Цель урока: помочь обучающимся сформировать знания о химическом уравнении как об условной записи химической реакции с помощью химических формул.
Задачи:
образовательные:
- систематизировать ранее изученный материал;
- обучать умению составлять уравнения химических реакций;
воспитательные:
- воспитывать коммуникативные навыки (работа в паре, умение слушать и слышать);
развивающие:
- развивать учебно-организационные умения, направленные на выполнение поставленной задачи;
- развивать аналитические навыки мышления.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, оценочные листы, карта рефлексии, “набор химических знаков”, тетрадь с печатной основой, реактивы: гидроксид натрия, хлорид железа(III), спиртовка,держатель,спички, лист ватмана, разноцветные химические знаки.
Презентация урока
Структура урока
І. Организационный момент.
ІІ. Актуализация знаний и умений.
ІІІ. Мотивация и целеполагание.
ІV. Изучение нового материала:
4.1 реакция горения алюминия в кислороде;
4.2 реакция разложения гидроксида железа (III);
4.3 алгоритм расстановки коэффициентов;
4.4 минута релаксации;
4.5 расставь коэффициенты;
V. Закрепление полученных знаний.
VІ. Подведение итогов урока и выставление оценок.
VІІ. Домашнее задание.
VІІІ. Заключительное слово учителя.
Ход урока
Химическая натура сложной частицы
определяется натурой элементарных
составных частей,
количеством их и
химическим строением.
Д.И.Менделеев
Учитель. Здравствуйте ,ребята. Садитесь.
Обратите внимание: у вас на столе лежит тетрадь с печатной основой (приложение 1), в которой вы сегодня будете работать, и оценочный лист, в нем вы будете фиксировать свои достижения, подпишите его.
Оценочный лист
Фамилия и имя обучающегося | |
Этапы работы | Кол-во баллов |
Тест “Физические и химические явления. Закон сохранения массы веществ” | |
Задание “Расставь коэффициенты” | |
Выходной контроль | |
Общее количество баллов | |
Оценка за урок |
Актуализация знаний и умений.
Учитель. Мы с вами познакомились с физическими и химическими явлениями, химическими реакциями и признаками их протекания. Изучили закон сохранения массы веществ.
Давайте проверим ваши знания. Я предлагаю вам открыть тетради с печатной основой и выполнить задание 1. На выполнение задания вам дается 5 минут.
Тест по теме “Физические и химические явления. Закон сохранения массы веществ”
1. Чем химические реакции отличаются от физических явлений?
- Изменение формы, агрегатного состояния вещества
- Образование новых веществ
- Изменение местоположения
2. Каковы признаки химической реакции?
Намагничивание, испарение, колебание
3. В соответствии с каким законом составляются уравнения химических реакций?
- Закон постоянства состава вещества
- Закон сохранения массы вещества
- Периодический закон
- Закон динамики
- Закон всемирного тяготения
4. Закон сохранения массы вещества открыл
- Д.И. Менделеев
- Ч. Дарвин
- М.В. Ломоносов
- И. Ньютон
- А.И. Бутлеров
5. Химическим уравнением называют
Условную запись состава вещества
Учитель. Вы выполнили работу. Я предлагаю вам осуществить ее проверку. Поменяйтесь тетрадями и осуществите взаимопроверку. Внимание на экран. За каждый правильный ответ – 1 балл. Общее количество баллов занесите в оценочные листы.
Мотивация и целеполагание.
Учитель. Используя эти знания, мы сегодня будем составлять уравнения химических реакций, раскрывая проблему “Является ли закон сохранения массы веществ основой для составления уравнений химических реакций”
Изучение нового материала.
Учитель. Мы привыкли считать, что уравнение-это математический пример, где есть неизвестное, и это неизвестное нужно вычислить. А вот в химических уравнениях обычно ничего неизвестного не бывает: в них просто записывается все формулами: какие вещества вступают в реакцию и какие получаются в ходе этой реакции. Посмотрим опыт.
