Золотой век Афин

Разделы: МХК и ИЗО


Форма урока: углубление в тему

Методы: словесные, наглядные, беседа, рассказ

Цель урока:

  • дать понятие о всемирно-историческом значении художественной культуры Древней Греции;
  • определить значение архитектуры Эллады на развитие мирового зодчества;
  • способствовать воспитанию художественного вкуса у учащихся

Задачи урока:

Обучающие:

  • закрепление знаний и значения о понятии “Античность”;
  • закрепить знания о понятии “Акрополь”, ордерная система, пинакотека;
  • ордерной системы Древней Греции и её основных элементов;
  • важнейших памятников и афинского Акрополя.

Развивающие:

  • анализировать особенности комплекса афинского Акрополя и его основных памятников;
  • пространственно мыслить, ориентируясь по представленным фотографиям памятников Акрополя;
  • давать определения новым архитектурным понятиям;
  • умение работать с учебников и лекционным материалом.

Воспитывающие:

  • приобщать к навыкам:
  • работы с литературным текстом и выразительного чтения;
  • умения культурно вести дискуссию;
  • аргументировать свою точку зрения и выслушивать чужую;

Оборудование:

  • мультимедийное оборудование, компьютер, презентация урока (Приложение 1), учебник, печатный лекционный дополнительный материал, разрезные карточки для теста, самостоятельной работы.

I. У: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами на уроке продолжаем изучать античную архитектуру. Но для начала, чтобы двигаться дальше, давайте вспомним:

- Что обозначает термин “Античность”?

Ответы учащихся

У: Да, этот термин употребляется по отношению к культуре и истории Древнего Рима и Древней Греции. Возник этот термин в xv веке.

Ребята, где возникла и стала развиваться культура античности?

Ответы учащихся

У: Да, верно, культура античности стала развиваться на островах и побережье Эгейского моря.

Ребята, вспомните, пожалуйста, где находились важнейшие культурные центры Эгейской культуры?

Ответы учащихся

У: да, верно. Важнейшие центры Эгейской культуры находились на острове Крит.

Хорошо, молодцы, вспомнили.

Итак, сегодня мы продолжаем с вами и тема нашего урока “Золотой век Афин”, “Афины – центр греческой цивилизации” и мы отправляемся в путешествие в Древнюю Элладу по Афинскому Акрополю.

II. Новая тема:

“Греческая культура – одна из непревзойдённых вершин в развитии греческой цивилизации”. Доказательство этому изречению мы должны найти, путешествуя по Древней Элладе.

Мы находимся с вами на юге Балканского полуострова. Как говорил древнегреческий философ Протагор “Человек есть мера всех вещей” - это главный принцип мировоззрения Протагора.

Эта идея стала основополагающей для всей культуры Греции. Богов эллины (народ Эллады) наделяли человеческими образами и характерами. Огромной пропасти между людьми и богами не существовало. Была сформирована система этики, права, законов на основе человеческой мудрости, а не на основе деяния богов.

Народ Древней Греции был влюблён в гармонию природы. Он во всём стремился увидеть соразмерность.

В период античности на Балканском полуострове начинают возникать мелкие города – государства – ПОЛИСЫ.

В честь божества в городах строятся храмы. Греческий храм в своей основе имеет прямоугольное здание без окон, окружённое 1 или 2 рядами колонн. Внутри храма всегда находилась статуя божества, в честь которого был построен этот храм.

Посмотрите пожалуйста на Храм Посейдона в Пестуме на слайде. Мы можем увидеть ряд колонн (стоек), на которые уложены камни (балки).

Такая система конструкций называется СТОЕЧНО – БАЛОЧНОЙ.

В этой системе греки выработали свой ряд архитектурных форм и дали ему название – ОРДЕР (от лат. Ordo) – порядок.

Таким образом, в Греции родилась ОРДЕРНАЯ СИСТЕМА.

Сейчас, современное понятие ОРДЕР обозначает – художественную систему несущих и несомых конструкций.

Древнегреческая архитектура создала 3 ордерных системы:

  • Дорический ордер
  • Ионический ордер
  • Коринфский ордер

Давайте ещё раз посмотрим на Храм Посейдона в Пестуме.

Подумайте, какая конструкция относится к несущей, а какая к несомой?

Ответы учащихся

Основание здания у греческих храмов называлось СТИЛОБАТ.

Стилобат имел ступенчатую форму. На него помещалось основное помещение, окружённое колоннами. На колонны укладывается АНТАБЛЕМЕНТ, который делится на 2 части – ФРИЗ и АРХИТРАВ. Завершалось здание ФРОНТОНОМ.

Несмотря на общность составляющих элементов, ордеры различаются по формам, пропорциям, архитектурным деталям и декоративному убранству. Каждый ордер имеет определённую эмоциональную нагрузку, которая используется для выражения общей идеи здания.

