайте сделаем вывод, когда же у существительных с шипящими на конце пишется мягкий знак?
4. Творческая работа.
- Составить поздравительную открытку и вот вам опорные слова (карандаш., гуаш., туш., доч.).
Чтение учащимися текстов, их анализ. Объяснение написания имён существительных
6. Домашнее задание
7. Итог урока. Рефлексия.