(реакция соединения серы и железа)
Учитель. С точки зрения массы веществ, уравнение реакции соединения железа и серы понимается следующим образом
Железо + сера —> сульфид железа (II ) (задание 2 тпо)
Но в химии слова отражаются химическими знаками. Запишите это уравнение химическими символами.
Fe + S —> FeS
(один ученик пишет на доске, остальные в ТПО)
Учитель. Теперь прочитайте.
Обучающиеся. Молекула железа взаимодействует с молекулой серы, получается одна молекула сульфида железа (II).
Учитель. В данной реакции мы видим, что количество исходных веществ равно количеству веществ в продукте реакции.
Всегда надо помнить, что при составлении уравнений реакций ни один атом не должен потеряться или неожиданно появиться. Поэтому иногда, записав все формулы в уравнении реакции, приходиться уравнивать число атомов в каждой части уравнения – расставлять коэффициенты. Посмотрим еще один опыт
(Горение алюминия в кислороде)
Учитель. Запишем уравнение химической реакции (задание 3 в ТПО)
Al + O2 —> Al+3 O-2
Чтобы записать правильно формулу оксида, вспомним что
Обучающиеся. Кислород в оксидах имеет степень окисления -2, алюминий - химический элемент с постоянной степенью окисления +3. НОК =6
Al + O2 —> Al2O3
Учитель. Мы видим, что в реакцию вступает 1 атом алюминия, образуется два атома алюминия. Вступает два атома кислорода, образуется три атома кислорода.
Просто и красиво, но неуважительно по отношению к закону сохранения массы веществ- она разная до и после реакции.
Поэтому нам необходимо расставить коэффициенты в данном уравнении химической реакции. Для этого найдем НОК для кислорода.
Обучающиеся. НОК = 6
Учитель. Перед формулами кислорода и оксида алюминия ставим коэффициенты, чтобы число атомов кислорода слева и справа было равно 6.
Al + 3O2 —> 2Al2O3
Учитель. Теперь получаем, что в результате реакции образуется четыре атома алюминия. Следовательно, перед атомом алюминия в левой части ставим коэффициент 4
4
Al + 3O2 —> 2Al2O3
Еще раз пересчитаем все атомы до реакции и после нее. Ставим равно.
4Al + 3O2 _= 2 Al2O3
Учитель. Рассмотрим еще один пример
(учитель демонстрирует опыт по разложению гидроксида железа (III))
Fe(OH)3 —> Fe2O3 + H2O
Учитель. Расставим коэффициенты. В реакцию вступает 1 атом железа, образуется два атома железа. Следовательно, перед формулой гидроксида железа (3) ставим коэффициент 2
2
Fe(OH)3 —> Fe2O3 + H2O
Учитель. Получаем, что в реакцию вступает 6 атомов водорода (2х3), образуется 2 атома водорода.
Обучающиеся. НОК =6. 6/2 = 3. Следовательно, у формулы воды ставим коэффициент 3
2Fe(OH)3 —> Fe2O3 + 3H2O
Учитель. Считаем кислород.
Обучающиеся. Слева - 2х3 =6; справа – 3+3 = 6
Обучающиеся. Количество атомов кислорода ,вступивших в реакцию, равно количеству атомов кислорода, образовавшихся в ходе реакции. Можно ставить равно.
2Fe(OH)3 = Fe2O3 +3 H2O
Учитель. Теперь давайте обобщим все сказанное ранее и познакомимся с алгоритмом расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций.
- Подсчитать количество атомов каждого элемента в правой и левой части уравнения химической реакции.
- Определить, у какого элемента количество атомов меняется, найти НОК.
- Разделить НОК на индексы – получить коэффициенты. Поставить их перед формулами.
- Пересчитать количество атомов, при необходимости действие повторить.
- Последним проверить количество атомов кислорода.
