Цели урока:
Обучающие:
- Охарактеризовать строение атома алюминия, его физические и химические свойства.
- Повторить и закрепить знания учащихся об амфотерности, на примере оксида и гидроксида алюминия.
- Охарактеризовать природные соединения алюминия, а также области применения самого алюминия и его сплавов.
Развивающие:
- Продолжить формирование умений учащихся характеризовать химические свойства веществ исходя из положения элемента в Периодической системе и строения его атома.
- Закрепить знания, умения и навыки учащихся по составлению уравнений окислительно-восстановительных реакций.
Воспитывающие:
- Развить у учащихся навыков логического мышления, умений делать выводы, обобщать и сравнивать.
Оборудование:
- Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева,
- компьютер, проектор, экран, коллекция “Алюминий и его соединения”
Реактивы:
- Образцы алюминия (полоски, куски алюминиевой проволоки, алюминиевая фольга); хлорид алюминия, гидроксид натрия, соляная кислота.
Подготовка к уроку:
Класс разбивается на группы, которые получают задание подготовить дополнительный материал по темам
- Нахождение алюминия в природе (не упоминая корунд)
- Корунд и его разновидности
- Применение алюминия в строительстве
- Применение алюминия на транспорте
- Применение алюминия в электрике и машиностроении
- Применение алюминия в фармацевтике
- Использование алюминия в упаковке и др. целях
Тип урока: изучение нового учебного материала.
Вид урока: смешанный
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вводная часть.
Учащимся предлагается ответить на вопросы учителя.
- Какой металл самый распространенный в земной коре среди металлических элементов?
- Какой металл является третьим по распространенности в земной коре среди всех элементов.
- Этот металл когда-то был дороже золота, однажды Наполеон III, император Франции дал банкет, где самые почетные гости получили посуду из этого металла, а остальные гости должны были есть из обычной золотой. Это было очень обидно. О каком металле идет речь?
- Какой металл около 100 лет назад Николай Гаврилович Чернышевский, назвал металлом социализма. И прочил ему великое будущее.
Да, действительно, это алюминий. Тема нашего сегодняшнего урока “Алюминий и его соединения”
3. Основная часть урока.
Вместе с учениками охарактеризовать положение элемента в Периодической системе Д.И.Менделеева. Обратить внимание на то, какой физический смысл имеет порядковый номер элемента, номер периода, в котором находится этот элемент, номер группы.
Ребята рассказывают о нахождении алюминия в природе, в составе каких минералов он встречается (корунд только упоминается, рассказ о нем будет дальше)
Охарактеризовать строение атома алюминия (ученик на доске строит схему строения атома, электронную формулу, распределение электронов по ячейкам). Ученики делают вывод о том, что основной степенью окисления алюминия является степень окисления +3.
Учащиеся рассматривают образцы алюминия на столе и характеризуют физические свойства алюминия (Слайд № 8). Записать физические свойства в тетрадь.
Итак, алюминий металл, значит для него характерны такие химические свойства, как взаимодействие с неметаллами. Учащимся предлагается написать реакции взаимодействия алюминия с кислородом, хлором, серой и азотом. (К доске выходят четыре человека записывают реакции и составляют схемы электронного баланса).
Взаимодействие алюминия со сложными веществами. Ребятам предлагается посмотреть на положение алюминия в электрохимическом ряду напряжений металлов и предположить, как алюминий будет взаимодействовать с водой. Одновременно учитель напоминает, что из алюминия изготовляют посуду: кастрюли, вилки, ложки. Ребята делают вывод о том, что в обычном состоянии алюминий покрыт оксидной пленкой, что препятствует его взаимодействию с водой. Если же оксидную пленку снять, то реакция происходит так же, как у наиболее активных металлов, то есть с выделением водорода.
Учитель показывает видео опыта взаимодействия алюминия с водой (можно скачать на сайте “Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов”)
Далее рассматривается взаимодействие алюминия с оксидами металлов (алюмотермия), растворами кислот и растворами щелочей. Ученики разбирают соответствующие реакции на доске. Проверка происходит с использованием презентации (Слайд № 11)
Группа учащихся, которая собирала материал о корунде, рассказывает, о том, что встречающийся в природе оксид алюминия может образовывать много аллотропных модификаций, одной из которых является корунд. Рассказ сопровождается демонстрацией слайдов (Слайд № 13-22 )
Учитель предлагает ребятам рассмотреть химические свойства оксида алюминия. Ребята вспоминают, что такое амфотерность, какие реакции характеризуют амфотерные свойства. Соответствующие реакции записываются на доске и в тетрадях учащихся.
Гидроксид алюминия также является амфотерным соединением. Ребятам предлагается, используя предложенные реактивы, получить гидроксид алюминия и подтвердить его амфотерные свойства. После обсуждения, ребята выполняют соответствующие опыты и записывают уравнения реакций в тетрадь (если времени до конца урока остается немного, то записать уравнения ребятам может быть предложено в качестве домашнего задания)
Выступают ребята с рассказом об областях применения алюминия и его соединений. Рассказ сопровождается слайдами презентации (Слайд №29 - 34)
4. Домашнее задание.
Учебник “Химия – 9” , Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман
- Параграф 42,
- Написать уравнения реакций для перехода: