Нейропсихология на уроке

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


В настоящее время педагогам стало особенно заметно, что дети, приступающие к обучению в школе, не достигают достаточной психофизиологической зрелости для успешного освоения таких школьных навыков как письмо, чтение, счет. Недостаточно развита также и связная речь.

Учителя часто сталкиваются с тем, что у ребенка наблюдается моторная неловкость, затруднения в усвоении алгоритмических действий, имеются трудности в построении связного высказывания. При выполнении письменных работ дети совершают большое количество грамматических ошибок, даже зная правила правописания, пропускают буквы на письме, с трудом осваивают навык счёта и решения задач.

Стоит ли удивляться этому, если кардинально изменилось само детство. Вместо дворовых подвижных игр с правилами, ролевых игр, построения затейливых игровых сюжетов в разновозрастных компаниях в жизнь детей пришла виртуальная реальность.

Кроме того, родители начинают обучать ребенка письму и чтению слишком рано, до того, как возникает функциональная зрелость, что приводит к закреплению неправильного навыка [2].

Вот и приходят первоклассники, обученные азам чтения и счета, но не способные полноценно усваивать программу начальной школы.

В основе данных трудностей лежит недостаточная сформированность произвольности и серийной организации движений. Эти выводы сделали ведущие отечественные ученые в области нейропсихологии. Для того чтобы сформировать красивый почерк, разборчивое написание букв, необходим определенный уровень развития двигательных актов или серии плавно сменяющих друг друга движений. Если мы наблюдаем моторную неловкость, разорванность, а не плавность в движениях, это приводит к тому, что двигательные навыки письма не автоматизируются, каждый элемент двигательной серии выполняется отдельно, появляются лишние элементы, пропуски букв и другие ошибки[1,5]. Одновременно такое письмо требует постоянного сознательного контроля, поэтому “на преодоление орфографических трудностей ресурсов внимания не остается, и ребенок делает много подобных ошибок, число которых увеличивается по мере того, как он устает [4]. Подобные механизмы действуют и при чтении текста, для правильного и быстрого прочтения слов и предложений необходимы правильно организованные движения глаз в нужном направлении.

Произнесение каждого слова — это тоже серия плавно сменяющихся артикуляторных движений. Поэтому так важно заниматься развитием ритмических движений и произвольности[3].

Опираясь на знания о физиологической основе формирования учебных навыков, на знания нейропсихологии и труды ведущих учёных в этой области – Лурия А.Р., Ахутиной Т.В., Визель Т.Г., специалисты Ломоносовской школы разработали систему профилактической помощи ребёнку в рамках школьной программы.

Целью данной системы нейропсихологического сопровождения является развитие произвольности и серийной организации движений и действий. Система состоит из нескольких этапов:

  • обучение учителей пониманию механизмов возникновения учебных трудностей и ошибок у детей.
  • использование на уроках специальных приёмов и упражнений, направленных на развитие серийной организации движений и произвольности.
  • оценка эффективности технологии.

Технология применяется на следующих уроках:

  • математика
  • письмо
  • чтение
  • ИЗО
  • физкультура и ритмика

Работа по данной технологии проводится ежедневно в рамках урока и состоит из физминуток и предметных упражнений.

Физминутки направлены не только на развитие серийной организации движений, но и на активацию работы мозга и снижение напряжения в мышцах. Это способствует лучшему усвоению информации на уроке. Поэтому их рекомендуется проводить каждые 15-20 минут.

Предметные упражнения самостоятельно составляются учителем с учетом темы урока, отрабатываемого материала, возраста детей и уровня их развития. Достаточно использовать 1 упражнение на уроке в течение 2-3 минут.

Принципы:

  • Цикличное повторение элементов в заданном ритме
  • Последовательное усложнение инструкции
  • Переход к более сложному заданию после полного усвоения предыдущего этапа

Математика

Физминутка

Детям предлагается работать в парах.

Ребята считают вслух от 1 до 10 по очереди называя цифры, сопровождая счет хлопками (один счет, один хлопок). Усложнение: обратный счет; один считает в прямом порядке, другой в обратном (1-10; 2-9; 3-8 и т.д.); один хлопок в ладоши, один по ногам; при назывании четной цифры дотронуться до левого уха правой рукой, при назывании нечетной – до правого уха левой рукой.

Упражнения для развития произвольности и самоконтроля на математике.

Ребенок получает карточку, на которой изображен столбик из двух цифр. Предлагается осуществить математические действия с цифрами по заданной программе.

Программа представляет последовательность математических действий и написана на доске. Например: + - + -

  • 2 ... 8 =
  • 5 ... 3 =
  • 1 ... 9 =
  • 6 ... 2 =
  • 4 ... 6 =

Правильные ответы: 10; 2; 10; 4; 10

Для усложнения можно:

  1. Менять последовательность действий (например: + + - -; + + + -)
  2. Столбики цифр предъявлять фронтально на доске, а ребенку записывать только ответы.

Письмо

Детям предлагается работать в парах.

