В настоящее время педагогам стало особенно заметно, что дети, приступающие к обучению в школе, не достигают достаточной психофизиологической зрелости для успешного освоения таких школьных навыков как письмо, чтение, счет. Недостаточно развита также и связная речь.
Учителя часто сталкиваются с тем, что у ребенка наблюдается моторная неловкость, затруднения в усвоении алгоритмических действий, имеются трудности в построении связного высказывания. При выполнении письменных работ дети совершают большое количество грамматических ошибок, даже зная правила правописания, пропускают буквы на письме, с трудом осваивают навык счёта и решения задач.
Стоит ли удивляться этому, если кардинально изменилось само детство. Вместо дворовых подвижных игр с правилами, ролевых игр, построения затейливых игровых сюжетов в разновозрастных компаниях в жизнь детей пришла виртуальная реальность.
Кроме того, родители начинают обучать ребенка письму и чтению слишком рано, до того, как возникает функциональная зрелость, что приводит к закреплению неправильного навыка [2].
Вот и приходят первоклассники, обученные азам чтения и счета, но не способные полноценно усваивать программу начальной школы.
В основе данных трудностей лежит недостаточная сформированность произвольности и серийной организации движений. Эти выводы сделали ведущие отечественные ученые в области нейропсихологии. Для того чтобы сформировать красивый почерк, разборчивое написание букв, необходим определенный уровень развития двигательных актов или серии плавно сменяющих друг друга движений. Если мы наблюдаем моторную неловкость, разорванность, а не плавность в движениях, это приводит к тому, что двигательные навыки письма не автоматизируются, каждый элемент двигательной серии выполняется отдельно, появляются лишние элементы, пропуски букв и другие ошибки[1,5]. Одновременно такое письмо требует постоянного сознательного контроля, поэтому “на преодоление орфографических трудностей ресурсов внимания не остается, и ребенок делает много подобных ошибок, число которых увеличивается по мере того, как он устает [4]. Подобные механизмы действуют и при чтении текста, для правильного и быстрого прочтения слов и предложений необходимы правильно организованные движения глаз в нужном направлении.
Произнесение каждого слова — это тоже серия плавно сменяющихся артикуляторных движений. Поэтому так важно заниматься развитием ритмических движений и произвольности[3].
Опираясь на знания о физиологической основе формирования учебных навыков, на знания нейропсихологии и труды ведущих учёных в этой области – Лурия А.Р., Ахутиной Т.В., Визель Т.Г., специалисты Ломоносовской школы разработали систему профилактической помощи ребёнку в рамках школьной программы.
Целью данной системы нейропсихологического сопровождения является развитие произвольности и серийной организации движений и действий. Система состоит из нескольких этапов:
- обучение учителей пониманию механизмов возникновения учебных трудностей и ошибок у детей.
- использование на уроках специальных приёмов и упражнений, направленных на развитие серийной организации движений и произвольности.
- оценка эффективности технологии.
Технология применяется на следующих уроках:
- математика
- письмо
- чтение
- ИЗО
- физкультура и ритмика
Работа по данной технологии проводится ежедневно в рамках урока и состоит из физминуток и предметных упражнений.
Физминутки направлены не только на развитие серийной организации движений, но и на активацию работы мозга и снижение напряжения в мышцах. Это способствует лучшему усвоению информации на уроке. Поэтому их рекомендуется проводить каждые 15-20 минут.
Предметные упражнения самостоятельно составляются учителем с учетом темы урока, отрабатываемого материала, возраста детей и уровня их развития. Достаточно использовать 1 упражнение на уроке в течение 2-3 минут.
Принципы:
- Цикличное повторение элементов в заданном ритме
- Последовательное усложнение инструкции
- Переход к более сложному заданию после полного усвоения предыдущего этапа
Математика
Физминутка
Детям предлагается работать в парах.
Ребята считают вслух от 1 до 10 по очереди называя цифры, сопровождая счет хлопками (один счет, один хлопок). Усложнение: обратный счет; один считает в прямом порядке, другой в обратном (1-10; 2-9; 3-8 и т.д.); один хлопок в ладоши, один по ногам; при назывании четной цифры дотронуться до левого уха правой рукой, при назывании нечетной – до правого уха левой рукой.
Упражнения для развития произвольности и самоконтроля на математике.
Ребенок получает карточку, на которой изображен столбик из двух цифр. Предлагается осуществить математические действия с цифрами по заданной программе.
Программа представляет последовательность математических действий и написана на доске. Например: + - + -
- 2 ... 8 =
- 5 ... 3 =
- 1 ... 9 =
- 6 ... 2 =
- 4 ... 6 =
Правильные ответы: 10; 2; 10; 4; 10
Для усложнения можно:
- Менять последовательность действий (например: + + - -; + + + -)
- Столбики цифр предъявлять фронтально на доске, а ребенку записывать только ответы.
Письмо
Детям предлагается работать в парах.
Физминутка
Ребята встаньте, повернитесь друг к другу. Возьмите карандаш в правую руку. На счет “раз” переложите карандаш в левую руку. На счет “два” передайте партнеру в правую руку. (на счет “два” происходит одновременная работа двух рук, одной ребенок берет, другой отдает). Учитель задает ритм.
