Основные этапы трудового обучения как основа профориентации и социализации воспитанников коррекционной школы VIII вида

Разделы: Коррекционная педагогика


Современными социально-психологическими исследованиями установлено, что выбор молодыми людьми будущей профессии часто происходит под влиянием субъективных факторов: престижность профессии в кругу сверстников, мнение друзей, действие рекламы и т.д. Представления о профессии у подростков не адекватны реальности в следствие ограниченности их взглядов на современную ситуацию в сфере социально-экономических отношений. Необоснованно завышенные требования к уровню заработной платы при отсутствии необходимых знаний и навыков не связанные с рынком труда карьерные притязания ставят подростка вне рынка труда, делают его не конкурентно способным при трудоустройстве.

Особенно это касается учащихся с нарушениями интеллектуального развития, воспитывающихся в государственных образовательных учреждениях. Как правило, они в большинстве своём отстают в развитии от сверстников, обладают негативным социальным опытом, имеют искажённое представление о современных реалиях экономической ситуации. Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с нарушениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение возможности получения трудовой подготовки. Большинству выпускников возможность трудоустройства в сфере материального производства обеспечивает только трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития. Дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Особенности памяти и мышления ведут к затруднениям при формировании технико-технологических знаний, что в свою очередь влияет на осознанность и мобильность навыков и умений.

Для воспитанников особенно важно владение навыками профессионального самоопределения, профессиональной культуры и трудоустройства, так как оно обеспечивает их социальную адаптацию по окончании общеобразовательных учебных заведений.

Понятие адаптация (от старолатинского adaptatio – приспособление) было первоначально введено для обозначения такого явления, как приспособление организмов к окружающей среде. Впоследствии его стали употреблять для обозначения иного процесса – приспособления человека к социальным условиям жизни.

Социальная адаптация есть взаимодействие двух взаимно адаптирующихся структурно сложных систем – личности и социальной среды. Обе эти системы находятся в сложном взаимодействии: личность адаптирует к себе социальную среду, а социальная среда в определенной мере адаптирует к себе личность.

Психическое развитие умственно отсталых школьников протекает под воздействием тех же факторов окружающей среды, что и развитие учеников общеобразовательных школ, и подчинено общим законам развития. Однако умственно отсталые дети не способны к самостоятельной социальной адаптации и осознанному включению в трудовую жизнь. На помощь приходит сеть учреждений для детей с особыми образовательными потребностями системы здравоохранения, образования, социального обеспечения.

Так, специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида ставят своей главной задачей социальную адаптацию учащихся через коррекцию недостатков психического развития и всемерное включение в трудовую деятельность.

Под воздействием обучения и воспитания у воспитанников постепенно формируются навыки и умения, совершенствуется интеллектуальная деятельность и более ощутимой становится их социальная адаптация. В исследованиях Г.М. Дульнева, Ж.И. Шиф, В.Г. Петровой доказано, что с переходом из класса в класс у детей наступают существенные сдвиги в их психическом развитии в сторону самостоятельной организации учебной деятельности и влияние дефекта ослабевает под воздействием обучения и воспитания.

Развитие детей с нарушениями интеллекта результат всей коррекционно-воспитательной работы школы. Пластичность нервной системы умственно отсталого ребенка благоприятствует этому развитию. Коррекционно-воспитательный процесс и процесс социальной адаптации, тесно связаны. Коррекционная и воспитательная работа школы делает возможной социализацию личности умственно отсталого школьника: включение его в социальную среду, успешное развитие и функционирование в условиях изменяющегося социального окружения.

Социализация представляет собой единство сложных процессов – адаптации к существующим социальным условиям, присвоения социальной информации и реализации полученного социального опыта, творческого преобразования и развития своей социальной среды. С одной стороны, социализация включает в себя целенаправленное воспитательное воздействие общества на индивида с целью привития ему определенных знаний, умений, навыков, с другой стороны – его социальную деятельность. Таким образом, социальная адаптация – это один из механизмов социализации, позволяющий личности активно включаться в различные структурные элементы социальной среды путем стандартизации ситуации, что дает возможность учащимся успешно развиваться, посильно участвовать в труде, приобщаться к социальной и культурной жизни общества.

Для успешной социальной адаптации необходимо расширять бытовой и социальный опыт воспитанников, учить применять полученные знания и умения в собственной жизни, что и является основной целью трудового обучения в школе.

Профориентационная работа может осуществляться как на уроке, так и вне его. Практически все учебные предметы могут информировать учащихся о различной профессиональной деятельности. На уроках и на воспитательных мероприятиях педагог должен сообщать учащимся определенные знания о профессиях; раскрывать социальные, экономические и психологические стороны профессий; информировать учащихся о путях овладения избранными профессиями; формировать ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии. Для формирования профессиональной культуры воспитанников, профессионального самоопределения, планирования и реализации карьеры подростки нуждаются в определённых знаниях о себе, своих интеллектуальных возможностях, склонностях и способностях

Главные задачи, стоящие в настоящее время перед нашей школой и другими специальными коррекционными школами VIII вида:

  • формирование интеллектуальных умений в труде;?
  • коррекция и развитие целенаправленных двигательных навыков;
  • обучение навыкам самообслуживания и самообеспечения в быту;