Физминутка

Ребята встаньте, повернитесь друг к другу. Возьмите карандаш в правую руку. На счет “раз” переложите карандаш в левую руку. На счет “два” передайте партнеру в правую руку. (на счет “два” происходит одновременная работа двух рук, одной ребенок берет, другой отдает). Учитель задает ритм.

Усложнение: вместо счета используем скороговорки, отчитывая их в определенном ритме. Например, “Тощий немощный Кощей, тащит ящик овощей”, или правила “ЖИ, ШИ – пиши через И”. Ритм можно изменять, то увеличивая, то уменьшая прямо в процессе выполнения упражнения, что способствует развитию самоконтроля.

Упражнения для развития серийной организации и произвольности на письме. Можно использовать тренинговую программу “Ритмический теппинг” (модифицированный вариант программы М.Г. Храковской [6,7])

Цель: упражнения направлены на тренировку способности удерживать строку, регулировать направления, амплитуду движений на письме.

1 этап - Трёхэлементный такт.

Слитное написание 3 одинаковых элементов с паузой между тактами;

 

Рис 1.

2 этап - два трёхэлементных такта. Слитное написание без остановки и без интервала (слитное написание 6 элементов)

Рис 2.

Написание орнамента в заданном ритме сопровождается:

  • синхронным счётом до трёх в такт каждому элементу;
  • зрительным восприятием образца орнамента, данного для копирования;
  • зрительным восприятием цифровой схемы программы.

Чтение

Дети работают самостоятельно стоя рядом с партами.

Физкультминутка

Использование глазодвигательных упражнений.

Слежение за ярким предметом под ритм.

Ребёнок смотрит прямо перед собой, в руке держит карандаш красного цвета. Начинаем отработку движений глаз по четырём основным направлениям (вверх, вниз, вправо, влево) под ритм. В третьем и четвёртом классе подобным образом прорабатываем вспомогательные направления – по диагоналям, к себе (сведение глаз к центру) и от себя.

Упражнения для развития серийной организации и произвольности в чтении.

  • Чтение слов по слогам под отстукиваемый взрослым ритм.
  • Перечисление букв в обратном порядке. Остановки между словами нет. Учитель отстукивает ритм.
  • Чтение только после гласных букв в словарных словах под ритм.
  • Чтение слов по слогам под отстукиваемый взрослым ритм.
  • Двухкратное произнесение слов при чтении.
  • Чтение текста через слово.

Изобразительное искусство

Упражнения на развитие серийной организации движений на уроке изобразительного искусства.

“Ритмические рисунки” используются в начале урока, в качестве разминки. Это могут быть различные орнаменты, “косички”, повторяющиеся графические элементы. Важно рисовать их в определенной последовательности, сопровождая действия отстукиванием ритма. При освоении ребенком простых орнаментов, учитель предлагает более сложные изображения. В дальнейшем можно подключать изменения положения орнаментов в пространстве, совершая действия не только в определенном ритме, но и под диктовку.

Рис. 3а
Рис. 3б

Физкультура

Упражнения на развитие серийной организации в общей моторике.

На уроке физкультуры используются различные двигательные упражнения, совершаемые в определенном ритме. Задавать ритм может музыка или счет учителя.

Как правило, эти упражнения служат ритуалом начала урока. В нашей школе мы используем: скипинг, подбрасывание мяча в определенном ритме, жонглирование предметами, музыкально-танцевальные разминки, например, “Джаз денс”, аналоги бразильской песенки “Соку Бачи”.

Результативность

Результативность измеряется с помощью оценки качества обученности. Для оценки результативности применяемой технологии использовались измерения качества обученности в 3 группах: экспериментальной 2Б и контрольных 2А и 2В. Измерение проводились в начале, середине и в конце учебного года (рис.4.)

Динамика качества обученности по предметам математика и русский язык.

Класс Прирост на конец 2 четверти Прирост на конец 4 четверти
  Русский Язык Математика Русский язык Математика
9% 8% 17% 14%
13% 21% 31% 39%
11% 11% 20% 19%

В результате применения данной технологии увеличилось количество учеников, почерк которых можно охарактеризовать как аккуратный, разборчивый, равномерный. В письменных работах уменьшилось число грамматических ошибок. Снизилось количество ошибок при выполнении математических вычислений, при решении задач разных типов. У детей быстрее формируется навык связной речи, улучшается качество чтения.

Список использованной литературы:

  1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., Яблокова Л.В. Нейропсихологический подход к профилактике трудностей обучения. Методы развития навыков программирования и контроля – М., “Школа здоровья”, т.2, N.4, 1995
  2. Марьяна Безруких: Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь – М., ЭКСМО, 2009
  3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии – М., В. Секачёв, 2013
  4. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма - М., 1950.
  5. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М., “Институт практической психологии”, 1996.
  6. Кузева О.В., Романова А.А., Корнеев А.А., Ахутина Т.В. Динамика программирования и контроля и серийной организации движений как базовых компонентов письма (по данным графомоторных проб) - М., Психологическая наука и образование. 2015. Т 20.
  7. Храковская М. Г. Методика восстановления и формирования двигательного навыка письма // Логопед. 2004. № 3.