Учитель. Вы хорошо потрудились и , наверное, устали. Я предлагаю вам расслабиться, закрыть глаза и вспомнить какие-либо приятные моменты жизни. У кажого из вас они разные. Теперь откройте глаза и сделайте круговые движения ими сначала по часовой стрелке, затем – против. Теперь интенсивно подвигайте глазами по горизонтали: направо-налево,и вертикали: вверх –вниз.
А сейчас активизируем мыслительную деятельность и помассируем мочки ушей.
Учитель. Продолжаем работу.
В тетрадях с печатной основой выполним задание 5. Работать вы будете в парах. Вам необходимо расставить коэффициенты в уравнених химических реакций. На выполнение задания дается 10 минут.
P + Cl2 —> PCl5
Na + S —> Na2S
HCl + Mg —> MgCl2 + H2
N2 + H2 —> NH3
H2O —> H2 + O2
Учитель. Проверим выполнение задания (учитель опрашивает и выводит на слайд правильные ответы). За каждый правильно поставленный коэффициент – 1 балл.
С заданием вы справились. Молодцы!
Учитель. Теперь давайте вернемся к нашей проблемы.
Ребята, как вы считаете, является ли закон сохранения массы веществ основой для составления уравнений химических реакций.
Обучающиеся. Да, в ходе урока мы доказали, что закон сохранения массы веществ – основа для составления уравнений химических реакций.
Закрепление знаний.
Учитель. Все основные вопросы мы изучили. Теперь выполним небольшой тест, который позволит увидеть, как вы освоили тему. Вы должны на него отвечать только “да” или “нет”. На работу дается 3 минуты.
Утверждения
- В реакции Ca + Cl2 —> CaCl2 коэффициенты не нужны. (Да)
- В реакции Zn + HCl —> ZnCl2 + H2 коэффициент у цинка 2. (Нет)
- В реакции Ca + O2 —> CaO коэффициент у оксида кальция 2. (Да)
- В реакции CH4 —> C + H2 коэффициенты не нужны. (Нет)
- В реакции CuO + H2 —> Cu + H2O коэффициент у меди 2. (Нет)
- В реакции C + O2 —> CO коэффициент 2 надо поставить и у оксида углерода (II) , и у углерода. (Да)
- В реакции CuCl2 + Fe —> Cu + FeCl2 коэффициенты не нужны. (Да)
Учитель. Проверим выполнение работы. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Итог урока.
Учитель. Вы справились хорошо с заданием. Сейчас подсчитайте общее количество набранных баллов за урок и поставьте себе оценку согласно рейтингу, который вы видите на экране. Сдайте мне оценочные листы для выставления вашей оценки в журнал.
Домашнее задание.
Учитель. Наш урок подошел к концу, в ходе которого мы смогли доказать, что закон сохранения массы веществ является основой для составления уравнений реакций, и научились составлять уравнения химических реакций. И, как финальная точка, запишите домашнее задание
Параграф 27,
- упр. 1 – для тех, кто получил оценку “3”
- упр. 2– для тех, кто получил оценку “4”
- упр. 3 – для тех, кто получил оценку “5”
Заключительное слово учителя.
Учитель. Я благодарю вас за урок. Но прежде чем вы покинете кабинет, обратите внимание на таблицу (учитель показывает на лист ватмана с изображением таблицы и разноцветными химическими знаками). Вы видите химические знаки разного цвета. Каждый цвет символизирует ваше настроение.. Я предлагаю вам составить свою таблицу химических элементов (она будет отличаться от ПСХЭ Д.И.Менделеева) – таблицу настроения урока. Для этого вы должны подойти к нотному листу, взять один химический элемент, согласно той характеристике, которую вы видите на экране, и прикрепить в ячейку таблицы. Я сделаю это первой, показав вам свою комфортность от работы с вами.
- F Мне было на уроке комфортно, я получил ответ на все интересующие меня вопросы.
- F На уроке я достиг цели наполовину.
- F Мне на уроке было скучно, я ничего не узнал нового.