Цель: обогащение словаря детей по теме “Весна”, формирование грамматических категорий.
Задачи:
1. Обогащать словарь детей существительными (весна, снег, сосульки, ручейки, проталинки); глаголами (тает, припекает, капает, журчит); прилагательными (лучистое, золотистое, весеннее), наречиями (весело, солнечно, радостно).
2. Упражнять в подборе глаголов к существительным.
3. Упражнять в подборе определений к словам.
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход НОД
1. Организационный момент.
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает? (весной).
Когда приходит весна? (после зимы).
2. Непосредственно образовательная деятельность.
2.1. Стук в дверь, почтальон принес письмо.
“Письмо от Незнайки. Послушайте, что с ним случилось!”.
Чтение письма:
“Здравствуйте, дорогие дети!
Вышел я на прогулку, слепил снеговика. Полюбовался на него “Какой большой, красивый. Вместо носа - морковка, вместо глаз - угольки, а на голове - ведро. Вышел я на следующий день гулять и не узнал снеговика: не так прямо стоит, меньше ростом стал, а нос на боку, а еще через день от снеговика только небольшая кучка снега осталась, а сверху - морковка. Удивился я, что это со снеговиком случилось. А вы, ребята, как думаете?”
Ребята, Незнайка написал, то есть нарисовал в письме что с ним случилось. (рассматривание рисунков).
2.2. Беседа по серии картинок.
- Что случилось со снеговиком?
- Почему он растаял?
- Когда тает снег?
Вывод: основные признаки весны - теплее греет солнце и тает снег.
2.3. Отгадай загадки.
О чем эта загадка?
Лежит одеяло мягкое, белое.
Солнце припекло - одеяло потекло.
(снег)
О каком времени года эта загадка? (о весне)
Где раньше всего тает снег? Куда раньше приходит весна, в поле или в лес? (в поле)
Почему? Как называется то место, где растаял снег? (проталина)
Рассмотрите их на картинке, какие они?
Висит за окошком кулек ледяной,
он полон капели и пахнет весной,
(сосулька)
Что такое капель, почему ее так назвали?
Наш серебряный кинжал недолго дома пролежал, мы поднять его хотели, а он к порогу убежал. (сосулька)
Почему серебряный, почему кинжал, почему убежал? Покажите пальчиком как капают сосульки, (кап, кап).
2.3. Игра с мячом “Один - много”
Она лужа – лужи - много луж;
Ручей – ручьи - ручьев;
Льдинка – льдинки - льдинок;
Сосулька – сосульки - сосулек.
2.4. Физминутка.
Игра “Ручеек”. Дети выстраиваются попарно друг за другом. Держатся за руки, руки подняты домиком. Ведущий забегает внутрь строя, берет любого ребенка за руку, пробегая в конце они выстраиваются следом, оставшийся без пары проделывает то же самое. Ручеек движется.
2.5. Употреби словосочетание в нужной форме.
Что? - Ранняя весна
Ждем прихода чего?.......
Подготовиться к чему?....
Ожидать что?...
Наслаждаться чем?...
Мечтать о чем?.....
2.6. Чтение рассказа В.Бианки “Март”.
“Полетела Зинька в поле.
Синичке ведь где хочешь жить можно: были бы хоть кустики, а уж она себя прокормит.
В поле, в кустах, жили серые куропатки — красивые такие полевые курочки с шоколадной подковкой на груди. Целая стая их тут жила, зёрна из-под снега выкапывала.
— А где же тут спать? — спросила у них Зинька.
— А ты делай, как мы, — говорят куропатки. — Вот гляди. Поднялись все на крылья, разлетелись пошибче — да бух с разлёту в снег!
Снег сыпучий — обсыпался и прикрыл их. И сверху их никто не увидит, и тепло им там, на земле, под снегом.
“Ну нет, — думает Зинька, — синички так не умеют. Поищу себе получше ночлега”.
Нашла в кустах кем-то брошенную плетёную корзиночку, забралась в неё, да и заснула там.
И хорошо, что так сделала.
День-то простоял солнечный. Снег наверху подтаял, рыхлый стал, а ночью мороз ударил.
Утром проснулась Зинька, глядит, — где же куропатки? Нигде их не видно. А там, где они вечером в снег нырнули, наст блестит — ледяная корка.
Поняла Зинька, в какую беду попали куропатки: сидят теперь, как в тюрьме, под ледяной крышей, и выйти не могут. Пропадут там под ней все до одной! Что тут делать? Да ведь синички — боевой народ.
Зинька слетела на наст — и давай долбить его крепким своим, острым носиком. И продолбила, — большую дырку сделала. И выпустила куропаток из тюрьмы.
Вот уж они её хвалили, благодарили!
Натаскали ей зёрен, семечек разных.
— Живи с нами, никуда не улетай!
Она и жила. А солнце день ото дня ярче, день ото дня жарче. Тает, тает в поле снег. И уж так его мало осталось, что больше не ночевать в нём куропаткам: мелок стал. Перебрались куропатки в кустарник спать. Под Зинькиной корзинкой.
И вот, наконец, в поле на пригорках показалась земля. И как же все ей обрадовались!
Тут не прошло и трёх дней — откуда ни возьмись, уж сидят на проталинах чёрные, с белыми носами грачи.
— Здравствуйте! С прибытием!
Ходят важные, тугим пером поблёскивают, носами землю ковыряют: червяков да личинок из неё потаскивают.
А скоро за ними и жаворонки и скворцы прилетели, песнями залились.
Зинька с радости звенит-захлёбывается:
— Зинь-зинь-на! Зинь-зинь-на! К нам весна! К нам весна! К нам весна!
Так с этой песенкой и прилетела к Старому Воробью. И он ей сказал:
— Да. Это месяц март. Прилетели грачи, — значит, правда весна началась. Весна начинается в поле. Теперь лети на реку.”
О каких признаках весны говорит писатель?
Назови как можно больше весенних слов.
2.7. Пересказ с опорой на слайды.
3. Итог занятия