Для детей с нарушениями в развитии выбор профессии суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому главным направлением профориентационной работы в школе является воспитание у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей. Таким образом, в системе коррекционного обучения умственно отсталых школьников четко выявились противоречия между: - сложившейся системой их профессионально-трудовой подготовки и современными социально-экономическими условиями, затрудняющими их трудоустройство; - возросшими квалификационными требованиями к подготовке специалистов и особенностями умственного и психофизического развития учащихся, осложняющими им овладение даже доступными по их возможностям профессиями; - ограниченным количеством профессий, по которым могут быть трудоустроены воспитанники, и еще меньшим их количеством, по которым можно проводить профессионально- трудовую подготовку учащихся коррекционных школ VIII вида. Все обозначенные противоречия затрудняют детям с отклонениями в умственном развитии быть конкурентоспособными на рынке труда, к ним предъявляются те же требования, что и к их нормально развивающимся сверстникам, выпускникам общеобразовательных школ. Поэтому таким детям нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих. Образовательно-адаптационная и реабилитационная среда школ VIII вида должна, по возможности, компенсировать ограничения подростка, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях.

На уроках трудового обучения в 9ых классах вопросам формирования профессиональной культуры воспитанников уделяется большое внимание

Цели этого раздела:

  • Формирование у воспитанников ориентационных схем, позволяющих адаптироваться к социальной среде, находить возможности реализации себя в профессиональной деятельности;
  • Содействие профессиональному самоопределению воспитанников СКШ VIII вида;
  • Обучение планированию карьеры, технологиям поиска работы и трудоустройства.
  • В своей работе по профориентации я использую:
  • Тесты, помогающие определить склонности к той или иной профессии.
  • Игровые практикумы, деловая игра “Выбор профессии”, помогают насколько-то попробовать себя в роли той или иной профессии.
  • Знакомство с профессией с помощью вывески, бесед, иллюстраций, кроссвордов, ребусов, презентаций.

Концепция модернизации российского образования и условий современной жизни предъявляют высокие требования к выпускнику VIII вида. Чтобы быть готовыми к вступлению в самостоятельную жизнь нужно иметь необходимый запас знаний, профессиональную подготовку, умение адаптироваться , правильно строить свои отношения с людьми, иметь соответствующую возможностям жизненную перспективу, в связи с различной глубиной структурой дефекта учителями нашей школы проводилась подготовка выпускников по следующим профессиям:

  • Рабочий по обслуживанию здания
  • Швея
  • Помощник воспитателя в детском саду
  • Технический работник офиса
  • Рабочий Зеленого хозяйства

В работе по профориентации со старшеклассниками и выпускниками школа устанавливала связи с различными организациями нашего города: с детским домом, домом престарелых, межшкольным учебным комбинатом, зеленхозом и даже частным предприятием – ателье по пошиву трикотажных изделий.

Оказывая помощь детскому дому, воспитанники нашей школы ремонтировали книги, выполняли наглядные пособия, вязали игрушки, сажали цветы на клумбах, детям нравилось шефствовать над воспитанником детского дома, оказывать им посильную помощь.

Работая по программе обслуживающий труд с элементами вязания мы начиная с простейших элементов достигли определенных успехов выполняя различные операции по технологическим картам и схемам.

Работа в доме престарелых была на ступень выше по сложности как в физическом так и в эмоциональном плане. Поняв и приняв сложную ситуацию в которую могут попасть люди пожилого возраста воспитанники с большим участием и правильным эмоциональным настроем выполняли посильную работу по оказанию помощи. Девочки проводили влажную уборку холлов, выполняли сувенирные изделий

Большую совместную работу школа проводила с межшкольным учебным комбинатом с помощью которого воспитанники не только изучали профессии обслуживающего труда но и получали удостоверения о полученной профессии.

При подготовке выпускников по профессии рабочий зеленого хозяйства воспитанники проходили практику в зеленхозе и на пришкольном участке: выращивали рассаду цветочных культур , ухаживали за деревьями и кустарниками многолетними культурами.

При подготовке учащихся 9 х классов велись мониторинги усвоения экзаменационного материала и практических навыков, которые показали положительную динамику

Выполняя задачу социализации учеников коррекционной школы VIII вида школа отслеживает пути обучения и трудоустройства своих воспитанников.

Составленная диаграмма социализации выпускников показывает повышение уровня адаптации обучения в профтехучилищах и трудоустройство.

Трудовое обучение как основной предмет специальной (коррекционной) школы VIII вида служит максимальному преодолению недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы у детей с нарушением интеллектуального развития , подготовке их к участию в производительном труде, социальной адаптации в условиях современного общества

Для достижения положительных итогов социализации и профориентации воспитанников необходимо понимать сущность современной трактовки понятия образовательных технологий и взаимодействия терминов “Методика, Дидактика, Образовательные технологии”

Таким образом ставя во главу угла критерии:

  • Почему и для чего? – однозначное и строгое определение целей обучения
  • Что? – отбор и структура содержания
  • С помощью чего? – методы, приемы и средства обучения
  • Кто? – реальный уровень квалификации учителя

Эти критерии являются основными постулатами и задача педагогов совершенствовать педагогическую деятельность по активизации умственной деятельности и формированию знаний и навыков которые смогут решить трудовую самостоятельность учащихся в современных условиях рынка труда.

Презентация.