НОД по формированию лексико-грамматических категорий по теме "Весна"

Разделы: Логопедия


Цель: обогащение словаря детей по теме “Весна”, формирование грамматических категорий.

Задачи:

1. Обогащать словарь детей существительными (весна, снег, сосульки, ручейки, проталинки); глаголами (тает, припекает, капает, журчит); прилагательными (лучистое, золотистое, весеннее), наречиями (весело, солнечно, радостно).

2. Упражнять в подборе глаголов к существительным.

3. Упражнять в подборе определений к словам.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход НОД

1. Организационный момент.

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает? (весной).

Когда приходит весна? (после зимы).

2. Непосредственно образовательная деятельность.

2.1. Стук в дверь, почтальон принес письмо.

“Письмо от Незнайки. Послушайте, что с ним случилось!”.

Чтение письма:

“Здравствуйте, дорогие дети!

Вышел я на прогулку, слепил снеговика. Полюбовался на него “Какой большой, красивый. Вместо носа - морковка, вместо глаз - угольки, а на голове - ведро. Вышел я на следующий день гулять и не узнал снеговика: не так прямо стоит, меньше ростом стал, а нос на боку, а еще через день от снеговика только небольшая кучка снега осталась, а сверху - морковка. Удивился я, что это со снеговиком случилось. А вы, ребята, как думаете?”

Ребята, Незнайка написал, то есть нарисовал в письме что с ним случилось. (рассматривание рисунков).

2.2. Беседа по серии картинок.

- Что случилось со снеговиком?

- Почему он растаял?

- Когда тает снег?

Вывод: основные признаки весны - теплее греет солнце и тает снег.

2.3. Отгадай загадки.

О чем эта загадка?

Лежит одеяло мягкое, белое.
Солнце припекло - одеяло потекло.
(снег)

О каком времени года эта загадка? (о весне)

Где раньше всего тает снег? Куда раньше приходит весна, в поле или в лес? (в поле)

Почему? Как называется то место, где растаял снег? (проталина)

Рассмотрите их на картинке, какие они?

Висит за окошком кулек ледяной,
он полон капели и пахнет весной,
(сосулька)

Что такое капель, почему ее так назвали?

Наш серебряный кинжал недолго дома пролежал, мы поднять его хотели, а он к порогу убежал. (сосулька)

Почему серебряный, почему кинжал, почему убежал? Покажите пальчиком как капают сосульки, (кап, кап).

2.3. Игра с мячом “Один - много”

Она лужа – лужи - много луж;
Ручей – ручьи - ручьев;
Льдинка – льдинки - льдинок;
Сосулька – сосульки - сосулек.

2.4. Физминутка.

Игра “Ручеек”. Дети выстраиваются попарно друг за другом. Держатся за руки, руки подняты домиком. Ведущий забегает внутрь строя, берет любого ребенка за руку, пробегая в конце они выстраиваются следом, оставшийся без пары проделывает то же самое. Ручеек движется.

2.5. Употреби словосочетание в нужной форме.

Что? - Ранняя весна

Ждем прихода чего?.......

Подготовиться к чему?....

Ожидать что?...

Наслаждаться чем?...

Мечтать о чем?.....

2.6. Чтение рассказа В.Бианки “Март”.

“Полетела Зинька в поле.

Синичке ведь где хочешь жить можно: были бы хоть кустики, а уж она себя прокормит.

В поле, в кустах, жили серые куропатки — красивые такие полевые курочки с шоколадной подковкой на груди. Целая стая их тут жила, зёрна из-под снега выкапывала.

— А где же тут спать? — спросила у них Зинька.

— А ты делай, как мы, — говорят куропатки. — Вот гляди. Поднялись все на крылья, разлетелись пошибче — да бух с разлёту в снег!

Снег сыпучий — обсыпался и прикрыл их. И сверху их никто не увидит, и тепло им там, на земле, под снегом.

“Ну нет, — думает Зинька, — синички так не умеют. Поищу себе получше ночлега”.

Нашла в кустах кем-то брошенную плетёную корзиночку, забралась в неё, да и заснула там.

И хорошо, что так сделала.

День-то простоял солнечный. Снег наверху подтаял, рыхлый стал, а ночью мороз ударил.

Утром проснулась Зинька, глядит, — где же куропатки? Нигде их не видно. А там, где они вечером в снег нырнули, наст блестит — ледяная корка.

Поняла Зинька, в какую беду попали куропатки: сидят теперь, как в тюрьме, под ледяной крышей, и выйти не могут. Пропадут там под ней все до одной! Что тут делать? Да ведь синички — боевой народ.

Зинька слетела на наст — и давай долбить его крепким своим, острым носиком. И продолбила, — большую дырку сделала. И выпустила куропаток из тюрьмы.

Вот уж они её хвалили, благодарили!

Натаскали ей зёрен, семечек разных.

— Живи с нами, никуда не улетай!

Она и жила. А солнце день ото дня ярче, день ото дня жарче. Тает, тает в поле снег. И уж так его мало осталось, что больше не ночевать в нём куропаткам: мелок стал. Перебрались куропатки в кустарник спать. Под Зинькиной корзинкой.

И вот, наконец, в поле на пригорках показалась земля. И как же все ей обрадовались!

Тут не прошло и трёх дней — откуда ни возьмись, уж сидят на проталинах чёрные, с белыми носами грачи.

— Здравствуйте! С прибытием!

Ходят важные, тугим пером поблёскивают, носами землю ковыряют: червяков да личинок из неё потаскивают.

А скоро за ними и жаворонки и скворцы прилетели, песнями залились.

Зинька с радости звенит-захлёбывается:

— Зинь-зинь-на! Зинь-зинь-на! К нам весна! К нам весна! К нам весна!

Так с этой песенкой и прилетела к Старому Воробью. И он ей сказал:

— Да. Это месяц март. Прилетели грачи, — значит, правда весна началась. Весна начинается в поле. Теперь лети на реку.”

О каких признаках весны говорит писатель?

Назови как можно больше весенних слов.

2.7. Пересказ с опорой на слайды.

3. Итог занятия