Цели урока:
Образовательная:
- Вывести формулу, позволяющую рассчитать давление жидкости на дно и стенки сосуда
Развивающие:
- Развить учебно-познавательную, коммуникативную компетенцию при решении задач и постановке опыта.
Воспитательная:
- Приучить учащихся к взаимопомощи. Доброжелательному отношению друг к другу, умению слушать.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Используемые средства обучения: проектор, экран. Прибор для демонстрации давления жидкости, сосуды с жидкостью разной плотности.
Ход урока
Учитель.
(1 слайд)
Природа – это храм, где камни говорят,
Хоть часто их язык бывает непонятен.
Вокруг – лес символов, тревожен, необъятен,
И символы на нас с усмешкою глядят.
Шарль Бодлер
Пытливый ум человека не делит мир на части непроницаемой перегородкой: это – лирика, это – физика. В мозгу человека все сплетено в живой и неделимый клубок мыслей и чувств. Поэтому мы сегодня не будем отделять жизненные ситуации от изучаемого предмета, попытаемся с помощью этих символов, которые преображаются в формулы, проследить переход человеческой мысли в задачи.
Предлагаю решить задачу
(2 слайд)
Рассчитайте давление на дно озера Байкал, если его глубина равна 1741 м. Плотность воды 1000 кг/м3.
(учащиеся в ходе решения задачи понимают, что им не хватает знаний.)
Учитель.
Я согласна помочь, но в необычной форме. Знания вы добываете самостоятельно. Я даю подсказки, но не бесплатно. Плата – ваши знания по прошлым темам. Если согласны, то я продаю первые три подсказки.
(3-9 слайд)
(учащиеся отвечают на вопросы составленные в виде теста.)
Учитель.
(10 слайд)
Вы видите, что у вас имеется сосуд в форме параллелепипеда, а также набор формул. Есть идеи как при помощи этих подсказок найти давление, которое оказывает вода на дно сосуда?
Если идей нет, то я могу продать еще одну подсказку.
(11 - 12 слайд)
(13 слайд)
У вас добавилась еще одна формула.
Есть идеи, как найти давление.
(Если учащиеся смогли вывести формулу давления жидкости на дно и стенки сосуда, то при нажатии на цилиндр можно перейти к слайду 20 и сравнить полученный результат. Если идей нет то можно предлагать подсказки 14–19 слайд)
(20 слайд – 22 слайд)
Обратите внимание, что давление жидкости на дно сосуда зависит только от:
Учащиеся.
- Плотности жидкости;
- Высоты столба жидкости.
Учитель.
Предлагаю записать систему СИ для всех физических величин, используемых в полученной формуле: (слайд 23)
После того, как была выведена формула, давайте попробуем сформулировать тему урока
Учащиеся.
Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда (слайд 24)
Учитель
Вернемся к нашей задаче (учащиеся решают задачу, пользуясь полученной формулой).
Учитель.
Как вы думаете, можно эту формулу проверит с помощью опыта?
Учащиеся.
Можно. Для этого необходимы:
- Жидкостный манометр;
- Прибор для демонстрации жидкости;
- Жидкости разных плотностей.
(учащиеся вместе с учителем проделывают опыты, делают выводы)
Учитель.
Предлагаю решить качественные задачи.
(слайд 25-26)
(учащиеся выдвигают свои предположение)
Предлагаю решить еще одну задачу, самостоятельно. (слайд 26-27)
Дома: 40, упр.17 (1,2)