(вместе с учащимися по слайду определяются различия форм ордеров)

Дорический – почти лишён украшений, колонны стоят тесно, антаблемент крупный.

Ионический – воплощает нежность и грациозность. Его колонны тоньше и стоят несколько шире. Детали украшены резным орнаментом и скульптурным рельефом.

Коринфский – олицетворяет красоту и величие. Богато декорирован стилизованными листьями АКАНФА – южного дерева.

Чаще всего древние греки использовали дорический и ионический ордер.

На вашем столе лежат распечатки ордерной системы древней Греции.

Посмотрите, пожалуйста и подумайте, на ваш взгляд, с какой фигурой

(с мужской или женской), ассоциировалась дорическая колонна, а с какой ионическая?

Ответы учащихся

Дорическая – с мужской фигурой

Ионическая- с женской фигурой.

Правильно, молодцы!

Итак, мы с вами теперь знаем, что Греческая культура образовала ордерную систему: дорическую, ионическую, коринфскую.

III. Самостоятельная работа учащихся по карточкам

Сейчас вам будет такое задание.

Перед вами лежат разрезанные фрагменты ордерной системы. Вам нужно правильно восстановить все ордеры опираясь на подсказки. (работа по карточкам).

Ну что же, мы с вами двигаемся дальше.

IV. Углубление в тему:

Святыней каждого греческого города был акрополь – верхний город, который первоначально являлся крепостью, а позднее стал играть роль религиозного и культурного центра. В одной из долин Аттики 25 веков назад расцветает замечательный город – Афины.

Ребята, а как называется центральная укреплённая часть города в русских городах? (Подвести к понятию Кремль в Москве).

Правильно, так вот своеобразным Кремлём в Греции являлся Акрополь в Афинах – одно из высших достижений древнегреческой архитектуры.

Ребята, найдите, пожалуйста, в учебниках, что же говорили об Афинах?

Учащиеся находят и зачитывают изречение:

“Да ты – чурбан, коли, Афин не видывал,

Осёл – коли, увидев, не пришёл в восторг,

Верблюд – коли покинул их по своей воле”

449 год до н.э., это время правления вождя афинской демократии – ПЕРИКЛА. Это время ещё называют “золотым веком Перикла”. Символом взлёта культуры этого периода стал вновь созданный комплекс Афинского акрополя, под руководством зодчего Фидия (447г., до н.э.)

Афинский Акрополь расположился на скале, возвышающейся на 150м над уровнем моря. Он являлся композиционным центром города, раскинувшегося у его подножия. Акрополь органически был связан с окружающим ландшафтом, средиземное море, горы – всё это подчёркивало его красоту и величавость.

Вход в Акрополь осуществлялся через Пропилеи, которые находились в центральной части.

Ребята, зачитайте из учебника, стихотворение писателя, философа и поэта Дмитрия Мережковского (учащиеся находят и зачитывают)

V. Работа с домашним заданием учащихся:

На прошлом уроке, вам было дано домашнее задание – подготовить сообщения об архитектурных сооружения Акрополя:

ПАРФЕНОН

Храм Ники Аптерос

Театр ДионИса

Ребята, посмотрите, пожалуйста, ещё около каждого греческого храма, который был воздвигнут в честь какого то божества, находилось святилище – ПИНАКОТЕКА, где находились статуи, скульптуры и т.д.

Найдите в тесте учебника стихотворение поэта Волошина, прочитайте его. О чём идёт речь???

Ответы учащихся

VI. Подведение к итогу урока:

Итак, давайте сейчас закрепим всё то, что мы с вами узнали на уроке:

Сколько ордерных систем появилось в Древней Греции?

- (дорическая ионическая, коринфская.

Какой ордер ассоциировался с мужской, а какой с женской фигурой?

  • Мужская – дорический,
  • Женская – ионическая.

Так, а дальше я вам предлагаю, ответить на вопросы тестового задания.

Для этого у вас на столе лежат карточки с буквами – А, Б, В, то есть буква означает ответ. Вы, поднимаете карточку с буквой ответа, и мы проверяем правильно или нет.

Проверка и оценивание учащихся

VII. Домашнее задание:

VIII. Итог урока:

Ну что ж, мне хочется сегодняшний урок закончить словами уже известного вам русского поэта, литературного критика Дмитрия Мережковского, который после посещения Греции написал такие строки:

“Я взглянул, увидел всё и сразу понял – сказы Акрополя, Парфенон, Храмы – и почувствовал, что не забуду до самой смерти...

В душу хлынула радость того великого, освобождения от жизни, которое даёт красота... Мне показалось, что всё моё прошлое, всё прошлое человечества, все двадцать веков, мятущихся и скорбных веков остались там, позади и ничего уже не возмутит царящей здесь гармонии и вечного покоя... Только здесь, в Акрополе, понимаешь, что значит дух свободы великого греческого народа...”

Спасибо за урок, до свидания!