Усложнение: вместо счета используем скороговорки, отчитывая их в определенном ритме. Например, “Тощий немощный Кощей, тащит ящик овощей”, или правила “ЖИ, ШИ – пиши через И”. Ритм можно изменять, то увеличивая, то уменьшая прямо в процессе выполнения упражнения, что способствует развитию самоконтроля.
Упражнения для развития серийной организации и произвольности на письме. Можно использовать тренинговую программу “Ритмический теппинг” (модифицированный вариант программы М.Г. Храковской [6,7])
Цель: упражнения направлены на тренировку способности удерживать строку, регулировать направления, амплитуду движений на письме.
1 этап - Трёхэлементный такт.
Слитное написание 3 одинаковых элементов с паузой между тактами;
Рис 1.
2 этап - два трёхэлементных такта. Слитное написание без остановки и без интервала (слитное написание 6 элементов)
Рис 2.
Написание орнамента в заданном ритме сопровождается:
- синхронным счётом до трёх в такт каждому элементу;
- зрительным восприятием образца орнамента, данного для копирования;
- зрительным восприятием цифровой схемы программы.
Чтение
Дети работают самостоятельно стоя рядом с партами.
Физкультминутка
Использование глазодвигательных упражнений.
Слежение за ярким предметом под ритм.
Ребёнок смотрит прямо перед собой, в руке держит карандаш красного цвета. Начинаем отработку движений глаз по четырём основным направлениям (вверх, вниз, вправо, влево) под ритм. В третьем и четвёртом классе подобным образом прорабатываем вспомогательные направления – по диагоналям, к себе (сведение глаз к центру) и от себя.
Упражнения для развития серийной организации и произвольности в чтении.
- Чтение слов по слогам под отстукиваемый взрослым ритм.
- Перечисление букв в обратном порядке. Остановки между словами нет. Учитель отстукивает ритм.
- Чтение только после гласных букв в словарных словах под ритм.
- Чтение слов по слогам под отстукиваемый взрослым ритм.
- Двухкратное произнесение слов при чтении.
- Чтение текста через слово.
Изобразительное искусство
Упражнения на развитие серийной организации движений на уроке изобразительного искусства.
“Ритмические рисунки” используются в начале урока, в качестве разминки. Это могут быть различные орнаменты, “косички”, повторяющиеся графические элементы. Важно рисовать их в определенной последовательности, сопровождая действия отстукиванием ритма. При освоении ребенком простых орнаментов, учитель предлагает более сложные изображения. В дальнейшем можно подключать изменения положения орнаментов в пространстве, совершая действия не только в определенном ритме, но и под диктовку.
Рис. 3а |
Рис. 3б |
Физкультура
Упражнения на развитие серийной организации в общей моторике.
На уроке физкультуры используются различные двигательные упражнения, совершаемые в определенном ритме. Задавать ритм может музыка или счет учителя.
Как правило, эти упражнения служат ритуалом начала урока. В нашей школе мы используем: скипинг, подбрасывание мяча в определенном ритме, жонглирование предметами, музыкально-танцевальные разминки, например, “Джаз денс”, аналоги бразильской песенки “Соку Бачи”.
Результативность
Результативность измеряется с помощью оценки качества обученности. Для оценки результативности применяемой технологии использовались измерения качества обученности в 3 группах: экспериментальной 2Б и контрольных 2А и 2В. Измерение проводились в начале, середине и в конце учебного года (рис.4.)
Динамика качества обученности по предметам математика и русский язык.
Класс | Прирост на конец 2 четверти | Прирост на конец 4 четверти | ||
Русский Язык | Математика | Русский язык | Математика | |
2А | 9% | 8% | 17% | 14% |
2Б | 13% | 21% | 31% | 39% |
2В | 11% | 11% | 20% | 19% |
В результате применения данной технологии увеличилось количество учеников, почерк которых можно охарактеризовать как аккуратный, разборчивый, равномерный. В письменных работах уменьшилось число грамматических ошибок. Снизилось количество ошибок при выполнении математических вычислений, при решении задач разных типов. У детей быстрее формируется навык связной речи, улучшается качество чтения.
Список использованной литературы:
- Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., Яблокова Л.В. Нейропсихологический подход к профилактике трудностей обучения. Методы развития навыков программирования и контроля – М., “Школа здоровья”, т.2, N.4, 1995
- Марьяна Безруких: Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь – М., ЭКСМО, 2009
- Визель Т.Г. Основы нейропсихологии – М., В. Секачёв, 2013
- Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма - М., 1950.
- Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М., “Институт практической психологии”, 1996.
- Кузева О.В., Романова А.А., Корнеев А.А., Ахутина Т.В. Динамика программирования и контроля и серийной организации движений как базовых компонентов письма (по данным графомоторных проб) - М., Психологическая наука и образование. 2015. Т 20.
- Храковская М. Г. Методика восстановления и формирования двигательного навыка письма // Логопед. 2004. № 3.